Итоги встречи Патриарха и Папы: мнения духовенства

Чем запомнится первая в истории встреча Патриарха Московского и Папы Римского в Гаване? Каковы ее главные итоги и значение, а также перспективы диалога между двумя Церквами? На вопросы "Правмира" отвечают священники.

Нужно сотрудничать, но восстановление единства нереально

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске:

– Встречу Патриарха с Папой можно, конечно, приветствовать, ведь постхристианский мир все больше погружается в безнравственность, и поэтому, всем верующим людям, не только православным и католикам, надо сотрудничать в противостоянии этому. Это действительно необходимость.

Что касается возможности восстановления единства с католиками, то сейчас это совершенно нереально. Хотя бы потому, что сегодня с обеих сторон, на мой взгляд, подавляющее большинство верующих против этого. Что касается догматики, то ожидать, что католики откажутся от своих тысячелетних заблуждений (примат папы, чистилище и прочее) не приходится… А православные не согласятся эти заблуждения принять.

Кроме догматических расхождений есть колоссальные расхождения в молитвенном опыте. Конечно, можно сказать, что большинство и православных, и католиков настолько мало и поверхностно молятся, что духовные разногласия не могут иметь большого значения. Но при такой логике, можно объединяться и с атеистами. А расхождения православных  с католиками в учении о молитве очень велики.

С точки зрения православной аскетики, при молитве нужно всячески сдерживать воображение, не допускать никаких, даже благочестивых, по-видимому, представлений. А прославленный католической церковью основатель ордена Иезуитов Игнатий Лойола как раз учил развивать воображение при молитве и сам крайне в этом преуспел. Святитель Игнатий Брянчанинов  прямо считал, что Франциск Асизский был в прелести (Франциску было видение, что Бог Отец поколебался, кому отдать первенство: Своему Сыну по естеству или по благодати, то есть Франциску). И это далеко не исключительные явления.

Я обозначил только три больших темы (тысячелетние народные привычки и страхи, действительные догматические расхождения и различия в молитвенном опыте), но есть и другие темы, тоже огромные. Поэтому, на мой взгляд, восстановления евхаристического общения в ближайшее время ожидать не приходится. А сотрудничать во внешних проектах – благотворительность, наука, борьба с распространением   безнравственности – вполне, я думаю, можно и желательно.

Главное, чтобы декларация повлияла на мобилизацию христиан

Профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, завкафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель МДА, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви протоиерей Владислав Цыпин:

– Какое значение для христианского мира имеет встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе?

Встреча Предстоятелей двух самых крупных христианских Церквей – Римской и Русской стала первой в тысячелетней истории. Патриарх Константинопольский уже встречался с Папой Римским во второй половине XX века и в начале XXI века, но Патриарх Кирилл возглавляет Церковь, которая не просто доминирует по количеству православных верующих, но окормляет три четверти всех православных христиан в мире. Поэтому встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска – беспрецедентное событие.

– Поможет ли встреча сделать более интенсивным движение к единству христиан и преодолеть разногласия?

– Мы должны различать разногласия, относящиеся к канонической области и актуальные прагматические разногласия. Богословские темы в совместной декларации не отражены и, вероятно, на встрече не поднимались. К единству христиан стремятся все сознательные христиане, но в плане практической церковной политики эта цель на Кубе не ставилась. Условием воссоединения является преодоление всех догматически значимых богословских разногласий.

Существует тема, в которой у Православной Церкви с Римско-Католической нет никаких разногласий – это положение христиан на Ближнем Востоке. Поднималась и другая тема, где разногласия были налицо – это положение христиан на Украине, взаимоотношения между униатами и православными в этой стране.

– Какие пункты декларации обращают на себя особое внимание?

– Переговоры затронули тему расколов внутри Православной Церкви  – расколов, связанных с украинскими автокефалистами. При внимательном чтении совместной декларации Патриарха и Папы видно, что со стороны Ватикана сделано очень важное для нас признание  относительно того, что униатство по своей природе – это ложный путь в поиске церковного единства. Подобные заявления делались и раньше в 60-е 70-е годы, но во времена униатской экспансии и агрессии, мы таких заявлений из Ватикана не слышали. Теперь эти важные слова, осуждающие униатство, были сказаны.

С другой стороны, в документе подчеркивается, что и униатские общины имеют право на существование, но, безусловно, осуждаются незаконные захваты храмов. На протяжении почти трех десятилетий каноническая Православная Церковь в свою очередь не захватила ни одного храма. В 90-е годы эти действия преимущественно предпринимали униаты, в наше время этим отличаются раскольники “филаретовцы”.

– Какое значение на христианский мир окажет подписание совместной декларации? Какими будут последствия?

– Декларация, несомненно, окажет влияние на умы и сердца людей в Русской Православной Церкви, других православных Церквей и Римско-Католической Церкви. Я думаю, что люди услышали сказанное в декларации. Возможна разная реакция. Кого-то сказанное оттолкнет, для кого-то это будет положительная реакция. Главное, чтобы декларация повлияла на мобилизацию христиан, верных евангельским заветам для противодействию духу мира сего.

– Может ли мы перенимать опыт Римско-Католической Церкви по методам работы с молодежью?

– В декларации есть важный пункт, касающийся молодежи, которая призывается к деятельному участию в жизни Церкви во всех ее проявлениях: очень определенно в связи с этим сказано, что нужно уметь “идти против течения”. В настоящее время, особенно в странах Западной Европы, быть верному основам христианской этики, нести свидетельство о Христе в мире, – значит идти против течения. Заимствовать для этого те методы, которые используются в лоне католической Церкви, если они совместимы с православием, разумеется, и можно и нужно.

Встреча Патриарха и Папы может стать началом процесса консолидации духовных лидеров всего мира

Иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:

– Во время встречи в Гаване Святейшему Патриарху Кириллу и Папе Римскому Франциску удалось обсудить широкий круг вопросов, касающийся как двухсторонних отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, так и тех  тем, которые сегодня волнуют все человечество.

Итоги этого обсуждения нашли свое отражения в декларации, подписанной главами двух Церквей по окончании встречи. Основное место в ней уделяется такому вопросу, как поддержка христиан, которые сегодня терпят бедствие на Ближнем Востоке и в некоторых других регионах мира.

В декларации содержится призыв ко всем сторонам, имеющим влияние на ситуацию, предпринять незамедлительные действия для остановки войны и начала процессов мирного урегулирования. Следует подчеркнуть, что два крупнейших лидера христианского мира, возвышая свой голос в защиту гонимых христиан, отметили, что жертвами гражданской войны и террора становятся приверженцы и иных религиозных традиций, и призвали к оказанию широкомасштабной гуманитарной помощи всем страждущим.

В совместном документе Святейший Патриарх и Папа анализируют причины, по которым мир оказался в состоянии полномасштабного кризиса, который мы сегодня наблюдаем. По мнению глав Церквей эти причины лежат в духовном и нравственном измерении. Линия разделения проходит отнюдь не в межрелигиозной или межнациональной плоскостях, – цивилизационный разлом связан  с тем, что какая-то часть человечества отошла от традиционных моральных основ бытия, что привело к выхолащиванию духовной и нравственной составляющей жизни. Это, в том числе, вызывает такие явления, как распространение в мире идей терроризма и экстремизма.

В одном из комментариев по итогам встречи Святейший Патриарх Кирилл высказал ключевую мысль о том, что преодоление разделений, лежащих в основе глобального мирового кризиса возможно только  путем возвращения человеческой цивилизации к общему для всех нравственному закону, источником которого является Бог.

В этой связи Святейший Патриарх Кирилл и Папа Франциск выразили особую озабоченность ситуацией, складывающейся во многих странах Запада, где на государственном уровне утверждается отход от традиционной нравственности, а христиане сталкиваются с ограничениями религиозной свободы. Особую озабоченность христианских лидеров вызывают такие явления, как кризис институтов семьи и брака, распространение практики абортов и эвтаназии, проблемы, связанные с  воспитанием молодежи и отношением к старикам.

Отдельно  Святейший Патриарх Кирилл и Папа Франциск затронули в декларации тему Украины, обратив ко всем вовлеченным в гражданское противостояние сторонам призыв найти силы, чтобы начать двигаться по пути мирного урегулирования ситуации. В декларации отмечен важный момент, связанный с признанием факта, что такое явление как «униатизм», предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является перспективным с точки зрения достижения межхристианского единства.

Вместе с тем, в декларации говорится, что те общины восточной традиции, которые пребывают сегодня в унии с Римом, имеют право на существование на развитие в рамках сложившейся традиции, стремясь к миру с соседями.

Очень важно подчеркнуть, что вопросы богословского характера были вынесены за скобки данной встречи. Для их обсуждения существует давно сложившийся, отработанный формат в рамках Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, предполагающий участие в этом диалоге всех Поместных Православных Церквей.

Совместная декларация, принятая по итогам встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Франциска, является в некотором роде программой совместных действий Русской Православной Церкви и Римской Католической Церкви на будущее и приглашением к межцивилизационному диалогу в более широком формате.

Думаю, что историческая встреча двух  христианских лидеров такого уровня открывает двери для полномасштабного межконфессионального и межрелигиозного сотрудничества по наиболее актуальным темам общественной жизни. Она может стать началом процесса консолидации духовных лидеров всего мира ради содействия выходу нашей цивилизации из глобального кризиса, в том числе посредством совместного отпора натиску агрессивного секуляризма и попыткам строить будущее человеческой цивилизации без всякого упоминания о Боге.

Подготовили Анна Уткина, Мария Строганова

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Патриарх Кирилл: Встреча с Папой Римским заставила мир признать геноцид христиан

«Голос Востока и Запада соединился и сказал о самом главном, что сегодня всех нас беспокоит»