Из глубины – к берегу Царства

Где происходит встреча человека с Богом и как к ней можно приготовиться? Евангельское чтение, которое мы слышим сегодня во время божественной литургии, комментирует священник Феодор Людоговский.

Евангелие от Луки. Глава 5; стихи 1–11:

В те дни стоял Иисус у озера Геннисаретского. Увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

Священник Феодор Людоговский

Священник Феодор Людоговский: Предлагая нам для назидания и научения Слово Божие, Церковь не имеет в виду сообщить нам какие-то новые факты. Напротив, весь строй богослужения предполагает, что нам многое – почти всё! – известно заранее.

Канон, посвященный празднику или святому, зачастую нельзя понять без предварительного знакомства с событием праздника или с житием святого. Песнопения вечерни и утрени, приуроченные к определенному евангельскому чтению (например, притче о мытаре и фарисее), осмысляют то, что мы услышим лишь на следующий день.

Так и с сегодняшним чтением: эпизод, описываемый в нем, относится к началу проповеди Спасителя – однако он отсылает нас к другому сходному событию, к другому чудесному улову рыбы, который совершился после воскресения Учителя (об этом мы читаем в последних двух из одиннадцати воскресных евангелий на утрене).

Петр забрасывает сети по слову вначале незнакомого, а три года спустя – неузнанного им сперва Человека. Сегодня он повержен в священный ужас чудесным уловом рыбы, а позже – объят великой радостью, ибо уже не удивляется самому чуду, но понимает его причину.

Нынче Петр верит слову незнакомца, после – исповедует веру и любовь к Сыну Божию. Здесь Господь призывает его к ученичеству, там – восстанавливает в апостольстве. Между двумя этими событиями – огромный путь, проделанный Петром, пройденный им рядом со Спасителем.

Мы понимаем (и сам Спаситель об этом ясно говорит), что улов рыбы в обоих случаях указывает на уловление апостолами душ человеческих. Осуществилось ли это в жизни учеников Христовых? Да, они проповедовали Благую Весть еще до страданий, смерти и воскресения Учителя. Но с наибольшей полнотой слова Сына Божия сбылись на них после сошествия Святого Духа: тогда апостолы обошли многочисленные земли, и проповедь их, «в явлении духа и силы», обратила ко Христу сердца многих и многих.

Мы, как и апостолы, – ученики Христовы. Мы тоже призваны к проповеди Евангелия. Какая же проповедь будет успешной? Может быть, нам нужно логически обосновать бытие Божие? Или поразить воображение слушателей извитием словес? Или, смиренно признавшись в собственном бессилии, звать всех своих знакомых в храм, где «батюшка всё вам расскажет и на все вопросы ответит»?

Вчитаемся в слова Писания. Христос говорит Петру: «отплыви на глубину». Хорошая ловля возможна лишь на глубине. До тех пор, пока наши сети находятся у поверхности житейского моря, значительного результата ожидать не приходится.

Встреча человека с Богом может произойти только на глубине, только в сердцевине человеческого естества. И проповедник, миссионер должен спуститься в глубины собственного духа, он должен найти в себе Бога, живущего и действующего в нем с момента крещения, прилепиться к Нему всем своим естеством – волей, сердцем, умом. Ему нужно стать источником, точнее – проводником благодати. И тогда его чистое сердце, его облагодатствованая воля, его открытая Богу душа, его прилепившийся ко Святой Троице ум сообщат Благую Весть лучше и полнее, нежели самые убедительные риторические построения.

Впрочем, Спаситель говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Обращение человека к Богу – прежде всего дело Божие. И нередко лучшим проповедником для забывших Христа людей бываем не мы, христиане, а посылаемые Богом болезни, скорби и утраты. Но, так или иначе, Господь в наши дни приводит к Себе весьма многих. Улов велик, и преемники апостолов оказываются не в силах справиться с ним. Впору звать на помощь. Но кого? Как всегда, жатвы много, а делателей мало.

Крест, мыс Фиолент

Будем же молиться Господину жатвы, чтобы Он явил делателей на Своей ниве. Нашей Церкви нужны образованные, энергичные, но главное – цельные, глубокие, искренние и нелицемерные пастыри и миряне-катехизаторы, которые могли бы вытащить рыбу на берег. На тот берег – берег Царства.


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Человек в лодке

Научи меня видеть. Просто – будь со мной рядом, Человек в лодке

Почему мы не можем встретиться с Богом?

Все в жизни — встреча. Бывают встречи как бы вне Бога, очень страшные встречи, когда люди…

Митрополит Иларион (Алфеев) презентует новую книгу «Нагорная проповедь»

Книга является второй из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение»