К годовщине декабрьских событий

|
Николай Бобринский

Николай Бобринский

За прошедший год дух декабря 2011-го неоднократно подвергался разрушительным воздействиям. Все это время его рассеивали дрязги среди участников движения за честные выборы, бессилие его самочинных лидеров, провокации вроде выступления известной группы.

С грустью я замечал, что некоторые знакомые – те, кто выходил на митинги в декабре, наблюдал на выборах в марте – видя весь этот раздрай, раскаивались в том, что они тогда подчинились общему порыву. Психологически это вполне объяснимо. Непросто отделить общую идею, которая породила коллективное действие тысяч людей, от этих самых людей, ставших вдруг, после мартовского провала, агрессивными, истеричными, обескрыленными. Легче сразу отречься и от идеи, и от прежних единомышленников.

Особенно трудно пришлось за прошедший год православным христианам, ставшим участниками движения за честные выборы. В какой-то момент нам был фактически предложен выбор: либо вы вместе с Церковью за Путина, либо против него, но тогда и против Церкви.

К сожалению, от ответа на этот изначально ложный вопрос, основанный на искаженном представлении о Церкви, уклониться смогли далеко не все. Остальные вынуждены были проделать типичную «смену вех»: одни по отношению к гражданскому движению, другие – как это ни печально – по отношению к самой Церкви.

И все же если очистить главные мотивы зимнего движения от последующих наслоений, о нем можно говорить как о важном достижении российского общества, значимом и с христианской точки зрения. Внезапно оказалось, что многие люди – наши соотечественники, знакомые, друзья, коллеги – осознают ценность таких нематериальных благ, как правда и гражданское достоинство, и готовы деятельно за них бороться.

Два главных общественных события прошедшей зимы были, на мой взгляд, мотивированны именно этими ценностями.

Люди наблюдали за выборами ради правды – ради того, чтобы их гражданское волеизъявление было надлежащим образом отражено в результатах выборов.

И ходили на митинги, чтобы заявить о своем неприятии массовой лжи, к которой и сводятся фальсификации на выборах.

Разумеется, к этому примешивались и общее раздражение на безответственную власть, и желание самоутвердиться. Но без главного – без осознанной борьбы за правду и достоинство гражданина – не было бы массового наблюдения, а без наблюдения не было бы всеобщего возмущения фальсификациями, спровоцировавшего митинги.

Болотная площадь. 10 декабря 2011 года. Фото - Станислав Седов

Болотная площадь. 10 декабря 2011 года. Фото - Станислав Седов

Раньше мы этого о себе не знали, в лучшем случае догадывались. Долгое время господствовало представление о всеобщем гражданском равнодушии россиян, а тем более москвичей, якобы погрязших в вульгарном гедонизме.
Правда, еще во второй половине нулевых годов в этой разобщенной среде при желании можно было найти немало островков солидарного общества – прежде всего, в благотворительных и добровольческих организациях и движениях. Во время борьбы с лесными пожарами эта новая сила заявила о себе в полный голос. Через полтора года после жаркого лета 2010-го те же гражданские идеи – солидарности и ответственности за общественные дела – привели добровольцев на избирательные участки и московские площади.

Было бы слишком смело утверждать, что российское общество, или даже та его небольшая часть, которая оказалась активно вовлечена в зимнее движение, стала в результате сколько-нибудь ближе к христианскому идеалу. Ведь, как сказано у апостола Павла, любая добродетель человека, лишенного любви, обращается в ничто (1 Кор. 13: 1-3).

Не был ли тогдашний массовый порыв к правде разом перечеркнут человеконенавистническим лозунгом «Не забудем, не простим!», который выкрикивали почти на всех митингах? Если судить по более чем скромным результатам движения, то, возможно, так и есть. Примечательно, что именно на внутренние конфликты, поиск предателей и шельмование всех, в том числе невольных, сторонников режима, в конечном счете, ушла значительная часть положительной энергии движения.

Однако из христианского опыта известно, что не бывает добрых дел без искушений. Если бы общество не проснулось, все эти тягостные проявления греховной человеческой природы тоже остались бы под спудом.

Хочется надеяться, что участники зимних событий сохранят верность высоким ценностям, за которые они боролись прошлой зимой, а горькие переживания сделают их мудрее и тверже. Возможно, эти испытания приведут хотя бы некоторых к пониманию того, что невозможно бороться за общественную правду и мириться с ложью в своей собственной жизни. Успех придет только когда во главе движения станут самоотверженные общественные деятели с цельным мировоззрением, стремящиеся к честности и порядочности как в публичной, так и в личной сфере. Возможно, они уже среди нас.

 Читайте также:

От чего умерло протестное движение

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: