Интимные отношения до брака – запрещать бессмысленно, позволять нельзя

|
Наверное, каждый родитель-христианин задавался вопросом, как объяснить взрослеющему ребёнку, что интимные отношения до брака – дело недопустимое. Ситуацию усложняет, что близкие отношения до брака в обществе стали почти нормой, и это транслируется, в том числе в хороших добрых семейных фильмах. Как же быть? Отвечает протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института Христианской Психологии.

Как донести до подростка, что интимные отношения до брака относятся к категории «нельзя»?

Протоиерей Андрей Лоргус

Протоиерей Андрей Лоргус

Категория «нельзя» работает очень плохо. И без того многие взрослые и дети воспринимают христианство как религию запретов. А на подростков религия запретов действует довольно плохо: любые запреты они воспринимают как вызов, искушение, которое нужно отменить, преодолеть, нарушить. Если не понимать, для чего все это нужно, то выйдет все наоборот.

Поэтому я бы говорил не о запретах, а о воспитании ответственности. А оно в отношении подростков начинается, прежде всего, с уважения к себе, к своему полу, к своей природе.

Это уважение включает в себя уважение ко всем частям своего тела и своей физиологии, которая и есть выражение пола.

То есть речь не об абстрактном, а именно о мужском теле и женском, об уважении к нему как к «храму святого Духа» (1 Кор 6:19), как к творению Божьему. Это означает, что все физиологические сексуальные способности сотворил Господь.

С другой стороны воспитание отношения к браку. Понимание, что брак это многосложное состояние человека, в котором есть семейные и родовые аспекты, аспекты личностные, любовные, отношения дружбы и так далее. В том числе, есть сексуальная сторона, которая является непременной и очень важной частью брака.

Далее вновь возникает вопрос ответственности. В какой степени ответственен молодой человек, подросток за себя как за личность, за своё тело, за то, что в нём происходит, за своё влечение к другому полу?

Ответственность мужчины, кроме всего прочего, это ответственность за свое семя. Поэтому, как только мальчик понимает, что семя его созрело, он отвечает за то, куда и как оно «будет посеяно», что с ним произойдёт.

Равно и девушки, которые созревают раньше, с самого начала возникновения у них месячных, могут нести ответственность за возможную беременность. Эта ответственность очень важна для понимания подростков, которые уже столкнулись со зрелостью своих сексуальных функций.

Если юноша и девушка вступают в сексуальные отношения, с ними происходят прекрасные и необратимые метаморфозы. Это событие огромной эмоциональной силы, такой, что оно затмевает всё остальное, меняет всё вокруг.

Меняет настолько, что люди не могут вернуться к тому, как они общались раньше. Это означает, что если не было уважительных дружеских отношений двух личностей, то значит, им трудно будет вновь учиться уважать и беречь друг друга: сексуальное общение затмевает все своим «сладким туманом». Оно начинает диктовать правила поведения мужчины и женщины. В нём возникают темы уединения, заботы о месте встречи, условиях встречи. Тут уже не до дружбы.

Часто ранние сексуальные отношения возможны при взаимном равнодушии друг другу. Молодые партнеры могут не знать друг друга, да и не стремиться к этому.

С психологической точки зрения, сексуальные отношения, по сути, являются естественной семьёй. Ведь ответственность в отношениях у обоих как у мужа и жены. Но раз молодые люди не принимают на себя эту роль, то они несут ответственность за это и за своё самоунижение.

Изменения личности после сексуальной близости глобальны и необратимы. Они касаются и семейно-родовых связей. Сексуальные отношения это отношения, в которые втянуты две семейных системы, два рода.

Поэтому мужчина и женщина, вступая в такие отношения, втягивают в них две семьи, и фактически, по естеству, у них появляются тёщи и свекрови. Если они будут прятать от себя этот смысл своих отношений, то потом будут очень горько разочарованы: им придётся держать ответ за эти ошибки. А они не готовы к этому, отрицают его.

Но если молодые люди уже собрались жениться, Церковь всё равно считает неправильным вступать в интимные отношения до того, как это случится. Почему нельзя, если, допустим, через неделю жених и невеста станут мужем и женой?

С точки зрения священника, ответ здесь очевиден речь, прежде всего, о нравственной ответственности. Ответственности перед законом и перед личностью каждого. Если мы храм Святого Духа, то вступая в сексуальные отношения беззаконно, тем самым нарушаем собственную святость и святость другого.

С точки зрения психолога, это менее очевидно. Психологи предупреждают, какие необратимые изменения произойдут. Но если молодые люди всё-таки принимают на себя ответственность за такое решение, то психолог здесь не видит ущерба. Если они хотят пожениться, то они поженятся, в конце концов. Но добрачные сексуальные контакты все же будут им мешать, в том числе, налаживать семейные связи, отношения с родственниками.

Что значит «нарушение закона»?

Семейные отношения это отношения, прежде всего, двух личностей, двух представителей своих семей. Муж, вступая в брак, представляет своих родителей, бабушек-дедушек и так далее. И он несёт продолжение своего рода женщине, представительнице другого рода. Когда он вступает в брак, он открыто, как представитель рода, как личность рода, вступает в близкие отношения с другой личностью. Так совершается слияние двух, доселе чуждых друг другу семейных систем.

Но если двое встречаются вне закона, вне брака, они как бы снимают с себя ответственность за свои семьи. Они встречаются как два ребёнка. Тут происходит что-то наподобие наивного воровства. Можно встретить со стороны таких подростков удивительные ответы, когда в семьях случается ранняя беременность детей: «но мы же не знали, что это произойдет». Инфантильность? Да, но преднамеренная.

Нарушение закона это раздвоение личности. Я хочу вступить в брак с этой женщиной, но пока не вступаю в брак, пока я буду просто тело

Нередко говорится, что у тех, кто вступал в интимные отношения до брака, в семейной жизни всё будет плохо. И, соответственно, наоборот. Но в жизни можно встретить примеры, когда распадались и браки, в которые вступали девственники, а также, когда браки «не удержавшихся» оказывались счастливыми. Как быть, как донести до подростка, что, несмотря на всё, не следует этого делать?

На самом деле, когда сексуальная близость наступает до брака, то потом труднее строить отношения в браке. Брак сложная работа, сложные правила, голова идёт кругом, нужно разобраться: что есть семья, нужды и потребности, а добрачные интимные отношения мешают правильно разобраться друг в друге.

Но всё это доносить до девушки и юноши уже поздно, объяснять нужно ещё в школе, детям. Воспитывать, прежде всего, в понимании ценности семейно-родовых отношений, ценности того творения, которое называется человечество, человеческое тело и человеческая душа. А когда молодые люди уже доходят до возраста возможности сексуальных отношений, тут уже трудно что-то объяснять: время ушло.

Трудно говорить обо всём этом, когда, например, даже в хороших добрых фильмах про семейные ценности добрачные отношения – норма.

Да, сложно. Но религиозные ценности всегда очень сложно транслировать, учить им. Единственная и самая действенная возможность, чтобы маленький человек, а потом подросток понял всё правильно это семья. Если в семье этих ценностей нет, то потом молодым людям эти ценности передать очень трудно.

Вот это воспитываемое с детства уважение к себе, к своей душе и к своему телу, может стать гарантией, что, повзрослев, ребёнок справится с молодёжно-подростковым страхом быть не как все?

– Про гарантии говорить неуместно, у нас нет никаких гарантий. В молодёжной среде это было всегда, страх оказаться не таким, как все. На этой почве случается масса подростковых трагедий – наркотики, ранний секс… Но всё-таки молодой человек или девушка, которые учились уважать себя и уважают, как правило, не поддаются на такие искушения.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Подождать с этим до свадьбы

Горькая история женщины, которая сохранила себя в чистоте

Сохранить чистоту и страдать – или предать себя?

Психолог и священник – об одинокой женщине, сохранившей себя в чистоте

Когда комплексы и страхи прикрываются церковностью

Протоиерей Андрей Лоргус об отношениях до брака и инфантильности

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: