Из

Новгородский архиепископ Серапион

(1551–1552)

В древности Новгородские святители традиционно избирались на вече, а их хиротонии совершались затем в Москве. Однако после покорения Великого Новгорода Великим князем Иоанном III в 1478 году этот порядок изменился; в Москве стали также и избирать Новгородских владык. Первым таким архиепископом стал владыка Сергий (1483–1484; †1504), избранный из иноков Троице-Сергиева монастыря1. Следующий троицкий постриженник на Новгородской кафедре — это архиепископ Серапион (1506–1509; †1516; пам. 16 мар.)2. После Стоглавого Собора 1551 года в Новгород был поставлен из обители преподобного Сергия владыка Серапион II, который в историографии известен менее, чем его соименный предшественник.

Он происходил из рода Курцовых (Курцевых). Его отец — Петр Курцов3; и известно монашеское имя его матери — инокиня Марина4. Родился будущий иерарх, очевидно, в конце XV века. Монашеский постриг он принял в обители преподобного Сергия Радонежского. Здесь же подвизался его брат — монастырский келарь, старец Иов (Курцов)5. Троицкая вкладная книга содержит записи вкладов представителей рода Курцовых, которые давали вклады в обитель на Маковце и принимали в ней монашество6.

Самый ранний документ, где упоминается “старец Серапион Курцов”, это “разъезжая грамота” Троицкого монастыря 1523, 1524 годов. По благословению игумена Порфирия (1521–1525) он в числе других участвовал в определении и уточнении границ монастырских владений7. Аналогичное событие имело место в 1525–1526 годах по благословению уже нового Троицкого игумена Арсения, и в документе также назван “чернец Серапивон Курцев”8. Несколько подобных “разъездов” было еще год спустя, причем имя старца Серапиона (Курцова) в документах называется уже на первом месте9.

Со временем инок Серапион стал келарем в монастыре, что датируется следующими годами: “1533–1538 г. Серапион Курцов, брат келаря Иова, он упоминается старцем”10. Однако актовый материал позволяет говорить, что он вступил на эту должность несколько ранее. В 1531, 1532 годах он, будучи келарем, покупает для Троицкого монастыря две деревни11. Затем в 1534–1535 годах он участвует в разбирательстве о границах владений Троицкого монастыря и Новодевичьего12. Он был келарем при игумене Иоасафе (1529–1539), ставшем затем Всероссийским Митрополитом (1539–1542; пам. 27 июля).

Сергиев монастырь традиционно был близок к великокняжеской семье, поэтому в 1533 году мы видим троицкого келаря у одра умирающего Василия III. Перед его кончиной Митрополит Даниил (1522–1539; †1547) совершил пострижение Великого князя в монахи, “а мантии не бысть, зане же бо спешачи несучи выронили; и взем с собя келарь троецкии Серапивон Курцов манатию, и положиша на него и скиму ангельскую и Евангелие на груди положиша”13.

В 1549 году старец Серапион (Курцов) становится игуменом прославленной Радонежской обители. В 1530 году, еще будучи простым иноком, он, несомненно, был в монастыре при крещении царского младенца — Иоанна Грозного. В августе 1549 года в Новодевичьем монастыре крестили царскую дочь Анну “ста­рец Андриан Ондросовы пустыни да старец Генадий Сарарйскые пустыни, а действовал священническаа игумен Троицкий Сергиева монастыря Серапион Курцов”14. 2 сентября 1550 года царь Иоанн Грозный дал общую жалованную грамоту Троице-Сергиеву монастырю при игумене Серапионе15.

В 1590 году в Троице-Сергиевом монастыре была составлена Кормовая книга “по старым книгам, по уложенью игумена Серапиона Курцова с братьею”16. Очевидно, им были систематизированы сведения о “кормах” по монастырским вкладчикам. От игумена Серапиона в Лавре до наших дней сохранилась шиферная икона “в серебряной золоченой сканной оправе”, на которой “высоким рельефом изображен в рост архангел Михаил с поднятым мечом на правом плече и с ножнами в левой руке”17.

В 1551 году Троицкий настоятель принимал участие в работе Стоглавого Собора. По окончании соборных заседаний материалы были направлены на отзыв в Троицкий монастырь “со­борным старцам” на отзыв. Привозили их в монастырь Троицкий игумен Серапион, волоколамский старец Герасим (Ленков) и клирик придворного Благовещенского собора в Кремле священник Сильвестр. Сообщение об этом занимает 99 главу Стоглава18.

В перечне Троицких игуменов говорится о времени его правления: “Сарапион Курцов — 2 года и полмесяца”19. Вскоре после Стоглавого Собора он был возведен на Новгородскую кафедру, сменив владыку Феодосия (1542–1551). Следует отметить, что род Курцовых был связан с Великим Новгородом, там они были дьяками, имели поместья20. Новгородская летопись говорит о смене архиереев на Новгородской кафедре: “Лета 7050 девятаго <…> свел князь Великии со владычества владыку Феодосия, на зиме пред Рожеством Христовым, и в Осифов съехал с Москвы, в свое постриженье, на весне, по Вознесеньеве дни, а жыл на Новегороде; а на его место прислал князь Великии Владыкою Серапиона, игумена Сергиева манастыря; приехал в Новгород месяца августа в 23 день, на паметь святаго мученика Луппа”21. Никоновская же летопись точно называет дату архиерейской хиротонии — 14 июня 1551 года “в неделю третию Петрова поста, поставлен Макарием Митрополитом всея Русии архиепископ в Великий Новъград, и Псков Серапион Курцов, игумен Троицкий Сергиева монастыря”22. Спустя 4 дня после хиротонии Новгородского архиепископа был поставлен “епископ в Суздаль Афонасий, бывый игумен Кирилова монастыря”23, в хиротонии которого, несомненно, участвовал Новгородский иерарх.

Какое-то время после архиерейской хиротонии Новгородский владыка находился в Москве, где решались некоторые вопросы Новгородской епархии. 26 июня 1551 года Митрополит Макарий по “жалобницам” новгородских священников соборне приговорил о порядке предоставления подвод Новгородскому архиепископу, о пошлинах ему и о чреде служения городского духовенства в Софийском соборе Великого Новгорода, о чем дал грамоту от того же числа владыке Серапиону24. 15 июля 1551 года “по приказу” царя и по челобитью новгородских священников был принят соборный приговор о просфорных пошлинах Митрополитом Макарием “со архиепископом Новгородским Серапионом и со архиепископом Ростовским с Никандром, и с епископом Резанским Касьяном, да с епископом Суздалским Афонасьем, да с епископом Тверским Акакием, да с епископом Сарским Савою, да с епископом Коломенским Феодосием, да с епископом Вологодским Кипреяном”25. Участники данного приговора, кроме Суздальского владыки, были и участниками архиерейской хиротонии архиепископа Серапиона.

Еще пребывая в Москве, он, несомненно, вникал в дела своей епархии, посылал туда грамоты. 2 августа “во владычне дворе” в Новгороде был заложен храм во имя мученицы Анастасии, небесной покровительницы первой русской царицы — Анастасии Романовой. “…А соборные священницы <…> молебствовали всем собором, повелением (разрядка наша — а. М.) архиепископа Серапиона и всех новгородцев нарочитых людей”26. Вделанная в стену построенного храма “плита от старого храма, возможно, была знаком преемственности, свидетельством соблюдения сложившихся в Новгороде издревле принципов церковного домостроительства”27. Спустя две недели после своей архиерейской хиротонии, но еще до отъезда в Великий Новгород владыка прислал из Москвы в Троицкий монастырь свой первый вклад. Во Вкладной монастырской книге говорится об этом: “59 (1551)-го году июля в 1 день Великого Новаграда и Пскова архиепископ Серапион Курцов дал вкладу денег 50 рублев”28. Данный вклад он мог прислать с троицкими старцами, сопровождавшими его в Москву на архиерейскую хиротонию. Завершило его пребывание в Москве празднование престольного праздника в кафедральном храме Московской Митрополии, в Успенском соборе.

После этого новый владыка отбыл к месту своего архипастырского служения, прибыв в Великий Новгород 23 августа, “на отдание праздника Успение Святыа Богородици в неделю в 7 часу дни приехал архиепископ в Новгород Серапион. И встречали его архимандрит и игумены и попы со кресты, конец Славна и вси мужи и жены новгородци. Он же приехал того же дни служил сам Божественую Литоргию во святеи Софии и молебны пел, и ради быша новгородци своему владыце”29.

На месте своего архипастырского служения новый владыка активно проводил в жизнь решения Стоглавого Собора. Летопись сообщает, как вскоре после своего прибытия на праздник Покрова “архиепископ Новгородской Серапион отставил священников и дияконов, что патрахиль держали, а велел тем священником и дияконом в крылосе стояти, а четвертой жеребей во всяком доходе имати, по государеву приговору”30. Это не совсем вразумительное для нас ныне летописное сообщение становится понятным, если обратиться к документам Стоглава о вдовствующем духовенстве. “А которые попы и дияконы вдовцы же, а слова на них нету о падении блудном, да и сами про себя сказали, что после своих жен живут чисто, и они соборне о тех уложили, что тем стояти во церквах на крылосех и причащатися попом в олтаре в потрахели. Да и в домех у себя патрахель держати <…> А которые попы и дияконы на их место у тех церквей учнут служити, и им тех попов и дияконов вдовцов не отсылати, а давати попом служебным попом вдовцом и дияком служебным дияконом вдовцом четвертую часть во всех церковных доходех”31.

Можно говорить, что архиепископ Серапион продолжал труды Митрополита Макария, ранее бывшего Новгородским владыкой. Когда святитель Макарий устроял общежитие в новгородских монастырях, “тогда не устроиша общины: Николин монастырь в Неровском концы, а игумен инок Илья зовемыи Цветнои…”32. 24 года спустя после этого события владыка Серапион “ходил со кресты по Загородской стороны, около города Деревяного, и у чюдотворца Николы у Белого в Неревском концы обедню служил; и велел игумену Антонию Изящному общину заседати в Николине в монастыре, а тот был монастырь розно, промеж собя братья хлеб ели в кельях”33.

На следующий год после прибытия владыки Серапиона в Великий Новгород в храме святого великомученика Прокопия был устроен придел в честь новоканонизованного святого, преподобного Александра Свирского (†1533; пам. 3 авг.). 5 июля 1552 года архиепископ Серапион освятил антиминс на престол в этот придел34. За время своего недолгого архиерейства святитель Серапион подтвердил некоторые льготные грамоты своих предшественников монастырям и храмам35. События, происходившие в стране, находили отголосок и в Новгороде. Летом 1552 года, когда русское войско находилось еще в казанском походе, в Новгород были привезены казанские татары “и давали их кормити архиепископу и гостем веденным”36.

Можно говорить об архиепископе Серапионе как о книжнике. В Синодальном собрании рукописей сохранилась книга с произведениями преподобного Нила Сорского, принадлежавшая владыке Серапиону37. В Троицком собрании сохранились Святцы Новгородского архиепископа Серапиона38, сентябрьская богослужебная Минея39 и богослужебный сборник40. В середине XVI века в Троице-Сергиевом монастыре была создана Толковая Псалтырь, переведенная преподобным Максимом Греком. Запись в ней свидетельствует, что семь ее кафизм были переписаны в Новгороде архиепископом Серапионом41. Дописана она была, таким образом, позднее в Троицком монастыре. После святительской кончины, очевидно, названные книги были привезены в Троицкий монастырь на молитвенную память о бывшем ее постриженнике.

Святитель Серапион любил монастырь своего пострижения и жертвовал в него вклады. Год спустя после своей хиротонии он дал вклад в Троицкий монастырь, о чем говорится в монастырской вкладной книге: “60 (1552)-го году июня в 5 день архиепископ же Серапион дал вкладу по матере своей иноке Марине денег 50 рублев да санник, перцу 14 гривенок, 7 скатертей шитых да 10 браных”42. Вкладная книга называет далее еще два недатированных святительских вклада43.

23 сентября 1551 года в Новгороде было солнечное затмение, во время которого, очевидно, имело место также северное сияние44. Подобные явления на Руси традиционно воспринимались как предзнаменование бедствия. И действительно в конце 1551 года во Пскове начался мор. В связи с этим Новгородский владыка призывает свою паству к недельному усиленному посту и молитвам с Дмитриева дня 19 октября и по 26, чтобы “изба­вил бы Господь Бог нас всех православных христиан от смертоносныа язвы и от напрасныа смерти”45. 2 декабря он с настоятелями монастырей погребают отрока Феодора, сына великокняжеского наместника в Новгороде Д. И. Курлятева. Среди духовенства назван Соловецкий игумен Филипп46.

Недолгим оказалось святительство архиепископа Серапиона в Великом Новгороде. В июле 1552 года в Великом Новгороде началась эпидемия, которая усилилась в августе. В результате этого многие храмы остались без службы. “…В велицей церкви в соборней во святей Софеи толико осталося 6 священников да два диякона; а у святей Софеи: протопоп 18, протодиякон, 4 дияконы, да архидиякон”47. 1 сентября 1552 года архиепископ Серапион “со всем христолюбивым народом” поставил два обетных, обыденных храма во имя преподобного Кирилла Белозерского и мученика Христофора, творя молитвы об избавлении от постигшего бедствия48.

Возникшие проблемы вызвали переписку архиепископа Серапиона с Митрополитом Макарием, о чем свидетельствует летопись. В связи с разразившейся эпидемией в Великом Новгороде число причастников Святых Таин, напутствуемых в вечную жизнь перед кончиной, значительно возросло, так что “еже Агнец выимают в Великий Четверток на весь год, на причащение православным християном, и тех Агнцов во всем граде по всем церквам не стало и нечем православных христиан причащати, а служебными Дарами везде не изоспели; и о том священницы всего града приходили ко архиепископу, и архиепископ Серапион повеле имати запасный Агнец у себя в соборной церкви во Святей Софии, а сам о том посла гонца к Москве к Митрополиту Макарию: аще тот Агнец в соборной церкви изойдет, и где та Благодать взяти на причащение православным христианом? И Преосвященный Митрополит Макарий прислал грамоту, и велел самому архиепископу служити, со архимандриты и игумены и священники, и выняти запасный Агнец, каков достоит един, якоже в Великий Четверток, и напаяти Его по обычаю токмо в соборной церкви, и ту приходя всем священником приимати, елико кому достоит”49. Богослужение, которое благословил творить Первосвятитель, было совершено соборне в Софийском соборе в воскресение 9 октября50. А через 20 дней почил сам архиепископ Серапион, положивший много молитвенных подвигов и трудов во время эпидемии.

Наиболее подробно о его кончине говорится в Соловецком летописце: “Того же месяца октября в 29, в суботу, на память святыя великомученицы Анастасии, преставися и сам архиепископ Серапион в исходе 9-го часа дни со псалмы и песньми духовными, а был во архиепископии год и 19 недель и 5 дней и 9 часов, и погребен бысть в Великом Новеграде в церкви святаго Иоанна Предотечи, иде же честный гроб великого чюдотворца Иоанна, архиепископа Новгороцкого, вшед в церковь на правой руце у полуденныя страны; се же место выняся ему по жребию, яко ту погребену быти ему”51. Погребен он был в Софийском соборе “в юго-западном углу северной галереи”52.

Таким образом, скончался Новгородский владыка во время морового поветрия, причем протоиерей П. Тихомиров называет его “жертвой” эпидемии53. Действительно в тяжелое для паствы время он положил душу свою (см. Ин 15:13) за нее. Это произошло вскоре после важного исторического события на Руси — взятия Казани царем Иоанном Грозным. Владыка Серапион первоначально недолго был Троицким игуменом, а затем еще менее — Новгородским архиепископом. Будучи разлучен со своей обителью, он постоянно помнил о ней, давая вклады. Курцовы были келарями в Троице-Сергиевом монастыре, род Курцовых дал Русской Церкви одного иерарха.

Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам

(1570–1583)

Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI века был Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 дек.). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, иконописец и просветитель. Можно говорить, что время середины XVI века может быть названо именем Митрополита Макария54. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы Русской Церкви 1547, 1549 годов, на которых было прославлено множество русских святых, “новых чудотворцев”, как их тогда называли. Одновременно он общался с подвижниками своего времени, которые позднее были причислены Русской Церковью к лику святых55. Святитель Макарий был канонизован в 1988 году в дни празднования великого юбилея — Тысячелетия Крещения Руси. Канонизация святых на этом Соборе открыла новую страницу в истории канонизации святых в Русской Церкви. Среди канонизованных в наши дни святых новомучеников и исповедников есть подвижники, подвизавшиеся значительно раньше, которые расширяют лик святых современников Митрополита Макария, среди них — преподобная Елена, первая игумения Новодевичьего монастыря (†1547; пам. 18 ноября). К их числу следует отнести и святителя Суздальского Варлаама.

Его монашеский путь начинался в Стефано-Махрищском монастыре, где он затем в 1557–1570 годах был игуменом. Здесь подвизался его прадед — иеромонах Серапион, который был современником преподобного Стефана Махрищского (†1406; пам. 14 июля) и составил о нем первоначальные записи. Старец Серапион рассказывал об основателе обители своему внуку в его юном возрасте. Ко времени игуменства Варлаама в монастыре было 60 человек братии. Царь Иоанн Грозный пожаловал в 1557 году 200 рублей на строительство каменного храма56. При копании рвов для нового храма совершилось обретение мощей преподобного Стефана Махрищского. Игумен Варлаам сообщил об этом Митрополиту Макарию, который благословил сделать крест-мощевик и вложить в него обретенный на Преподобном кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников57. Игумен Варлаам продолжил труд своего прадеда, пополнив Житие святого описанием совершившихся чудес. Свой труд он представил царю и Митрополиту Макарию. По благословению Митрополита Макария этот труд затем рассматривал игумен московского Даниловского монастыря Иоасаф, составивший ранее Житие преподобных Григория и Кассиана Авнежских (†1392; пам. 15 июня). Игумен Иоасаф прибыл затем в Махрищский монастырь, на месте доработал Житие Преподобного и составил службу ему. Митрополит Макарий благословил затем их употребление58. Эти труды явились основанием для последовавшей в это время канонизации преподобного Стефана. В 1557 году, на праздник преподобного Стефана, игумен Варлаам благословил трапезнику монаху Симеону использовать все монастырские запасы продовольствия, чтобы накормить богомольцев, и все были чудесным образом накормлены.

Когда соборный храм был построен, царь прислал в монастырь церковную утварь, а царица Анастасия — облачения на престол и сосуды. Игумен Варлаам соорудил также кельи для братии монастыря.

В 1560 году по благословению Митрополита Макария игумен Варлаам возрождал Троице-Авнежский монастырь преподобных Григория и Кассиана (†1392; пам. 15 июня), учеников преподобного Стефана Махрищского. В этом монастыре стараниями игумена Варлаама были устроены Троицкий храм с приделом Великомученика Георгия и Благовещенский храм, а также трапезная и кельи59. “Совершая молебствие при заложении церкви, он был свидетелем чудесного исцеления крестьянина Акакия”60. Авнежская обитель, возрожденная Махрищским настоятелем, была приписана к Махрищскому монастырю.

В 1570 году Митрополит Кирилл (1568–1572) поставил Мах­рищского игумена на Суздальскую кафедру61. Более полно об этом говорится в дипломатических документах. Когда в 1570 году 4 июня в Москве были послы из Литовской Руси, то царь им сказал: “И мы ныне идем в Пречистую Богородицу, что отец наш и богомолец Кирилл, Митрополит всеа Русии, з богомолцы нашими архиепископы и епископы и со всем освященным Собором в епископью Суздалскую и Торускую ставит епископа, и нам у того поставлениа быти”62. Митрополит Кирилл, посвятивший в епископы Махрищского игумена Вар­лаама, несомненно, хорошо знал его, будучи до своего Первосвятительства архимандритом Троице-Сергиева монастыря (1566–1568).

Известны вклады, данные на молитвенную память кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале вскоре после архиерейской хиротонии епископа Варлаама63. 29-м апреля 1572 года датируется Соборный приговор, разрешивший царю Иоанну Грозному вступление в четвертый брак, в котором принимал участие епископ Суздальский и Тарусский Варлаам64. Вскоре последовала интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви, Митрополита Антония (1572–1581), в которой таким образом принимал участие епископ Варлаам. Новый Митрополит Антоний дал 20 декабря 1575 года жалованную грамоту епископу Варлааму65.

Епископ Варлаам явился очевидцем и списателем чудес, которые совершались молитвенным предстательством преподобной Евфросинии Суздальской. «Из этой повести, написанной епископом Варлаамом, узнаем, что житие долго оставалось неизвестным в Суздале и в 1577–1580 г. случайно найдено Варлаамом в Махрищском монастыре, куда увез его из Евфимьева монастыря монах Савватий “для преписания чудес”»66. В связи с этим он направился в Москву и возвестил царю Иоанну Грозному и Митрополиту Антонию “божественная и преславная чюдеса, иже содеяшася у гроба преподобныя Еоуфросинии”67. Созванный Митрополитом Антонием (1572–1581)68 Собор причислил к лику святых преподобную Евфросинию Суздальскую (†1250; пам. 25 сент.). В 1576 году у епископа Варлаама сгорела государева жалованная грамота, и в 1578 году царь Иоанн Грозный дал ему новую жалованную грамоту, освобождающую от пошлин владычные вотчины69.

Важной чертой в деятельности святителя Макария было прославление русских святых. Это направление в своей деятельности продолжал владыка Варлаам. Будучи Махрищским игуменом, он проявил усердие в прославлении основателя обители, на Суздалькой кафедре он заботится о канонизации преподобной Евфросинии Суздальской. “Дошедшие до нас сведения показывают, что сам Варлаам не принадлежал к числу агиографов-профессиона­лов, но не лишен был литературных способностей”70.

Он не забывал место своего пострижения. В 1577, 1583 годах он присылал в Махрищский монастырь вклады (рожь, горох, овес). В 1583 году он оставил кафедру, удалившись на покой в Махрищский монастырь, где скончался на покое. Покидая Суздальскую кафедру, он взял с собой Тихвинский образ Богоматери, почитавшийся в обители. В монастырском Синодике говорится: “Лета 1583 августа 21 дня преставися Варлаам епископ Суздальский на память святаго апостола Фаддея; по своей душе оставил на поминовение 40 рублей”71.

На вклад царя Алексия Михайловича в 1670 году на гробницу святителю Варлааму в монастыре устроли покров из “одноряд­ного” сукна с крестом из белого атласа, “да свечу деревянную, писана красками”. Память о святителе Варлааме была жива в Махрищском монастыре, в день его кончины и именин всегда творились панихиды. На месте его погребения была поставлена гробница преподобного Стефана, которая в 1906 году была отреставрирована. Рядом сохранялся архиерейский жезл Святителя. Закрытый в советское время Махрищский монастырь начал с 1993 года возрождаться, постепенно стала возрождаться и память о святителе Варлааме и он был причислен к лику местночтимых святых.

Список сокращений

ААЭ

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН.

АИ

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею.

ВМОИДР

Временник Московского Общества истории и древностей российских.

ПСРЛ

Полное собрание русских летописей.

РИО

Российское историческое общество.

СКиКДР

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

ТОДРЛ

Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом).

ЧОЛДП

Чтения в Обществе любителей духовного просвещения.

_______________________

28 мая 2002 г. в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялась презентация книги архимандрита Макария (Веретенникова)

“Жизнь и труды святителя Макария,
Митрополита Московского и всея Руси”.

1Протоиерей П. Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державе в 1478 году до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716 году. Т. 2. Вып. 1. Новгород, 1985. С. 7–11.

2Там же. С. 78–99; Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона // ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М., Л., 1965. С. 147–165.

3Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв. М., 1975. С. 281.

4Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Издание подготовили Клитина Е. Н., Манушина Т. Н., Николаева Т. В. М., 1987. С. 38.

5Там же. С. 38.

6Во Вкладной книге, где записаны вклады Новгородских владык, названа мать архиепископа Серапиона и инока Иова — инокиня Марина. Среди вкладных записей рода Курцовых называется еще одно женское монашеское имя —

инокиня Маремьяна (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 68). Если предположить, что они были между собою сестрами, то можно продолжить генеалогические построения. Сын инокини Маремьяны — Никита Фуников сын Курцов. В таком случае Никита был двоюродным братом владыки Серапиона, жену Никиты звали Екатерина. Никита Афанасьевич Фуников-Курцов — личность в истории известная. Это дьяк, казначей, печатник царя Иоанна Грозного, то есть он был хранителем государственной печати. В 1570 году он был казнен царем (Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие… С. 282; Шмидт С. О. Российское государство в середине XVI столетия. М., 1984. С. 155–158).

7Акты Русского государства 1505–1526 гг. М., 1975. С. 228. № 226.

8Там же. С. 265. № 260. О преподобном Арсении Комельском (†1550; пам. 24 авг.), бывшем в 1526–1527 годах Троицким настоятелем, см. Священник И. Верюжский. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 457–474.

9Акты Русского государства… С. 293–299, 299–300. № 295–299, 301.

10Иеромонах Арсений. Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1868. С. 20.

11Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV–XVI вв. М., 1996. С. 51.

12Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов. XV — начало XVII вв. М., 1998. С. 295.

13ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Л., 1925. С. 562.

14ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 158; Т. 29. М., 1965. С. 57, 156. Крещение было совершено 18 августа; возвращаясь после него в свою обитель преподобный Адриан Андрусовский погиб от рук разбойников (†1549; пам. 26 авг.) (Архиепископ Филарет Черниговский. Жития святых, чтимых Право­славною Церковию. Изд. 2. СПб., 1892. Месяц Август. С. 226). Старец же Геннадий — это преподобный Геннадий Любимоградский (†1565; пам. 23 янв.) (Архиепископ Филарет Черниговский. Жития святых… Месяц Январь. С. 235).

15Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря… С. 191; Каталог древнерусских грамот, хранящихся в отделе рукописей Государственной Публичной библиотеки… Изд. 2. СПб., 1992. С. 62.

16Иеромонах Арсений. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 2. М., 1878. C. 267.

17Произведения мелкой пластики XIII–XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. С. 183.

18Российское законодательство X–XX веков. Т. 2. М., 1985. С. 374. Смирнов И. И. называет игумена Серапиона и старца Герасима “доверенными лицами правительства и Митрополита Макария” (Смирнов И. И. Очерки политической истории Русского государства 30–50-х годов XVI века. М.–Л., 1958. С. 242).

19Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 15.

20Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие… С. 281; Лихачев Н. П. Разрядные дьяки XVI века. Опыт исторического исследования. СПб., 1888. c. 241–242. О предшественнике владыки Серапиона см. Архимандрит Макарий (Веретенников). Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551; †1563) // Альфа и Омега. М., 2000. № 3(25). С. 187–210.

21ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 622.

22ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 165; Ч. 2. С. 466.

23ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 165.

24ААЭ. Т. 1. СПб., 1836. С. 220–222. № 229; Ундольский В. М. Наказные уставные грамоты Митрополита Макария в Новгород // ВМОИДР. 1852. Кн. 14. Смесь. С. 15–17. В других публикациях данный текст имеет другую дату — 26 мая (Российское законодательство X–XX веков. Т. 2. С. 378).

25ААЭ. Т. 1. С. 222. № 230. Другие даты данного приговора — 16 июля (Ун­дольский В. М. Наказные уставные грамоты… С. 16–17) и 11 июня (Россий­ское законодательство X–XX веков. Т. 2. С. 379). За основу взята публикация в “Актах”, где указаны имена участников приговора. Среди них названы и имена Новгородского и Суздальского архиереев, рукоположенных ранее, в середине июня.

26ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 251.

27Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 297.

28Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 38.

29ПСРЛ. Т. 30. М., 1965. С. 179. Таким образом, со времени поставления архиепископа Серапиона и до его прибытия в Великий Новгород прошло около двух с половиной месяцев. Для сравнения можно привести пример: после хиротонии святителя Макария в 1526 году он находился в Москве около пяти месяцев (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 542).

30ПСРЛ. Т. 4. СПб., 1848. С. 308.

31Российское законодательство X–XX веков. Т. 2. С. 358–559.

32ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Л., 1925. С. 545.

33ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 156.

34Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1. М., 1860. С. 275.

35АИ. Т. 1. СПб., 1841. С. 343, 349, 456.

36ПСРЛ. Т. 3. С. 156.

37Протоиерей А. Горский; Невоструев К. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 2. Ч. 2. М., 1858. С. 505. В XVII веке этот манускрипт был дан Патриархом Никоном в Воскресенский собор в Новом Иерусалиме.

38Иеромонах Арсений. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 2. С. 120–121.

39Там же. С. 160.

40Там же. С. 225–227.

41Там же. Ч. 1. С. 73.

42Там же. С. 38.

43“Архиепископ же Серапион з братом своим с старцом Иевом дали вкладу: обложили месной образ Николы чюдотворца з деянием серебром басменным позолоченым, венец сканной, гривна — басма с камением, около венца чеканом обложено, у Спаса и у Пречистые венцы сканные, дву гривны серебряны позолочены, в деянье у Николы по всем местам венцы сканные. Архиепископ же Серапион дал вкладу икону воротную, а на ней образ Живоначальные Троицы, на другой стороне Видение чюдотворца Сергия молебные, обложена серебром сканью, позолочена, глава серебряна позолочена, а на ней Спасов образ вольячен, писана в отписных ризных книгах 83 (1574/75)-го году 36 икона” (Там же. С. 38).

44ПСРЛ. Т. 30. С. 163. Затмение произошло в 3 часа 20 минут по полудни (Вильев М. А. Канон русских затмений // Святский Д. О. Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения. Пг., 1915. С. 14). А северное сияние отмечено в 1552 году (Борисенков Е. П.; Пасецкий A. B. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М., 1988. С. 314).

45ПСРЛ. Т. 3. С. 155. Перед этим владыка очень пространно говорит о молитве за царя, царскую семью и воинство. В связи с этим справедливо вспомнить слова апостола Павла в Послании к Тимофею, который пишет: “Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем” (см. 1 Тим 2:1–2). Таким образом, только в конце поучения Святитель говорит об избавлении от разразившейся эпидемии.

46ПСРЛ. Т. 3. С. 155. Князь Д. И. Курлятев был при архиепископе Серапионе великокняжеским наместником в Великом Новгороде (Пашкова Т. И. Местное управление в русском государстве первой половины XVI века. Наместники и волостели. М., 2000. С. 150–151). Один из его родственников, князь-инок Нил (Курлятев) в это время в Троицком монастыре общался с преподобным Максимом Греком, занимался греческим языком, переводом Псалтыри (Русские книжники XVI столетия о литературном языке своего времени // Русский язык. Источники для его изучения. М., 1971. С. 4). Несомненно, этого инока святитель Серапион, будучи ранее в Троицком монастыре, хорошо знал.

47Новикова О. Л. О второй редакции так называемого Соловецкого летописца // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 245; Васильев К. Г.; Сегал А. Е. История эпидемий в России. Материалы и очерки. М., 1960. С. 42.

48Аналогичным образом двадцатью годами ранее поступил святитель Макарий в Великом Новгороде (ПСРЛ. Т. 3. С. 249). Обыденные храмы в Древней Руси строились в XV–XVII веках. См. о них: Балакшин Р. А. Строчка из словаря (Опыт этнографического исследования) // Сполохи. Были и легенды. Архангельск, 1990. С. 71–92.

49ПСРЛ. Т. 3. С. 251–252; ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 132. См. также Прото­иерей П. Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей… С. 167; Архиманд­рит Макарий. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария // Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 33.

50Новикова О. Л. О второй редакции… С. 245.

51Там же. С. 246; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 195. Никоновская летопись называет также скончавшегося владычного дворецкого Василия Машуткина (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 228. См. также: ПСРЛ. Т. 29. С. 214).

52Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 158; см. также: Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1. С. 76.

53Протоиерей П. Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей… С. 171.

54Игумен Макарий. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики // Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 224. Прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVII–XIX вв.) // Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография. 1902–1980 гг.) // Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. С. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография. 1981–1995 гг.) // Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000) // Макарьевские чтения: Русские государи — покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 6–18).

55Архимандрит Макарий (Веретенников). Митрополит Макарий и его святые современники // Альфа и Омега. 1996. № 4(11). С. 158–172.

56Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского, общежительнаго, мужского монастыря. Сергиев Посад, 1914. С. 27.

57Там же. См. также: Троицкий Патерик или Сказания о святых угодниках Божиих под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 339.

58Ключевский В. О. Древнерусские Жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 279–280; Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 543; Белоброва О. А., Соколова Л. В. Иоасаф (XVI) // СКиКДР. Вып. 2: (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1: А–К. Л., 1988. С. 407–408.

59Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского, общежительнаго, мужского монастыря. С. 30–31; Троицкий Патерик… С. 328.

60Священник И. Верюжский. Исторические сказания о жизни святых подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 100.

61О Митрополите Кирилле см. Архимандрит Макарий. Митрополит Кирилл III (1568–1572) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 4. Екатеринбург, 2001. С. 99–106.

62Сборник РИО. СПб., 1892. Т. 71. С. 673.

63Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в документах XVI — начала XVII века // Русский дипломатарий. Вып. 5. М., 1999. С. 79–81.

64ААЭ. Т. 1. С. 330, 331. № 284.

65Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом… С. 83.

66Ключевский В. О. Древнерусские Жития святых… С. 285.

67Георгиевский В. Суздальский Ризположенский женский монастырь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900. Прил. С. 67; Дмитриева Р. П. Варлаам (†1586 г.) // СКиКДР. Вып. 2: (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1: А–К. С. 105–107.

68См. о нем: Архимандрит Макарий. Неизвестные страницы жизни Митрополита Антония // Московский журнал. История Государства Российского. М., 2000. № 1. С. 18–19.

69АИ. Т. 1. С. 366–368. № 200.

70Дмитриева Р. П. Варлаам (†1586 г.). С. 106.

71Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского… монастыря. С. 32.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.