Исследование: детские пособия в России платят не тем, кто в них нуждается

|
17 мая. ПРАВМИР. Треть детских пособий получают семьи, которые могут без них обойтись, утверждают авторы исследования.

41% российских семей, нуждающихся в господдержке, не получают пособий, утверждает в своей работе Анна Филиппова, сотрудник Лаборатории экономических исследований общественного сектора Центра фундаментальных исследований (ЦФИ) НИУ ВШЭ.

Автор исследования отмечает, что детские пособия в России положительно воздействуют на среднедушевые доходы семей, но на уровень бедности влияют достаточно слабо. Причины — в небольшой доле пособий в семейных доходах, а также в том, что госпомощь не получают практически половина нуждающихся, при этом их выплачивают трети небедных домохозяйств с детьми.

Филиппова провела анализ данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения ВШЭ за 12 лет наблюдений — с 2003 по 2014 годы. Согласно этим данным, детские пособия не получает 41% бедных домохозяйств и 67 % небедных.

Чем больше растет доход домохозяйств, тем меньше они склонны обращаться за детскими пособиями из-за возникающих при этом издержек (временных и моральных), предполагает автор. Кроме того, в России до сих пор нет единой базы данных по пособиям, выплачиваемым в регионах. Также, согласно результатам исследования, сейчас все меньше домохозяйств проходят проверку нуждаемости, обязательную для назначения ряда региональных детских пособий. И в системе выплаты такой госпомощи есть «провалы и утечки», которые с каждым годом только усиливаются.

Как отмечается в исследовании, в домохозяйствах без пособий выше доли работающих и пенсионеров, а доля детей — ниже. Поэтому их доходы выше. Семьи с пособиями чаще проживают в сельской местности, без пособий — в областных центрах. Среди получателей выплат для детей до 1,5 лет больше полных семей, для детей от 1,5 лет — матерей-одиночек.

Размер среднего пособия для детей до 1,5 лет с 2003 по 2014 год существенно вырос. Это связано с резким повышением в 2007 году выплат по беременности и родам (их максимальный размер увеличился с 16 125 до 23 400 рублей) и по уходу за ребенком (с 700 до 1500–6000 рублей).

Повысить эффективность пособий, по мнению эксперта НИУ ВШЭ, может улучшение их целенаправленности, в частности — «перевод пособий для детей от 1,5 лет на стопроцентно адресную основу с концентрацией в наиболее нуждающихся семьях». Пособия, которые составляют ничтожную часть от доходов семей, предлагается «либо отменить, либо изменить так, чтобы они направлялись на поддержку именно бедных семей с детьми».

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
В России могут ввести пособие по бедности

А для этого необходимо законодательно определить понятие «нуждаемость», считают в Минфине