IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви заграницей

С использованием материалов www.pravoslavie.ru

В воскресенье 7 мая 2006 г. в Неделю святых жен-мироносиц в богоспасаемом граде Сан-Франциско в кафедральном Радосте-Скорбященском соборе в духе сугубой молитвы состоялось открытие IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

День открытия Собора начался торжественной Божественной литургией, которую возглавил Первоиерарх РПЦЗ Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр. Его Высокопреосвященству сослужили представитель Сербской Православной Церкви и почетный делегат Собора Высокопреосвященнейший митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, все прибывшие архипастыри РПЦЗ и делегаты в священном сане.

Проповедь на литурии произнес делегат из Германии протоиерей Николай Артемов.
Отец Николай посвятил свое слово подвигу верности Христу свв. Жен Мироносиц. Подвижницы пережили страшную ночь скорби, вызванную разлукой со Своим Божественным Учителем. Но «свет и во тьме светит». Господь Своей смертью победил смерть, рассеял мрак и даровал верным Своим последователям радость и велию милость. Отец Николай напомнил, что после большевицкого переворота свят. Патриарх Тихон говорил, что на Руси временно торжествует мрак безбожия и призвал чад Российской Церкви хранить веру Православную, чтобы их молитвами и подвигам верности Христу над многострадальной страной вновь воссияло Солнце Правды.  Апостолы, жены мироносицы и другие Его последователи по разному переживали смерть Своего Учителя, но важно то, что они продолжали жить соборно вместе. Это
отличный пример для чад великой Российской Церкви, сказал отец Николай. Если мы даже при некоторым разномыслии сохраним единство, мы сподобимся просветиться светом Христовым, который сообщит нам благодатные силы для преодоления недоверия и приведет к Богоприятному церковному единству.

После литургии было совершено молебное пение о призывании помощи Святого Духа, и «Об участницех священного собора, от всего рассеяния собравшихся, и ожидающих благодати Святого Духа, и требующих от Бога помощи и заступления…».

В 4 ч. дня делегаты собрались в кафедральном соборе для участия в церемониале открытия IV Всезарубежного Собора. На середине величественного храма на аналое лежали старинное Евангелие и крест. У амвона был поставлен архиерейский стол. На солее, по обеим сторонам царских врат, установлены были аналои с лежащими на них святынями. При внесении в храм Одигитрии русского зарубежья Коренно-Курской иконы Божией Матери прозвучало всенародное пение тропаря образу Богоматери –
«Яко необормую стену».

После внесения Одигитрии Русского Зарубежья все архипастыри и прочие делегаты встретили Первоиерарха Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра. Преосвященнейший архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозелендский Иларион, Председатель Предсоборной комиссии, готовящей Собор, огласил грамату Архиерейского Синода об открытии IV Всезарубежного Собора, в которой, в частности, отмечено: «…Господь Иисус Христос, Бог наш, создавший Церковь Свою святую во спасение наше, да призрит благосердным оком на Собор наш, да пошлет нам Духа Своего Святого и осенит ум наш, умудрит совет наш, уркпеит волю нашу, возгреет любовь и ревность ко всякому дулу благому, подаст единение духа в союзе мира и любви и направит все деяния Собора к исполнению заповеди Его: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, да единым сердцем и едиными усты непреложно исповедуем Единого в Троице славимого Бога во веки».

Высокопреосвященнейший Председатель Собора митрполит Лавр затем объявил IV Всезарубежный Собор открытым, после чего члены Собора пропели «Христос Воскресе», «Символ Веры» и стихиру «Днесь благодать Сватого Духа нас собра».

Правящий архиерей Сан-Францисской и Западно-Американской епархии Преосвященнейший архиепископ Кирилл приветствовал всех собравшихся и выступил с докладом, в котором обратился к делегатам с просьбой «конструктивно обсуждать прошлое, а не осуждать его по грешному естеству нашему».

Высокопреосвященнейщий Председатель Собора митропоит Лавр выступил с пространнным докладом, в котором всесторонне освятил историю Русской Православной Церкви Заграницей, ее современную жизнь, ее диалог с Московской Патриархатом и перспективы на будущее. Высокопреосвященнейший митр. Лавр подчеркнул, что РПЦЗ всегда рассматривала себя канонической частью великой Российской Церкви и чаяла восстановления превраванного в силу исторических обстоятельств единства Церкви. Об этом неустанно говорили предстоятели РПЦЗ блаженнейшие митрополиты Антоний и Анастасий, и приснопамятный митр. Филарет. В связи с отмечаемыми в текущем году 100-летием архиерейской хиротонии митр. Анастасия и 50-летием хиротонии приснопамятного архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Антония (Медведева), Высокопреосвященнейший митрополит Лавр предложил собравшимся пропеть «Вечную память» приснопамятным архипастырям.

Вслед за докладом Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, Преосвященнейший архиепископ Иларион, председатель Предсоборной комиссии огласил наказ IV Всезарубежному Собору и сообщил решения Епископского Совещания от 5 мая по поводу состава комиссий Собора.

Братское приветствие IV Всезарубежному Собору Святейшего Патриарха Сербского и Священного Синода Сербской Православной Церкви огласил Высокопреосвященнейший митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. После выступления высокого гостя собравшиеся пропели вечную память Предстоятелям Сербской Православной Церкви, Святейшим и Высокодостойнейшим Патриархам Димитрию, Варнаве, Гавриилу, каждый из которых сыграл важную роль в жизни РПЦЗ, и прочим сербским
патриархам.

Преосвященный архиепископ Иларион затем прочел приветствия IV Всезарубежному Собору от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, Святейшего Патриарха-Католикоса Грузинской Православной Церкви Илии Второго, Святейшего Патриарха Болгарской Православной Церкви Максима, Священного Кинота Святой Афонской Горы, духовника Богородице-Введенской Оптиной Пыстыни, схиигумена Илия. Преосвященный архипеископ Иларион отметил, что были получены приветствия от губернатора штата Калифорнии Арнольда Шварценегера и целого ряда дргугих церковных и общественных организаций.

Торжественный церемониал открытия Собора завершился пением
пасхальных стихир, христосованием и окроплением всех делегатов святой водой.

Источник: Официальный сайт IV
Всезарубежного Собора

ПРИВЕТСТВИЕ IV ВСЕЗАРУБЕЖНОМУ СОБОРУ РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
АЛЕКСИЯ

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Лавру, Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Председателю Архиерейского Синода
Русской Зарубежной Церкви
Участникам IV Всезарубежного Собора

Ваше Высокопреосвященство! Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы и братия!

Христос воскресе!

В эти пасхальные дни думы наши вновь и вновь обращаются к судьбам многострадальной Русской Церкви, воскресение которой Спаситель явил по молитвам святителя Тихона, Патриарха Московского, и всего сонма новомучеников и исповедников Российских.

Пять лет назад мы направили Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви братское послание Священного Синода, в котором хотели донести нашу боль о разделении Русской Церкви и нашу надежду, что это разделение будет преодолено, что мы своими глазами увидим его конец и вместе станем окрест святого жертвенника Господня, вслед за тем, как увидели падение безбожного ига и возрождение жизни Церкви в нашем Отечестве.

Эта надежда и ныне с нами, но теперь она еще крепче. Ибо с той поры Промысл Божий позволил нам пройти большой путь. Нам было дано по-настоящему встретиться, посмотреть друг другу в глаза и узнать друг друга лучше. Вспоминается многое, но особенно, может быть, первая встреча с владыкой Митрополитом Лавром и большой делегацией Русской Зарубежной Церкви. Литургия на Бутовском полигоне… Живое
ощущение, что почивающие в этой священной земле новомученики молятся с нами и молятся о нас, о нашем единении. В те дни по-особенному звучали слова пасхальных песнопений: «Пасха! радостию друг друга обымем. О, Пасха! избавление скорби…».

Храм в честь святых новомучеников, закладку которого мы тогда совершили при участии владыки Лавра, теперь уже вырос, увенчан куполом и крестом. Выросло и общее понимание прежде спорных вопросов, которые в течение двух лет обсуждались особыми комиссиями. Состоялись многочисленные личные встречи наших иерархов, клириков и мирян, прошли паломнические поездки, посещения святых мест России, а святыни зарубежья были принесены в наши пределы, где им поклонились миллионы верующих. Немало доброго уже позволил нам Господь сделать вместе. Но, верим, еще больше – впереди.

Всезарубежному Собору и последующему Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей мы молитвенно желаем помощи Божией в трудах, которые будут иметь важное значение для жизни русских православных верующих, в Отечестве и в рассеянии сущих.

«Бог любви и мира» (2 Кор. 13: 11) да будет со всеми нами.

+ Алексий,
Патриарх Московский и всея Руси

ДОКЛАД ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО
МИТРОПОЛИТА ЛАВРА НА ТОРЖЕСТВЕННОМ ОТКРЫТИИ IV ВСЕЗАРУБЕЖНОГО
СОБОРА

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, братие и отцы,

Христос воскресе!

В эти торжественные пасхальные дни не может быть иного обращения как радостное восклицание «Христос воскресе!», и мне весьма радостно слышать не менее исполненный торжества ответ: «Воистину воскресе!». Да, Он воистину воскрес, и мы ныне пожинаем плоды Его победы над злом. Сияние этого мироспасительного торжества да озаряет наш Церковный Собор, которого мы так
долго ожидали, не зная, что он нам принесет в эти дни светлой радости.

Радостно видеть здесь, у раки великого святителя Иоанна, представителей всей Русской Зарубежной Церкви. Я надеюсь, что в нашем общении и во взаимной любви мы в духе премудрости найдем путь, чтобы строить Церковь на правом пути.

К сожалению, враг, всегда восстающий против Христовой Церкви, воздвиг целую бурю человеческих страстей вокруг алтарей Божиих. Одни «по зависти и любопрению» (Флп. 1: 15) «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но ни разумея ни того, что говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1: 6–7), другие ревнуют доброй ревностью, по-видимому, но не по разуму, и со своей стороны подливают масло в огонь. Мы стали «поношением соседям нашим, поруганием для окружающих нас» (Пс. 78: 4). Не дай Бог, чтобы взаимные пререкания, укоризны и свары превратили наше русское церковное зарубежье в царство, разделившееся на ся.

Для устранения того, что порождало разделение и вражду, которые возникли в нашей среде, мы должны открыть себя действию благодати Божией. Прежде всего, мы не должны гордиться, но не должны и впадать в уныние, смиряя себя и полагаясь на волю Божию.

Да позволено мне будет вспомнить это разделение только для того, чтобы предостеречь всех вас на будущее время. Когда святая Церковь враждою разделяется, близкие и родные друг другу превращаются как бы во врагов, которые ищут не общего блага и утешения, а вражды и злобы, как будто мы родились врагами друг для друга, а не для единства во Христе, в Его Церкви, которую Он «стяжал честною Своею кровию».

И я от всего сердца желаю, чтобы мы забыли о вражде и ненависти, которые так мало подходят нам, православным церковным людям, чтобы не нести тяжелого ответа на Страшном суде Христовом. Мы должны быть благодарны Богу, что Он нам дает возможность вести соборное дело во взаимной любви. Будем молиться, чтобы Господь отклонил от нас все вредное и опасное. Сейчас, в начале нашей церковной работы, мы должны особенно горячо молиться, чтобы Господь дал нам дух премудрости и страха Своего, от которого в значительной мере зависит все наше делание.

Мы только что слышали священные слова: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Они звучали не только у нас в устах, но и в наших сердцах. Каждое доброе дело есть дар Божией благодати, и особенно им является соборное дело. Господь явил нам уже целый ряд благодеяний. Прежде, чем мы могли собраться, потребовалось много предварительной работы и забот. Господь помог нам преодолеть все затруднения, и мы смогли собраться здесь в большем числе, чем это было на предыдущих Всезарубежных Соборах.

Вероятно, всем известно, что предыдущие Всезарубежные Соборы – Первый, Второй и Третий – были особо важными событиями в жизни и истории нашей Русской Зарубежной Церкви. Первый Собор должен был исполнить важную задачу – только что основанную Русскую Зарубежную Церковь поставить на канонические рельсы. Этот Собор часто обвиняют в том, что он носил якобы политический характер. Конечно, когда он собрался в далеком 1921 году, тогда слишком остро чувствовалась боль от
той страшной катастрофы, которая обрушилась на всю Русскую Церковь и на наш русский народ. Естественно, что под этим впечатлением проходили деяния этого Собора, естественно, что уже тогда всеми владело убеждение, что только путем возрождения России на ее исконный церковный и государственный путь могут быть уничтожены последствия этой катастрофы и последовавшая за ней разруха. Но, однако же, основные задачи Собора были чисто церковные. Собрал его Блаженнейший Митрополит Киевский и Галицкий Антоний, первый по счету Первоиерарх и фактически основатель нашей Русской Зарубежной Церкви.

При втором Первоиерархе – Блаженнейшем Митрополите Анастасии – через 17 лет, в 1938 году, собрался Второй Всезарубежный Собор. Этот Собор как бы раздвинул масштабы работы церковной. Были завязаны новые духовные связи. Собор проходил под упованием, что скоро уже сбудется осуществление того, на что надеялись все: восстановится порядок на нашей многострадальной Родине. И тогда русское рассеяние готовило всякие возможности духовной работы на родной земле по возвращении. Но вместо этого грянула новая катастрофа и потрясение – разразилась Вторая мировая война, и для Русской Зарубежной Церкви настала тогда пора тяжких испытаний.

В нынешнем году исполняется 100 лет со дня архиерейской хиротонии Блаженнейшего владыки Анастасия, который не зная никакой личной жизни, никаких личных интересов, целиком, с полным самозабвением и самоотвержением отдавал себя, все свои силы и всю свою энергию на святое дело служения Русской Зарубежной Церкви и русскому народу, «в изгнании и рассеянии сущему». Своей энергичной деятельностью, мудростью и тактом Блаженнейший владыка достиг того, что Русская Зарубежная Церковь приобрела в глазах всех русских православных людей и благоразумных иностранцев еще больший авторитет. Помимо своих личных высоких качеств истинного монаха, молитвенника и постника-аскета и «архиерея Божией милостью», отрешенного от всяких мирских пристрастий, Блаженнейший владыка Анастасий являлся в то время единственным оставшимся в живых представителем избранной на Всероссийском Церковном Соборе высшей церковной власти. Канонический авторитет его, не говоря уже о личном уважении к нему всех Восточных Патриархов и иерархов Православной Церкви, стоял очень высоко, и нам остается только благодарить Бога за такое дарованное Им нашей Русской Зарубежной Церкви возглавление, пронесшее русских людей, оказавшихся на чужбине, через тяжелые годы войны и испытаний.

В 1956 году Блаженнейший владыка Анастасий возглавил хиротонию архимандрита Антония (Медведева) во епископа Мельбурнского, ставшего потом преемником святителя Иоанна по Сан-Францисской и Западно-Американской кафедре. Архиепископ Антоний был добрый пастырь по преимуществу, отличаясь чистым сердцем, которое было не тесно ни для кого. Это был ученик приснопамятных Блаженнейшего Митрополита Антония и архиепископа Виталия (Максименко), от которых он воспринял дух строгой церковности, ревности к соблюдению устава богослужения, любви к монашеской жизни и сострадательной любви к ближним. Блаженнейший владыка Анастасий (Грибановский) говорил о любви владыки Антония следующее: «Она умиротворяет враждующих и умягчает озлобленные и ожесточенные сердца, действует на них, как масло, вылитое в кипящие морские волны». После своего назначения сюда в конце 60-х годов прошлого столетия владыка Антоний в короткое время покорил все сердца в кафедральном граде своей новой епархии, пережившей немало искушений, и его полюбили как отца.

Архиепископ Антоний, любя молодежь и детей, заботился об их воспитании в церковном духе. Посему именно он был избран докладчиком «о школьном деле» на Третьем Всезарубежном Соборе, который проходил при нашем Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле в 1974 году под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета (Вознесенского). Основной пастырской задачей этого Собора была борьба с ассимиляцией нашей паствы, борьба за духовное самосохранение. Благодаря этой активной борьбе, нам, с Божией помощью, удалось сохраниться русскими и православными. Об этом постоянно заботился и молился приснопамятный архиепископ Антоний, плоды праведных трудов которого доселе ощущаются здесь.

Отмечая на этом Соборе 100-летие со дня архиерейской хиротонии Блаженнейшего Митрополита Анастасия и 50-летие хиротонии архиепископа Антония, надо отметить и их преданность Русской Зарубежной Церкви, в которой они видели блюстительницу отеческих преданий. В своих посланиях они переживали всю трагедию нашей истории, обличали все неправды безбожников, хвалили исповедников, проходивших свой крестный путь в страждущем Отечестве нашем, и радовались, когда церковный народ в России сподоблялся утешения. В частности, мне вспоминается богослужение одного из первых престольных праздников Ново-Коренной пустыни в г. Магопаке, в котором я, будучи иеромонахом, принял участие, сослужа Блаженнейшему Митрополиту Анастасию, и за которым он с большой радостью объявил всем о возвращении верующим святых мощей преподобного Сергия Радонежского и выразил надежду, что это событие укрепит русский народ, страдавший от гонителей. А архиепископ Антоний всегда подчеркивал необходимость того, чтобы отмечались в нашей церковной печати положительные события и явления в жизни Церкви в России. Поистине, их служение было исповедническим. Блаженнейший владыка Анастасий и владыка Антоний были достойны своего высокого звания, ибо не щадя своих сил служили Христовой Церкви, они соблюли веру, мирно совершили течение своей жизни, и мы должны пропеть им «Вечную память».

Со времени Третьего Всезарубежного Собора наша Русская Зарубежная Церковь совершила прославление святых новомучеников и исповедников Российских, кровь которых явилась семенем настоящего процесса отрезвления, переживаемого нашими соотечественниками. Конечно, может быть, это не всеобъемлющее явление, но мы видим, что во многих епархиях на территории России ведется активная религиозно-просветительная работа, то есть Церковь, пользуясь своей свободой, старается совершать «апостольское хождение в народ». Священники видны и в больницах, и в школах, и в тюрьмах, они выступают в печати, по радио и телевидению с проповедью о Христе. Представители Церкви в России добиваются возвращения храмов, монастырей и чудотворных икон, добиваются они и восстановления этих разрушенных в годы безбожия святынь, куда с молитвой стремятся многие русские люди с разных концов России. Архиепископ
Екатеринбургский Викентий рассказывал нам о том, как люди духовно меняются у святых мест, связанных с памятью новомучеников и других святых. Не только он, но и многие другие говорят, что почитание памяти наших новых мучеников все возрастает, а чудеса, совершаемые по их молитвам, приводят людей к храму. Слава Богу, постепенно преодолеваются проблемы и последствия советского времени. Верю, что процесс видимого возрождения России и Церкви начался с прославления нашей Русской Зарубежной Церковью этого многомиллионного сонма. Дай Бог, чтобы это отрезвление коснулось и нас, чтобы святые новомученики и исповедники Российские вымолили нам прощение наших грехов и обновление.

В нашем служении Богу и людям мы всегда старались следовать заветам наших отцов, некоторых из которых мы прославили в годы первоиераршего служения Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, а именно святителей Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна и Ханькоуского Ионы. Прославление этих святых, как и прославление святых новомучеников и исповедников Российских, явилось огромным вкладом Русской Зарубежной Церкви в сокровищницу веры, благочестия и святости всей Русской Церкви, нашим вкладом в великое дело возрождения России.

В 1991 году коммунистическая власть пала. В связи с этим, церковный народ начал размышлять над вопросами взаимоотношений между Русской Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. Отношение к этим вопросам нашего Архиерейского Собора было отражено в его послании к пастве 1991 года: «Раскол можно преодолеть только смиренной молитвой, покаянием и братской любовью ко всем падшим в тяжелое время гонений и заблудшим в настоящее время… Возрождение веры… должно начаться с духовного обновления нас самих, с покаяния и с очищения нас от греховной нечистоты и самооправдания. “Чистые сердцем Бога узрят”, то есть, чтобы познать Бога и жить в Нем, необходимо очистить мысли, чувства и саму жизнь… Мы призываем всех чад Православной Церкви влиться в этот благодатный, предсоборный процесс с глубоким сознанием своей немощи и греховности, уповая на милость и помощь Божию. “Во смирении нашем помяну ны Господь” (Пс. 135: 23)».

Таким образом наша Церковь объявила о начале предсоборного процесса, приведшего нас сюда – в Сан-Франциско.

В это же время мы стали принимать под свой омофор духовенство и верующих в России, многие из которых, к сожалению, оказались потом в руках различных раскольников, не заслуживших доверия и доброжелательного отношения со стороны нашего священноначалия. Мы скорбим об этих разделениях, как и скорбим о настоящей судьбе Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, в свое время много сделавшего для русской эмиграции. Молю Бога о том, чтобы Он сохранил владыкуВиталия и открыл глаза пользующимся его добрым именем.В октябре 2000 года Архиерейский Собор нашей Церкви отметил, что в условиях новобретенной свободы Архиерейский Собор Московского Патриархата, состоявшийся в августе 2000 года, сделал ряд заявлений, которые вселили в нас надежду на изменения в отношении Московской Патриархии к принципиальным вопросам, доселе разделяющим нас.

Эти заявления касались внутреннего устройства Московского Патриархата, церковно-государственных отношений и участия в экуменическом движении.

Положительные изменения в церковной жизни России побудили Архиерейский Собор нашей Церкви, собравшийся в октябре 2000 года, образовать Комиссию по вопросам единства Русской Церкви, а также благословить проведение научных исторических конференций по вопросам истории Русской Церкви ХХ века с участием наших клириков и клириков Московского Патриархата. Эти конференции имели место в 2001 и 2002 годах. Затем, в конце 2003 года была создана Комиссия по переговорам с Московским Патриархатом. Все это не означает, что наше священноначалие отменило те соборные постановления, которые были вынесены относительно Московской Патриархии, а свидетельствует о старательном и добросовестном стремлении Русской Зарубежной Церкви к тому, чтобы разобраться в трагедии нашей общей истории,
чтобы «мирно исследовать все подлежащее вопрошанию, и отделяющее нас от нашего общения», как читаем в правиле 92 (103) Карфагенского Собора.

Нам необходимо урегулировать положение в Поместной Российской Церкви, как того требует «Положение о Русской Зарубежной Церкви», устав, по которому мы живем и существуем. Интересно отметить, что комиссия по работе над «Положением о Русской Зарубежной Церкви» была назначена еще раньше, даже до 2000 года. Так что это показывает, что уже тогда было ясно, что наше «Положение», наш устав нуждаются в обновлении. С 2000 годом же открылись новые возможности. И теперь «Положение» может быть пересмотрено в зависимости от дальнейших решений, хоть и минимально, но с учетом новых возможностей.

Здесь необходимо подчеркнуть, что речь не идет о «соединении» или «слиянии», а о примирении и взаимном признании друг друга, об установлении евхаристического общения с Московским Патриархатом при сохранении нашей административной самостоятельности, ибо мы понимаем нужды нашего духовенства и паствы лучше, чем их понимают в Москве.

Мы не собираемся отступать от своих принципиальных позиций, в частности, по вопросу экуменизма. Мы намерены продолжать выступать с решительным осуждением так называемой теории ветвей и всякого рода совместных экуменических молений, что и отражено в документах обеих церковных комиссий, уже одобренных Архиерейским Синодом. Мы видим, что в Московском Патриархате созрело восприятие нашего понимания и отношения к ереси экуменизма, и поэтому активно стремимся к тому, чтобы вся Полнота Русской Церкви прониклась таким же отношением к ней. Мы стремимся и к тому, чтобы вся Православная Церковь вернулась к своему первоначальному заявлению, принятому в Москве на Всеправославном Совещании 1948 года. В этом отношении мы не идем на компромисс со своими заветными принципами, которыми мы руководствовались в течение последних десятилетий. Однако, живя в неправославном мире, мы всегда были открыты к диалогу со всеми, строго держась того, что это необходимо делать без всякого ущерба для веры и православного догматического учения. В наших официальных документах мы всегда придерживались умеренной экклезиологии и никогда не отрицали наличия благодати в Поместных Православных Церквах.

Нас радуют очевидные положительные процессы в жизни Церкви в России. Радуют и положительные явления, происходящие ныне в других Поместных Церквах. Например, Константинопольский Патриархат и Элладская Церковь в последние годы начали разрешать употребление церковного календаря в монастырях и приходах как в Греции, так и за ее пределами. Недавно архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул обратился ко всем старостильникам Греции с предложением вступить в диалог на предмет уврачевания разделения в Греческой Церкви. В Американской Православной Церкви появились новые приходы, которые придерживаются старого календаря и строго-православных традиций. Эти шаги подают нам надежду, и мы их рассматриваем как добрый результат нашего исповеднического стояния за чистоту веры и церковного предания. Поэтому, в диалоге с Московским Патриархатом мы видим возможность оказать благотворное влияние не только на церковную жизнь России, но и на ситуацию во всем православном мире вообще, и считаем, что этим мы подаем пример благожелательного и конструктивного диалога с целью нормализации отношений, исцеления церковных болезней и укрепления истинно-православных позиций во всем мире.

Будем всегда помнить, что только в Царстве Небесном все будет благополучно, в Церкви же воинствующей мы всегда будем сталкиваться с проблемами, человеческими страстями и искушениями, которые необходимо преодолевать путем диалога и христианского отношения друг ко другу, как пишет апостол Павел к галатам: «Вы такового исправляйте духом кротости» (Гал. 6: 1). Об исцелении ран разделений мы молимся Богу, к этому мы активно стремимся. Мы надеемся, что и старостильники, соединившие ревность о хранении церковного предания с хиротониями, совершенными каноническими епископами, сумеют решить свои проблемы, примириться и принять участие в уврачевании церковных болезней во всем православном мире, ибо это является долгом исповедников отеческой веры и преданий.

Господу угодно было, чтобы мы собрались не в каком-либо другом месте, а в этом дивном кафедральном соборе, который соответствует значению наших задач. Здесь нетленно почивает наш святитель Иоанн, забота о пастве которого явилась прообразом его молитвенного ходатайства за нас, грешных, как поется ему в тропаре: «Попечение твое о пастве в странствии ея, се прообраз и молитв твоих за мир весь присно возносимых».

Мы собрались во время благоприятное, когда святая Церковь нуждается в указании ясного пути, по которому надо идти в это время. В Церкви все должно быть «благообразно и по чину». Однако не в этом сущность, ибо буква часто убивает, а дух животворит. Мы должны блюсти единение любви в союзе мира, ибо это обязательно для всей жизни и особенно в соборной работе. Только при этом условии Господь даст нам единение, даст веяние Святого Духа. Об этом мы должны молиться, чтобы наш Собор мог вести свою паству уверенной рукой во славу Божию и на пользу
всей Церкви. Аминь.

Официальный сайт IV Всезарубежного Собора

Делегаты Всезарубежного Собора высказываются за церковное единство

Большинство делегатов 4-го Всезарубежного Собора Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) в первый день обсуждения вопроса о восстановлении евхаристического (полного церковного) общения с Московским Патриархатом высказались за церковное единство, сообщил РИА “Новости” председатель редколлегии по изданию Деяний Собора протоиерей Виктор Потапов.

“В решительном большинстве делегаты реагировали положительно на призывы
к примирению, прозвучавшие в докладах. Особенно в сообщении митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, который напомнил нам, что вера и
стремление к единству должны быть выше политики, что мы должны не судить людей, а прощать тех, кто проявил слабость в прошлом, и покрывать любовью”,- сказал Потапов.

На первых рабочих заседаниях Собора прозвучали доклады “Духовно-историческое наследие Русской Зарубежной Церкви” протоиерея Николая
Карыпова из Австралии, “Восстановление евхаристического общения и преодоление разделений церковной истории” члена Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом священника Николая Савченко из России и два выступления митрополита Амфилохия. Одно из них было посвящено отношению Сербской православной церкви к экуменизму (движению к единству христианский конфессий) и членству Сербской церкви в экуменическом Всемирном совете Церквей.

Участие Московского Патриархата в работе этой организации некоторые представители Русской Зарубежной Церкви считают препятствием для примирения с Церковью в Отечестве. Митрополит Амфилохий — единственный делегат Собора, не принадлежащий к Зарубежной Церкви, он — ученик почитаемого сербского подвижника Иустина и выдающийся богослов, добавил Потапов.

“После выступления митрополита Амфилохия все делегаты Собора встали и аплодировали. Это было излияние благодарности за его доклад и за ту любовь, которую он в нем выразил. Некоторые были даже со слезами на глазах”, — отметил, со своей стороны, секретарь комиссии Русской зарубежной церкви по переговорам с Московским Патриархатом протоиерей Александр Лебедев.

Отвечая на вопрос о противниках примирения, представитель Зарубежной Церкви сказал, что “некоторые говорят, что еще нельзя объединяться, некоторые высказывают мнение по поводу так называемого сергианства, но избегая крайностей и сохраняя уважение”. “Однако пока еще никто не предлагал альтернативы тому, что предложили наши епископы”,- сообщил Потапов.

“Я думаю, сегодня паства готова”, — заявил в делегат от Синодального собора, старейший архидиакон РПЦЗ Евгений Бурбело. Он служил еще при трех прежних первоиерархах русского зарубежья (митрополитах Анастасии, Филарете, Виталии) и хорошо знает настроение и чаяния духовенства и прихожан.

Кроме того, после перестройки Бурбело несколько раз бывал в России, посещал восстановленные монастыри и храмы и убедился в том, что Церковь в Отечестве свободна и духовная жизнь возрождается.

Восстановление евхаристического общения означает, что православные за рубежом и в Отечестве смогут причащаться из одной Чаши, вместе совершать главное церковное таинство.

“Этим мы только укрепим православие”, — подчеркнул Бурбело. “А те, кто сомневается, что мы должны соединиться, могут посмотреть на джорданвильский календарь с адресами церквей, который печатался в 50-х годах прошлого века, и сегодня — и сравнить. Мы идем на убыль”, — констатировал собеседник агентства. “По нашему уставу мы считаемся временной организацией. И это время должно кончаться”, — убежден представитель европейского монашества Зарубежной Церкви иеромонах Евфимий (Логвинов) из Мюнхена. “И я считаю, — добавил он, — что те, кто выступает против, просто не хотят с этим смириться”.

Делегат выразил надежду, что Всезарубежный Собор примет резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве. “Сейчас это естественно — все условия, которые нас разделяли, отпали”, — сказал он, отметив, что особым толчком к сближению послужило прославление в Отечестве Новомучеников Российских. С оптимизмом смотрит на ситуацию и казначей Архиерейского Синода РПЦЗ протоиерей Петр Холодный. “Сейчас, возможно, единственное время, когда обстоятельства так сложились, что развитие церковной жизни и в России и за рубежом требует восстановления единства”, — заявил секретарь Комиссии РПЦЗ по переговорам с Московским Патриархатом протоиерей Александр Лебедев. Ожидать, что абсолютно все проблемы должны быть решены перед восстановлением еврхаристического общения, по его словам, просто нереально. “Я женат почти сорок лет — и не могу сказать, что все проблемы полностью разрешены. Но это не мешает нам жить вместе и с любовью”, — сравнил священнослужитель. По его словам, задачи, стоящие перед Церковью в Отечестве сегодня так велики, что “требуют, чтобы в процессе приняли участие и здоровые силы из-за рубежа”.

“Многие проблемы, с которыми сегодня столкнулась Церковь в России — такие как борьба с сектантством, межрелигиозные отношения — хорошо нам известны. У нас есть опыт, и мы должны помогать”, — пояснил представитель РПЦЗ. “Я молюсь о том, чтобы духовное и административное единство Церкви восстановилось и раны, нанесенные ей в XX веке, исцелились”, — сказал священник из Берлина АндрейСекоев. “Мы уже работаем вместе с Русской Православной Церковью в Беслане, — подчеркнул он. — И хотели бы уже провести в жизнь то, что мы видим”. Священник особо отметил, что созыву Всезарубежного Собора по вопросу о восстановлении евхаристического общения РПЦЗ с Московским Патриархатом
предшествовала большая подготовительная работа встречных Комиссий по переговорам, проводились многочисленные встречи в епархиях на разных уровнях. “Мы старались, чтобы на основании этой работы Собор смог принять решение о единстве”, — сказал Секоев.

“Я надеюсь, что все будет в порядке и что я и мой брат, который в Москве, будем вскоре причащаться из одной Чаши. Это для нас имеет огромное значение”, — сказал мирянин Георгий Никольский, дед и прадед которого были священниками. “Я не хочу, чтобы Зарубежная церковь превратилась в засохшую ветку Русской православной церкви”, — подчеркнул Никольский. Другой мирянин — делегат от храма-памятника белой эмиграции в Брюсселе, потомок генералов русской армии Дмитрий Геринг также считает, что “надо дойти до единой Русской православной церкви”. “Думаю, какие-то шаги уже были сделаны и надеюсь, в конце Собора ситуация станет яснее”, — сказал он. “У нас в Женеве паства к этому (воссоединению. – Прим. ред.) готова. В прошлое воскресенье люди выражали мне очень оптимистические чаяния”, — сообщил
делегат Западно-Европейской епархии РПЦЗ протоиерей Павел Цветков.

Вместе с тем, делегату той же епархии из Франции священнику Квентину де Кастельбажаку “кажется, что не все еще решено”, что “мы должны делать это постепенно, не сразу”. Однако, сколько еще ждать, он не уточнил.

Наибольшую неготовность к примирению выразили делегаты с Украины (от Одесской епархии РПЦЗ), в числе которых и американский посол Джон Хербст. Однако и они в мирном духе, царящем на Соборе, обсуждают этот вопрос с горячими сторонниками объединения.

В целом же за восстановление евхаристического общения решительно высказывается подавляющее большинство участников Собора.

“Все понимают эпохальное значение Собора, который созван впервые за 32 года. Все отдают себе отчет в ответственности перед Богом, Церковью и верующими, которые избрали их на этот Собор”, — подчеркнул председатель редколлегии по изданию Деяний Собора протоиерей Виктор Потапов.

Перед началом Собора некоторые эксперты отмечали, что против воссоединения могут быть настроены не архиереи, которым предстоит принимать окончательное решение по этому вопросу, а именно значительная часть священников и мирян, десятилетиями живших противостоянием Москве и Московскому Патриархату. Однако, судя по высказываниям делегатов, эти опасения не оправдываются.

“Благодаря тому, что мы приступили к деяниям Собора с молитвой, все проходит в церковном духе”, — подчеркнул личный секретарь первоиерарха Русской зарубежной церкви священник Серафим Ган.

Действительно, богослужения составляют значительную часть Всезарубежного Собора, каждый день которого начинается с Божественной литургии и заканчивается вечерними молитвами.

Собор проходит в кафедральном храме Сан-Франциско с 6 по 14 мая. Ожидается, что резолюция Всезарубежного Собора по вопросу об отношениях с Церковью в Отечестве может быть принята уже в среду вечером.


Источник: NEWSRU.COM

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
100 лет Русской Церкви в фотографиях

Патриарх в Лондоне, футболисты и православные из Танзании – в подборке «Правмира»

Владимир Путин пожелал Архиерейскому Собору плодотворной работы

Владимир Путин: «Несмотря на тяжелые испытания, Церковь всегда была со своим народом»

Из сект и еретических учений в Церковь вернулись более 60 человек

Митрополит Иларион: «Держитесь за Церковь, держитесь за Бога, и Сам Господь будет вести вас к Царствию…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: