История Православия в Финляндии

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 30, 2001

Проповедь христианской веры восточного обряда в Карелии началась уже в X веке благодаря самоотверженным трудам новгородского духовенства и торговым сношениям карел с русскими. Русский церковный историк П. В. Знаменский пишет, что карелы и ижорцы — финские племена — “стали креститься еще со времен святого Владимира <…> начало такого влияния на инородцев принадлежит Новгороду”1.

По свидетельству Лаврентьевской летописи, отец святого Александра Невского новгородский князь Ярослав Всеволодович направил в 1227 году из Новгорода священников-миссионеров, которые крестили “множество корел, мало не все люди”2. Данный факт массового крещения местного населения возможно объяснить тем, что карелы были уже знакомы с истинами христианской веры благодаря своим соседям-новгородцам.

В последующие столетия среди различных финских племен миссионерскими трудами занимались иноки Валаамского (с XII в.), Коневского (с XIV в.), Соловецкого (с XV в.) и Печенгского (с XVI в.) монастырей. К середине XVI века финская земля в церковном отношении представляла цветущую область со многими монастырями и приходами. Первоначально эти общины входили в Новгородскую епархию3, а в 1775 году вместе с последней вошли в состав Санкт-Петербургской митрополии.

С XVII в., времени подчинения Карелии Швецией, стали предприниматься настойчивые попытки обращения карел в лютеранство. Не желая изменить вере своих отцов — Православию, большинство населения покинуло родные края и переселилось на восток, в русскую Карелию.

Православие в Финляндии стало возрождаться лишь в XIX веке, после подписания в 1809 году Фридрихсгамского мирного договора, по которому великое Княжество Финляндское до реки Торнео, с Аландскими островами вошло в состав Российской Империи. На финском языке стали совершаться богослужения, издавалась православная литература.

Православные приходы в Финляндии находились в то время в ведении Санкт-Петербургского митрополита, руководившего ими через Выборгское духовное правление.

В 1892 году была учреждена Финляндская и Выборгская православная епархия. Святейший Синод Русской Православной Церкви вынес при этом такое определение: “По обширности Санкт-Петербургской епархии и по значительной в ней численности православного населения, храмов Божиих, учебных заведений и служащего духовенства, неизбежно встречаются неудобства и затруднения в управлении православными приходами Финляндии, особливо же в благоуспешном течении дел, касающихся священнослужителей, и мероприятий к вящему укреплению в православном населении Финляндии истин православной веры Христовой. Для устранения таковых неудобств и затруднений и в целях ближайшего архипастырского воздействия на православных чад Церкви Христовой в Финляндии Синод полагает: взамен существующего ныне в Санкт-Петербургской епархии первого викариатства учредить в Финляндии самостоятельную архиерейскую кафедру на следующих основаниях: 1) в состав учреждаемой епархии включить все находящиеся в Финляндии православные приходы и монастыри; 2) епархиальному архиерею сей епархии именоваться Финляндским и Выборгским и местопребывание иметь в г. Выборге; 3) содержание Финляндского архиерея, его свиты, архиерейского дома, кафедрального собора и Финляндской духовной консистории определить штатами, которые внести, особо от сего, на утверждение, в установленном порядке; 4) с открытием Финляндской духовной консистории существующее в г. Выборге Духовное правление закрыть и дела оного передать в Консисторию”4. На учрежденную кафедру был назначен с возведением в сан архиепископа ректор Санкт-Петербургской Духовной академии епископ Выборгский Антоний (Вадковский)5. За время его управления Финляндской епархией (1892–1898 гг.) были открыты несколько новых храмов, школ, основана Линтульская женская обитель, учреждена Комиссия для перевода богослужебных книг на финский язык. Братство преподобных Сергия и Германа Валаамских (учреждено в 1885 году) стало ежемесячно издавать на финском языке журнал “Aamun Koitto” (“Утренняя заря”) и на русском “Рождественские” и “Пасхальные” листки. Выдающимся архипастырем Финляндской и Выборгской епархии длительное время (с 1905 по 1917 гг.) был Высокопреосвященный Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси (†1944). С целью лучшего ознакомления с жизнью вверенной ему епархии он посещал приходы и сам расспрашивал финляндское духовенство о его нуждах. Его заботами при кафедральном соборе в г. Выборге была организована специальная миссия, целью которой было распространение и утверждение Православия среди карел.

После октябрьского переворота 1917 г. Финляндии была предоставлена независимость. Вскоре после провозглашения независимости возник и так называемый финляндский церковный вопрос. Политическая недоброжелательность государственной власти Финляндии 20-х гг. ко всему русскому и преобладание в стране инославных исповеданий определили движение за отторжение православной Финляндско-Выборг­ской епархии от юрисдикции Московского Патриархата.

В 1918 году был составлен “Основной статут Финляндской Православной Церкви”, который ставил Православную Церковь в Финляндии в положение официальной национальной Церкви меньшинства. В 1919 году Церковный Собор в г. Сердоболе (ныне Сортавала) вынес решение о переходе к автокефальному состоянию и для создания необходимых условий обратился к Святейшему Патриарху Тихону с ходатайством об автономии, которая рассматривалась как переходная ступень к автокефалии.

Грамотой Святейшего Патриарха Тихона от 29 января (11 февраля) 1921 г. Финляндской епархии, именовавшейся уже Финляндской Православной Церковью, была предоставлена автономия. Однако под давлением государственной власти Финляндии часть духовенства предприняла усилия, направленные на полное отделение Финляндской Церкви от Матери — Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Воспользовавшись временным устранением Святейшего Патриарха Тихона от церковных дел, шовинистически настроенная часть Церковного Управления спешно выработала проект нового, автокефального устройства. В ноябре 1922 года проект был подан правительству на рассмотрение. Согласно этому проекту, вопреки опыту церковной жизни, для введения в жизнь нового положения не требовалось благословения Матери-Церкви, но предлагалось обратиться за утверждением к Константинопольскому Патриарху.

В конце мая 1922 года от духовенства Финляндской Православной Церкви была направлена в Стамбул специальная делегация. Вопреки церковным канонам, Священный Синод Константинопольской Церкви счел себя правомочным рассмотреть прошение делегации. Грамотой Константинопольского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) от 6 июня 1923 г. Финляндской Церкви (вопреки ожиданиям членов делегации) была предоставлена автономия, ибо оснований для автокефалии, как заявлялось в решении Священного Синода, усмотрено не было. Вскоре после этого Чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндской Церкви заявил о принятии новой юрисдикции. Одновременно было решено ввести в церковно-богослужебную практику григорианский календарь с западной пасхалией. О происшедших изменениях Святейший Патриарх Тихон был извещен Посланием Церковного Управления от 10 октября 1923 г.

28 ноября 1923 г. последовал Указ Священного Синода Русской Православной Церкви Финляндскому Церковному Правлению, в котором сообщалось, что “так как Святейший Патриарх Тихон вступил в правление Российской Православной Церковью, то причина, по которой Константинопольский Патриарх считал нужным временно подчинить Финляндскую Церковь своей юрисдикции, ныне отпадает, и Финляндская Церковь должна возвратиться под ведение Патриарха Всероссийского. Посему предложить Преосвященному Архиепископу Финляндскому, обсудив положение дела со своим Церковным Советом, выяснить в сношении с правительством Финляндской Республики возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение”6. Данное предложение Высшей Церковной власти Матери-Церкви было отклонено Церковным Управлением Финляндской Церкви. Безуспешным оказалось и обращение по этому вопросу 24 сентября 1927 г. к финляндским церковным деятелям Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Стра­го­род­ского). Надеясь облегчить путь к возвращению, митрополит Сергий считал, что между Русской и Финляндской Церквами произошел только разрыв отношений, “что может быть упразднено простым примирением”7.

После смены юрисдикции первым Предстоятелем Автономной Финляндской Православной Церкви был избран архиепископ Серафим (Лукьянов). Но уже в начале 1924 года за несоответствие требованиям государственного закона об официальном языке он был отстранен от управления Церковью, а на его место в 1925 году был поставлен викарный епископ Карельский Герман (Аав)8 с новым титулом “Архиепис­коп Карельский и всей Финляндии”.

Большие потери понесла Финляндская Архиепископия во время второй мировой войны. Только в 1949 году государство изыскало необходимые средства на ремонт и строительство храмов, часовен, жилых домов для духовенства.

В первые послевоенные дни многие в Финляндии стали вспоминать о Матери — Русской Православной Церкви. На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) начали поступать прошения о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Валаамские иноки, оказавшиеся в годы войны на территории Финляндии, ходатайствовали о скорейшем возвращении на родину.

Высшие церковные власти Финляндии в вопросе воссоединения с Матерью-Церковью в тот период избрали выжидательную позицию. Так, в ответ на письмо Святейшего Патриарха Алексия I от 8 мая 1945 г., в котором были высказаны мысли о возвращении Финляндской Архиепископии в юрисдикцию Московского Патриархата, архиепископ Герман (Аав) 14 июня 1946 г. сообщал, что “отход Финляндской Православной Церкви от Русской Церкви произошел вследствие тогдашних исторических обстоятельств, неблагоприятно сложившихся для нормальных отношений между Матерью и Дочерью <…> Факт перехода Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Вселенского Патриарха, как и все коренные изменения в организации нашей Церкви <…> был проведен через две инстанции: Поместный Собор и Государственный Совет. Переход нашей Церкви обратно должен совершиться тем же порядком”9. Далее архиепископ Герман заявлял, что вопроса о возвращении Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата не следует поднимать до улучшения отношений между нашими странами.

Осенью 1945 года с целью выяснения положения иноков Валаамского монастыря, ходатайствовавших о принятии их в ведение Московского Патриархата, а также для беседы с архиепископом Германом о возвращении Финляндской Архиепископии в лоно Матери — Русской Православной Церкви, Финляндию посетила делегация Московского Патриархата во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. За две недели пребывания в Финляндии были воссоединены с Матерью-Церковью иноки Валаамского монастыря (благодаря этому среди братии прекратилось продолжавшееся более двадцати лет разделение на “старостильников” и “новостильников” и был восстановлен юлианский календарный стиль), вошли в юрисдикцию Московского Патриархата две, так называемые, “евлогианские” общины (быв­шая Выборгская и Гельсингфорсская). Братия Коневского монастыря была воссоединена с Русской Православной Церковью в октябре 1945 года игуменом Валаамского монастыря Харитоном. Обе монашеские общины — Валаамская и Коневская были оставлены в зависимости от Финляндской Архиепископии по вопросам административным и экономическим. В результате бесед митрополита Григория с архиепископом Германом и епископом Гельсингфорским Александром (†1969) последние дали заверение, что в ближайшее время будут приняты меры к возможному воссоединению с Московским Патриархатом. В мае 1948 года митрополит Григорий по поручению Святейшего Патриарха Алексия I вновь обратился с письмом к архиепископу Герману по тому же вопросу.

На состоявшемся в 1955 году Церковном Соборе было решено оставить Православную Финляндскую Церковь в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Собор определил также считать церковным центром Финляндской Православной Церкви г. Куопио.

30 апреля 1957 года Русская Православная Церковь, движимая братской любовью и всепрощением, предала “забвению все канонические споры, имевшие место между Финляндской Православной Церковью и Русской Православной Церковью”, и признала status quo Финляндской Автономной Православной Церкви, состоящей в Константинопольском Патриархате10.

В августе 1960 года, после ухода на покой по болезни архиепископа Германа (Аава) (†1961), очередной Собор Финляндской Церкви избрал викарного епископа Павла (Олмари) на кафедру Архиепископа Карельского и всей Финляндии11. За годы его управления Финляндской Архиепископией между епископатом и духовенством России и Финляндии были установлены поистине братские и добрососедские отношения.

После ухода на покой архиепископа Павла (Олмари), Церковный Собор Финляндской Архиепископии избрал своим предстоятелем митрополита Иоанна (Ринне), вошедшего в церковную историю непосредственным участием в организации церковного раскола на территории Эстонии. В августе 2001 года архиепископ Иоанн заявил о своем намерении уйти в отставку, в связи с чем на очередном Соборе в октябре месяце 2001 г. предстоятелем был избран митрополит Лев (Макконен).

В настоящее время в Финляндской Архиепископии (Константино­поль­ского Патриархата) насчитывается около 60 тысяч верующих (боль­шую часть из которых составляют русскоязычные верующие, переехавшие в последние годы на постоянное место жительства в Финляндию, а также православные ингерманланцы из республик бывшего Советского Союза).

Архиепископия поделена на три епархии: Карельскую с центром в г. Куопио, Гельсингфорсскую — с центром в г. Хельсинки и Оулусскую с центром в г. Оулу. Имеется также викариатство с центром в г. Йоенсуу. В Архиепископии насчитывается около 50 храмовых зданий и более 60 часовен.

Для решения текущих церковных вопросов каждые пять лет созывается Церковный Собор, состоящий из 32 членов — 16 клириков и 16 мирян. Исполнительным органом является Церковное Управление, состоящее из епископов, секретаря-юриста и двух членов (священника и мирянина), избираемых на Церковном Соборе.

Архиепископия является второй государственной церковью Финляндии и пользуется материальной поддержкой государства. На государственные средства содержатся епископы, Церковное Управление, духовенство и ряд малоимущих приходов. За счет государства финансируется преподавание Закона Божия в средних учебных заведениях.

С 1969 года в г. Куопио — резиденции Архиепископа — действует Православный церковный центр. В здании Центра располагается храм во имя апостола Иоанна Богослова, рабочие помещения Архиепископа, канцелярия, библиотека, насчитывающая около 6 тыс. томов, и церковный музей. Духовное богатство библиотеки и музея составляют рукописи, иконы, драгоценная церковная утварь, облачения, вывезенные из Валаамского и Коневского монастырей.

С сентября 1961 года в Хельсинском Университете при богословском факультете было открыто отделение православного богословия, первоначальной целью которого было “ознакомление обучающихся на факультете студентов, будущих лютеранских пасторов, с учением Православия, с жизнью и деятельностью Православной Церкви, а также создание предпосылок для студентов прочих факультетов университета и для финских и иностранных исследователей, в том числе православных, для научной работы в области Православия”12.

В Архиепископии действуют двухгодичные курсы псаломщиков. Имеется также ряд духовно-просветительских организаций: Братство преподобных Сергия и Германа Валаамских (с 1885 г.), Союз православной молодежи (с 1943 г.), Союз православных студентов (с 1948 г.), Союз православных учителей и Союз православных священников.

Ежегодно издается Православный церковный календарь. Имеется ряд периодических изданий, среди которых — “Aamun Koitto” (“Утрен­няя заря”) — официальный орган Архиепископии, выходящий два раза в месяц.

Ново-Валаамский монастырь, основанный в 1939 г. теми валаамскими и коневскими монахами, которые перебрались в Финляндию, является единственным мужским монастырем в Архиепископии. В 1977 году в монастыре воздвигнут новый Спасо-Преображенский храм.

В Линтульском женском монастыре, также основанном некогда переехавшими в Финляндию русскими монахинями, в настоящее время насчитывается около 10 сестер, занятых в основном сельским хозяйством и изготовлением церковных облачений.

Особенно почитаются в Финляндии святые просветители карелов преподобные Сергий и Герман Валаамские († ок. 1353), Арсений Коневский (†1447), Трифон Печенгский (†1583) и Александр Свирский (†1533).

**Редакция выражает благодарность сотруднику ОВЦС иеромонаху Никите (Добронравову) за предоставленный материал и помощь в написании статьи.

1Знаменский П. В. История Русской Церкви: учебное руководство. СПб., 1996. С. 14.

2ПСРЛ. Т. I. Лаврентьевская летопись. М., 1997. С. 449.

3С 1595 до 1763 г. (с перерывами в 1617–1685 и 1690–1708 гг.) существовало Карельское викариатство Новгородской епархии.

4Церковный Вестник. 1892. № 45. Ноябрь. С. 715–716.

5Позднее митрополит Санкт-Петербургский (†1912).

6Буевский А. С. Православный Восток и Русская Православная Церковь в первой половине XX столетия (Кандидатское сочинение). М., 1951. С. 64–65.

7Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию от 9 марта 1939 г. Архив ОВЦС МП.

8Архиепископ Герман (Аав) родился в 1878 г. в Эстонии. Окончил Рижское духовное училище и Семинарию. Служил на приходах Эстонской епархии. В 1923 г. Патриархом Константинопольским Мелетием (Метаксакисом) хиротонисан во епископа Сортавальского, викария Архиепископа Финляндского. С 1925 г. — Архиепископ Карельский и всея Финляндии.

9Переписка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с Архиепископом Карельским и всея Финляндии Германом за 1946 г. Архив ОВЦС МП.

10Журнал Московской Патриархии. 1957. № 6. С. 12.

11Архиепископ Павел (в миру Георгий Гусев, в Финляндии принял фамилию Олмари) родился 28 августа 1914 г. в Санкт-Петербурге. Окончил Сердобольскую Духовную семинарию. В 1937 г. принял монашеский постриг в Валаамском монастыре и в 1938 г. там же рукоположен во иеромонаха. В 1940–1941 гг. служил военным священником. В 1941–1945 гг. был преподавателем и священником для православных солдат. С 1945 по 1955 гг. был главным редактором журнала “Aamun Koitto”. В 1955 г. хиротонисан в сан епископа.

12Письмо проф. Кауко Пиринена от 21 ноября 1961 г. Архив ОВЦС МП.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Элина Кахла и ее северное измерение

Директор Института Финляндии в Санкт-Петербурге – о православии, санкциях и постмодернизме церковнославянского языка

Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: