«История
В Москве появилась наружная реклама, где изображены фотографии с несовершенствами женского тела — живот с растяжками после родов, пигментные пятна, шрамы. Это — новая рекламная кампания телеканала «Ю». Как относиться к такой рекламе? Рассуждают священник Сергий Круглов, политолог, публицист и общественный деятель Анна Фирстова, психолог, мать пятерых детей, исполнительный директор Ассоциации организаций по защите семьи Анна Кузнецова, детский психолог Катерина Дёмина.

Эта реклама говорит нам о том, что человек — это не продукт, а личность

Священник Сергий Круглов

Священник Сергий Круглов

Священник Сергий Круглов: Наверняка у этого рекламного проекта есть какой-то подтекст, о котором мне ничего не известно. Но, если говорить о самой идее, то она мне нравится.

Это — идея ценности человека такого, какой он есть. Идея ценности не такого человека, которого мы хотели бы видеть или идеального человека, которого нам предлагает современная мода.

Мода ведь — не какое-то поветрие, а определенная тенденция, продукт работы каких-то людей и их мозгового центра. Мода всегда — человеческий продукт.

Эта реклама говорит нам о том, что человек это не — продукт, который предлагают нам те или иные законодатели мод, а личность. Человек — это нечто самоценное уже такой, какой он есть.

Здесь вполне можно вычитать христианский смысл. Бог пошел на смерть на ради хороших человеческих качеств, а ради человека такого, какой он есть. Да, чтобы избавить человека от страданий и сделать лучше, но Он принял нас такими, какие мы есть.

Поэтому, если смысл рекламы — в том, что человек — самоценное существо, то мне эта реклама нравится, и попытки двигаться в этом направлении вполне уместны.

Кто целевая аудитория плакатов?

Анна Фирстова

Анна Фирстова

Анна Фирстова, публицист и общественный деятель: 

Механизм действия рекламы на сознание человека не так прост. Реклама действует через ассоциацию, отождествление себя с героем рекламной продукции. И человек подсознательно делает выбор — нужен ему рекламируемый продукт или нет.

Есть случаи неудачной рекламы. Так, например, провальной оказалась рекламная кампания «Билайн», когда герои были немного нелепыми, глуповатыми и простоватыми. Потребитель не хотел ассоциировать себя с глупым недалеким человеком, хотя реклама изначально была построена на юморе.

Билайну пришлось полностью менять пиар-команду, запускать новые ролики, внедрив образ человека молодого, успешного, стройного. И продажи компании очень выросли.

Любой человек хочет видеть себя молодым, успешным, красивым, здоровым. Я не понимаю, кто целевая аудитория плакатов ТК «Ю».

Естественно, это социальная реклама, но даже с учетом этого — кто ее реципиент? Молодые девушки, которые будут идти мимо таких плакатов посмотрят и ужаснутся. Они скажут «я буду откладывать рождение детей до последнего, лет до сорока, чтобы не превратить в подобное свою фигуру».

У меня есть знакомая молодая девушка, она снимается в журналах, и еще до этой рекламы, она сказала «дети — это прекрасно, но я очень боюсь испортить фигуру». Это реально существующий страх молодых женщин. Предположу, что подобная реклама испугает эту девушку настолько, что она откажется от рождения детей вообще.

Такой рекламе могут умилиться или посочувствовать только те, кто уже родил. Этот посыл вызовет у них реакцию «да, все так, зато у меня есть дети», а некоторые скажут «а я-то выгляжу ничего по сравнению с плакатом».

de2e4e910b5346c09601d44dcee50e92

Я вижу цель этой рекламной кампании абсолютно в другом. Это раскрутка телеканала. После этой скандальной рекламы о них начали говорить все. Раньше же их рекламные кампании были очень невнятными.

Заметьте, что телеканал не обратился к полным людям, потому что это — болезненный вопрос. Здесь канал не стал рисковать, и это в некотором роде лукавство.

Что касается идей т.н. боди-позитива, я считаю, что удаление пигментных пятен, шрамов, растяжек — личное дело каждого. У нас очень хорошо развита косметология и спортивная медицина, почему бы не воспользоваться их услугами? Нет ничего плохого в том, чтобы стараться выглядеть лучше. Скажу так — еще ни разу в жизни я не видела человека, который бы пожалел, что он стал ходить в спортивный зал, или который бы оплакивал свои пигментные пятна, которые он удалил.

Что будет следующим шагом?

Анна Кузнецова

Анна Кузнецова

Анна Кузнецова, психолог, мать пятерых детей, исполнительный директор Ассоциации организаций по защите семьи: 

Сегодня забыто, что женщина — прежде всего мать. Иная демонстрация женского образа, его эксплуатация в других целях – в том числе чтобы привлечь внимание какой-то экстравагантной рекламой — очень огорчает меня как многодетную маму.

Наверное, женщина прежде всего гордится не шрамом после кесарева сечения, а достижениями ребенка, и шрам тут совершенно ни при чем.

Это явление достаточно системное, оно наоборот может быть не совсем правильно воспринято теми, кто еще не испытал материнских чувств. Девушка будет бояться получить такие шрамы и печься о своем теле.

Я не знаю аудитории канала, но погоня за вызовом тут не оправдана. «Хоть бы что орать, лишь бы громко», а в данном случае — некорректно и грубо. Это — дурновкусие.

Я не думаю, что матери, женщины, которые состоялись как женщины, будут после такой рекламы смотреть этот канал. Такая реклама не привлечет их внимания.

Подростки, которым нравится экстравагантность, которые сейчас находятся в поиске своего образа, конечно, могут купиться на эту рекламу. Но эти шрамы после рождения ребенка — первое, что насторожит их в будущем, если их цепляют эти не совсем безобидные «кричалки».

Я не думаю, что такие методы рекламы живучи. Такие вещи просто неэстетичны. Это отчасти зарубежные тенденции, которые вываливают весь мусор и одухотворяют его. Да, есть мультик, героями которого являются испражнения. Но такой подход к рекламе ни к чему хорошему нас не приведет. Мы в ужасе можем предположить, что будет следующим шагом…

Надо ли людям, у которых физические недостатки, говорить, что мы их любим не за это?

unnamedКатерина Дёмина, детский психолог:

Об этой рекламе я думаю не очень цензурными словами. Это похоже на то, когда кто-то замечен в антисемитизме, а он говорит: нет, я люблю евреев, и у меня даже один друг еврей. Когда к телу реально относятся здорово, то действительно не замечают, не фиксируют внимание на несовершенствах.

Давайте мы будем считать, что тело должно быть совершенным, но так как мы толерантны, то давайте сделаем вид, что шрамы и отметины – это тоже прекрасно. Это сильное лукавство, и, как мне кажется, не очень приличное. Или мы относимся к телу как к сосуду души, и тогда нам не очень важно, как оно выглядит – важно, но мы не фиксируемся, не делаем выводов о человеке на основании того, какое у него тело. Или мы играем в эти игры, что с сегодняшнего дня мы очень толерантны.
Сначала вводятся некие стандарты, но дальше говорят, что вы не соответствуете этим стандартам, но мы не будем обращать на это внимания, и давайте вы будете гордиться, что вы несовершенны. А до встречи с вами, господа, я вообще и не подозревала, что у меня проблема, что есть целлюлит, я жила спокойно, прекрасно себя чувствовала с этой попой, а теперь мне указали на это и, мол, давайте теперь не будем на этом фиксироваться. У меня нехорошее ощущение от этой рекламы.

Когда мы были маленькими, мы спокойно ездили на юг отдыхать, видели на пляжах женщин многодетных с растяжками, но никто и не думал, что это нужно скрывать, чего нужно стыдиться.

А что касается серьёзных физических уродств, то их всегда скрывали. Потому что это нарушение образа тела — моё тело изменилось, оно раньше было такое, а теперь другое. Мне нужно принять это в своей психике. Человеку нужно менять свой психический образ, ему меньше всего в этот момент нужна поддержка со стороны, потому что любая поддержка будет очень корявой. Что говорить? «Это ничего, что у тебя нет руки, я этого не замечаю»? Нет, это неправда, все это замечают. «Ты нравишься мне и без руки»? – Тогда это вызывает дикий гнев: при чём тут вообще моя рука, если я тебе нравлюсь как человек или как человек с двумя руками?!
В этом всём есть выморочность какая-то. Такое ощущение, что не очень умные и очень юные люди решили продемонстрировать свою социальную компетентность, но так как они не очень умные, то у них получилось коряво.

Я почитала комментарии боди-позитива – это сторона той же медали. Тело – это всего лишь одна из составляющих личности. И такой преувеличенный интерес – очень недавнее приобретение нашей цивилизации. Так пристально рассматривать себя могут только люди глубоко праздные. У здорового трудящегося (трудящегося во всех смыслах, не только стоящего у станка) человека есть нечто большее, чем он сам: деятельность, у которой есть смысл, отношения, у которых есть смысл. А внимательное рассматривание своего пупка в зеркале – это свойство юных особ, подростков, у которых всё как будто через увеличительное стекло.

Авторы проекта позиционируют себя как раз как канал для юных девушек (я знаю этот канал хорошо). Мои дочери пытались смотреть этот канал и очень быстро выключили, потому что он пустой, фактически исполняет роль выпуклого зеркала, в котором можно разглядывать прыщи. В нём нет содержания. Для чего девочка живёт? Чтобы быть красивой? У неё, между прочим, есть ещё интересы, чувства, ум – в этом им как будто отказано, как будто весь мир юной девушки должен состоять из пудры, прокладок, модных журналов, шопинга ненавязчивого. Но её жизнь состоит из гораздо большего количества вещей, гораздо более серьёзных.
Используется метод «имени Карлсона»: «вы уже перестали пить коньяк по утрам?». Девушка и не знала, что у неё проблемы. К тому же тот живот, который они показывают, это живот не юной девушки, это живот матери шестерых детей. А такой матери не до живота – ей бы до вечера дожить. Тем более что к 55-ти годам никаким спортом ты ничего не изменишь.

И шрамы, которые они показывают, это шрамы от страшных аварий. Человеку после аварии нужна обязательная реабилитация: остались у него шрамы или нет – поколебалась его картина мира. Ему нужно восстанавливать доверие, чувство безопасности, и шрамы – не самое главное, что его сейчас беспокоит. У него земля под ногами рушится, а вы ему – об эстетике.

Я вообще не понимаю, что тут обсуждать, какова тема исследования. Надо ли людям, у которых физические недостатки, говорить, что мы их любим не за это? – Бредовая постановка вопроса.

Использование на Западе для показа моды или другой рекламы женщин полных, нестандартной внешности – это спекуляция, это отвратительно. Они дают двойное послание, размахивают этим как флагом: всё равно этим они говорят, что это – не норма, но смотрите, какие мы продвинутые, мы можем себе позволить модель размером L+. Вспомним наши журналы 30 лет назад: там были нормальные женщины, среднестатистической внешности, и мы, выходя на улицу, чувствовали себя в нормальном, реальном мире.

Я постоянно работаю с девочками-подростками и вижу, что много нормальных девушек, которых интересует их реализация в мире. И есть дети покалеченные, как правило, нарциссическими матерями, которых любят за что-то. Но на чём сконцентрируется этот невроз – неизвестно. На образе ли тела, на образе мысли, или её достижений, но общая идея такая – её любят за что-то, не несмотря на.
Авторы проекта пытаются делать себе паблисити, привлечь потребителей очень некрасиво, манипулируя.

Записали Анна Уткина, Ксения Смирнова

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.