Итоги года: учителя работают

|
Преподаватели, школьные учителя и разработчики образовательных программ – об итогах уходящего года.

Мы постепенно отказываемся от вариативности образования

Евгения Абелюк

Евгения Абелюк, заслуженный учитель РФ, автор книг по истории русской литературы, доцент Департамента образовательных программ Высшей школы экономики

Психологически это был довольно трудный для меня год: в составе коллектива авторов я принимала участие в работе над линией учебников по литературе с 5-го по 11-й класс в издательстве «Просвещение».

Эта линия успешно прошла все три экспертизы (она как раз в этом году и проходила) – методическую, научную и общественную. Может, и нескромно, но скажу: вижу достоинство этих учебников в том, что они легко написаны, – здесь просто говорится о сложном. Все-таки авторы – люди, преподающие в школе, детям, а не студентам, и это важно.

Экспертизу-то учебники прошли, но, к сожалению, федеральный перечень учебной литературы по всем предметам оказался «заморожен». Если будет новый конкурс, который будет устраивать Министерство образования, наша линия учебников вновь будет в нем участвовать.

Однако уже очевидно, что учебников останется очень мало. И тут дело даже не в том, что наши-то учебники, скорее всего, в этот список не попадут. Честное слово, тут во мне говорит не столько автор учебника, сколько учитель. Дело в том, что весь этот процесс – «заморозка» перечня, сужение круга учебников и многое другое – показывает: мы отказываемся от уже принятой и утвержденной идеи вариативности образования.

В преподавании литературы эта вариативность может проявляться достаточно разнообразно, прежде всего возможностью изучения произведений с учетом интересов конкретных детей – тех, которых ты сейчас учишь. Обидно потерять такую возможность, только что полученную, но так и не реализованную. За вариативность много лет боролись, и всё не получалось. И вдруг получилось, договорились с оппонентами. И тут новая кампания.

Еще несколько слов о том, что меня волнует в современном образовании – вдруг стали планировать уроки семьеведения в школе. Уверена, что делать это нельзя – боюсь отрицательной, протестной реакции детей. То же касается дидактического подхода к воспитанию патриотизма.

Да, ребенок должен вырасти патриотом, но когда ему это начинают вдалбливать, добиваются обратного эффекта. А вместе с тем литература, при серьезном изучении, как раз лучше, чем что-то другое, без назиданий, может воспитывать. В том числе и патриотизм, и семейные ценности.

Идут разговоры о введении устной части в ЕГЭ по литературе. Думаю, что это неплохо – дети, да и вообще мы все, разучились говорить.

То, что в школу вернули экзаменационное сочинение, – хорошо, но то, в каком виде его вернули, плохо. Ну что это за тема для одиннадцатиклассника: «Можно ли простить измену»? С его-то жизненным опытом! И при этом доказывать свою версию нужно, ссылаясь на литературные произведения (экзамен-то по литературе). Именно ссылаясь – о глубоком чтении тут и речи нет. И оба экзамена, что ЕГЭ по литературе, что сочинение в его сегодняшнем виде, требуют от ребенка определенных, однозначно толкующих литературу ответов, что ее природе противоречит. Какое уж тут формирование читателя!

Выставка «Любимов и время. 1917-2017. 100 лет истории страны и человека» (фото: Андрей Любимов / АГН «Москва»)

В этом году моя сфера деятельности расширилась. Последние полтора десятилетия я довольно активно занималась творчеством режиссера Юрия Любимова, а год назад стала заведовать лабораторией, посвященной изучению творчества Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. в Высшей школе экономики.

Этот год – год столетия режиссера, и наша лаборатория приняла участие в большой программе «Век Юрия Любимова». Мы помогали выпустить книгу «100 современников о Любимове», сами писали воспоминания о нем.

В рамках программы в Музее Москвы была сделана замечательная выставка «Любимов и время. 1917-2017. 100 лет истории страны и человека», я отвечала за образовательную программу выставки. Сотрудники лаборатории читали лекции, проводили показы, вели кураторские экскурсии для школьников и студентов. Кстати, студенты НИУ ВШЭ и даже школьники участвуют в проектах лаборатории, в том числе как волонтеры.

Мы рассчитываем, что лаборатория будет развиваться, в том числе вот в каком направлении: важно посмотреть, как вокруг Театра на Таганке происходила консолидация общества.

Новые технологии принципиально меняют нашу жизнь

Священник Андрей Постернак

Священник Андрей Постернак, директор Свято-Петровской православной школы, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук

В области образования, на мой взгляд, один из главных итогов – реализация учителями государственных стандартов, которые предусматривают высокую самостоятельную деятельность учеников. Это позволяет многое изменить в преподавании применительно к современным условиям жизни.

Ведь мы стоим на пороге, как уже говорят, «Четвертой промышленной революции», того времени, когда новые технологии принципиально меняют нашу жизнь. В этих условиях образование должно соответствовать духу времени. Осознание необходимости изменений присутствует в образовательной сфере. И то, что хотя и медленно, но все-таки процессы изменения идут, – очень важно.

Что касается итогов нашей Свято-Петровской школы, то для нее, как и для Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, это время подведения итогов, так как мы праздновали двадцатипятилетний юбилей обоих учебных заведений. К нам в школу приезжала министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева.

Для меня лично как для директора и декана один из важных итогов – определенное переосмысление учебного и воспитательного процесса. Это серьезная проблема – понять, как двигаться дальше. Однозначных ответов на вопрос, что делать в условиях, когда нужно развивать новые технологии и менять педагогическую стратегию, не существует, но их надо искать.

10 октября 2017 года министр образования и науки РФ Ольга Васильева посетила Православную Свято-Петровскую школу /pravoslavie.ru

Еще один важный итог – подготовка справочника по истории общин сестер милосердия в Российской империи – проект, которым занимаются сотрудники нашего исторического факультета. Это подробные энциклопедические справки по всем общинам сестер милосердия, исторические очерки. Надеюсь, к началу следующего года он будет опубликован.

На следующий год глобальных планов не строю, но надеюсь, что продолжится научная работа, будут поездки на конференции, в частности в Красноярск, куда меня приглашают.

В гимназии весной планируем Пасхальную ярмарку и ряд поездок наших учащихся и учителей по стране с паломническими и с экскурсионными целями.

Мы с выпускниками отказались от принципа «сдать ЕГЭ и умереть»

Наталья Боровская

Наталья Боровская

Наталья Боровская, учитель мировой художественной культуры, заслуженный учитель РФ, кандидат искусствоведения

Итоги года сложно оценивать однозначно. К позитивным результатам следует отнести главное – все мои коллеги живы и продолжают делать свое дело. И пока есть первоклассные учителя, способные работать в любой ситуации, все остальное можно пережить и преодолеть.

А преодолевать, как всегда, нужно многое. В этом году, будучи классным руководителем выпускников, я особенно остро ощутила глубокую вредоносность нашей экзаменационной системы. Такое ощущение, словно она специально предназначена для оболванивания учащегося.

Для сдачи ЕГЭ не нужно ничего, кроме умения заполнять бланки, ставить галочки и вписываться в параметры, поражающие своей убогостью. Поэтому с каждым годом школьники все хуже говорят и пишут, а экзаменационные требования, на мой взгляд, только усиливают динамичный процесс речевой деградации.

Официальный лексический минимум этого года для получения зачета за выпускное сочинение составил 250 слов! Это уровень человека со справкой о задержке умственного развития.

Молчу уже о том, что предложенные темы не предполагают серьезного знания литературного текста и умения его анализировать: от выпускника требуются только два (!) примера из литературы, подкрепляющие некий морализаторский тезис, вынесенный в заглавие, а для этого необязательно читать произведение, достаточно пробежать глазами краткое содержание в интернете.

Фото из личного архива Натальи Боровской / fb.com

Из событий года, вызывающих тревогу, хотелось бы упомянуть отмену названий «Лицей» и «Гимназия» и перевод всех средних учебных заведений в безликий статус «Школа №…». Эти названия давались не для красного словца. За ними стоят неповторимые образовательные концепции и уникальные учительские коллективы, и не случайно многие гимназии и лицеи имели еще и имена собственные.

Донской лицей, Пушкинский, Красносельский – слыша эти названия, люди понимали, о чем конкретно идет речь, какой тип образования могут получить там их дети. Их ликвидация видится мне как первый шаг в опасном движении к советской уравниловке, лишающей нестандартные школы их профильной идентичности – самого ценного завоевания российского образования за последние 25 лет.

Следующим шагом станет тотальный переход на систему ФГОС, в которой меня как учителя мировой художественной культуры (МХК) потрясает и возмущает отсутствие этой дисциплины в стандартах старшей школы.

Именно в этот период великое искусство дает уникальный опыт самопознания, необходимый молодому человеку, выбирающему свой путь. Наконец, оно обладает особым воздействием на внутреннюю жизнь, приносит радость и духовное утешение, отнимать которые в ситуации чудовищной статистики по подростковому суициду не просто неправильно – преступно. Чем ближе к выпуску, тем сильнее у детей психическое напряжение и тревожность.

В этой ситуации урок МХК (особенно если он проходит в музее) – настоящая оздоровительная терапия, позволяющая отдохнуть душой и получить немалые силы от воздействия произведений великих мастеров. В конце концов, человеку, чья душа наполнена сильными духовно-эстетическими переживаниями, не страшен никакой «Синий кит».

Мой главный личный педагогический итог – удивительный по красоте выпуск, сильные, мыслящие, духовно светлые люди. Они успешно закончили и поступили туда, куда хотели, а не туда, куда придется по баллам. Мы дружно и красиво прожили этот год, принципиально отказавшись от принципа «сдать ЕГЭ и умереть», ставшего, к сожалению, традицией финального года обучения в школе.

Фото из личного архива Натальи Боровской / fb.com

Мы видели шедевры венецианской школы в ГМИИ, смотрели полотна Рафаэля и устроили после этого в Итальянском дворике дискуссию с тургеневским Базаровым на тему «Рафаэль гроша медного не стоит?», организовали себе выездные занятия в Третьяковке не для оценок, а «так» – ради праздника души, ездили в гости к Чехову в Мелихово и к Пастернаку в Переделкино, сочиняли капустники и отмечали дни рождения. Мы – жили, и потому достойно сдали и достойно поступили.

Планы на будущее? У меня их нет. Зачем смешить Бога? Я живу одним днем и потому, вероятно, могу глубоко пережить каждую жизненную ситуацию, возникающую здесь и сейчас. К тому же глупо что-либо планировать в условиях бесконечных «глобальных реформ», отнимающих то одно, то другое.

Но мне очень близки слова святой Терезы Калькуттской: «То, что ты строишь годами, люди могут разрушить за один час – все равно строй». Я так прожила всю свою педагогическую жизнь, и там, где я работаю, изучение искусства в конце концов стало нормой, хотя путь к этому состоянию был очень трудным.

А художественные шедевры обладают интересным свойством: войдя хотя бы один раз в жизнь человека, они уже не оставляют его.

Современный тинэйджер может сколько угодно повторять мантру «это никуда не сдавать» – все равно наступает момент, когда он смотрит на произведение и начинает в нем что-то видеть, слушает непонятную ему музыкальную классику и внезапно начинает слышать. А увидев и услышав, уже не может забыть.

На каждом уроке в любую минуту это чудо может случиться с любым ребенком, и я не должна его упустить. Вот и все планы…

Самое главное – мы работаем!

Ася Штейн Фото: womo.com.ua

Ася Штейн, учитель высшей категории, автор программ по зарубежной литературе, мифологии и семиотике для лицеев и гимназий, школа № 1553 имени В.И. Вернадского (Лицей на Донской)

Самый главный результат – мы продолжаем работать так, как работали. Я считаю, что это очень важно, здорово, что наш лицей остается собой, несмотря ни на что. Что мы по-прежнему вместе и нам по-прежнему хорошо вместе. Что наши дети могут учиться тому, чему мы можем их научить, и мы можем работать так, как работали.

Надеюсь, что мы и дальше будем продолжать работать таким образом. У нас есть свой вектор, свои ниша, своя концепция образования, и мы планируем продолжать то, что делали предыдущие 25 лет, последовательно и поступательно: давать ученикам возможность реализовать те таланты и способности, что у них есть, и быть рядом с ними.

Со временем историю будут изучать глубже

Святослав Смирнов

Святослав Смирнов, учитель истории и обществознания школы № 1525 (Москва), кандидат исторических наук

Да, в образовании что-то постоянно меняется. Но я не думаю, что эти изменения кардинально ощутимы и болезненны – они поэтапны и в целом положительные.

В обозримом будущем (не раньше 2020 года) планируется перейти на обязательный ЕГЭ по истории. Для учителей-историков ожидание, что ЕГЭ станет обязательным – позитивное: ведь это предполагает то, что наш предмет будут изучать глубже, увеличится количество часов, будут разработаны новые методические пособия, новые комплексы.

У меня существует несколько идей создания методических комплексов, посвященных новому формату ЕГЭ по истории, поскольку этот экзамен постоянно эволюционирует, год от года меняется. Не сказать, что усложняется, просто становится качественно иным. И, естественно, с введением обязательного ЕГЭ мы ожидаем, что сам экзамен тоже изменится, может быть даже изменится его форма.

Параллельно с преподавательской продолжается моя научная жизнь (я изучаю древнюю историю, последнее время больше нумизматику), я работаю в Академии наук, моя научная жизнь – она постоянно присутствует. Здесь итоги, как обычно: статьи, научный доклад, командировки и прочее.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Борис Комаров о том, какой должна быть "скорая помощь", работе с Бакулевым и отношении к пациентам
Эта акция может быть направлена против Русской Православной Церкви и против России
И почему решения суда могут не исполняться - история похищения мальчика Марка и советы адвоката

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: