К кому нам идти?

По преданию, Христос на Тайной Вечере первому омыл ноги Иуде. Предатель выдержал искушение и не отступил от злого замысла. Когда же его ученик потерял веру и так окаменел сердцем, что ради денег предал Человека и Друга, омывшего ему ноги?
К кому нам идти?

Иуда потерял веру в Христа во время Нагорной проповеди. Все было хорошо, пока Иисус не сказал:

Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть плоть Свою?

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

В самом деле, это очень странные слова для любого человека, ничего не знавшего о возможности Причастия. Однако они были нужны для отсеивания тех учеников, в которых не было веры. Потому что вера не предмет знания, расчета или закона, она есть результат видения Бога.

Не выдержав испытания верой, многие ученики честно оставили Христа и ушли, но один из разуверившихся остался. Трудно, сказать каков был главный мотив его замедления в общине.

У нас в монастырях тоже бывает, что брат живет потому, что идти некуда, потому что развелся или ни с кем не ужился, или пьет, или потому что кормят, или потому что денег дают за не пыльную работу, или просто ему удобно жить и ни о чем не думать. Это ненадежная братия. От нее в обителях вечные происшествия и дискредитация звания монаха.

Возможно, Иуда и не имел точного замысла предать Христа, потому что первосвященники еще не оформили запрос на предательство, так что предавать Иисуса Иуде еще было не для кого. Но дух, чуждый апостолам и Христу, воцарился в общине, и поэтому Господь сказал:

Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол.

Иуда не приняв Христа, вместе с тем не вернулся и в Храм к первосвященникам. Иисусу не верил, священникам не верил.

Кто был он? Он очень похож на революционера-разночинца, который пошел за правдой, а кончил бомбометанием и убийством во имя своей страшной правды, которая на самом деле – ложь. Поэтому Христос и назвал его – диавол – лжец.

Трагедия Иуды состояла в том, что он, ожидая Мессию, вначале принял Иисуса за него. А потом разочаровался в Нем, так как Он не соответствовал тому Закону, который воцарился в Иерусалиме. Разочаровавшись, Иуда решил, что на этом чудаке можно как-то, еще не понятно как, заработать и восстановить правду ожидания настоящего Мессии. И начал с банки для сбора денег.

Его бизнес с банкой продолжался до тех пор, пока Иуда не увидел суд над Христом. У него был запасной вариант существования правды в Иерусалимском храме. Но после суда у Каиафы бизнесмену стало ясно, что первосвященники сами не знают правды. Неправый суд над Иисусом показал всю меру их корыстливой лжи и злобы, ради которой они готовы убить этого, в общем-то, безвредного мистика, шатающегося по Иудее. Ему стало ясно, что к этим первосвященникам Мессия не придет никогда. И в тот Израиль, который он знал, тоже Мессия прийти не мог, потому что в нем правды было еще меньше, чем в Храме. А что может быть ужаснее для иудея, народ которого только и жил тысячелетиями этим ожиданием?

Вышел пат.

34595664

В смешной попытке поправить дело и не губить ради небольшой суммы денег жизнь человека он решил воззвать к разуму священников и спасти невиновного человека. Он пытается вернуть иерархам сребреники. Он еще надеялся, что в служителях Бога не может совсем умереть правда и совесть. И был потрясен, узнав глубину их подлости и цинизма.

Христос – не Мессия. Церковь продажна и подла. Зачем жить в таком ужасе?

В принципе, будь он торгаш или проходимец, он бы просто погрел руки на предательстве и вложил бы капитал в какое-нибудь предприятие. Но очевидно, что он был идеалистом, раз однажды увязался за Христом и стал Его учеником. Кто стоит выше, тот больнее и падает. Был бы жулик, типа Кагановича или Троцкого, жил бы долго и счастливо, не терзаясь угрызениями совести за погубленные души. Но, на свою беду, он оказался очень одарен. И его привлек Бог не просто так, ради участия в драме в качестве палача.

Иуда, как и другой Иуда – апостол, были избранными и зваными. Оттого его падение с высоты было громким и подобным землетрясению. Так, очевидно, с грохотом падали ангелы, отступившие от Бога.

Что и когда проглядел Иуда, пребывая рядом с Христом? Что было с его сердцем, когда Христос умывал Ему ноги? Вспоминал ли, что Иисус не сделал ему ничего плохого. Или, щурясь, представлял себе, как обнимет, поцелует Христа и предаст Его? Ведь можно было просто указать рукой. Но, нет предать целованием – это какой-то нравственный беспредел глумления над любовью.

Иуда выдержал еще один выстрел любви в сердце и не дрогнул:

Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?

Предательство – всем предательствам предательство.

10599720_cb4584e6

Вернемся к Нагорной проповеди.. В ответ на недоумение и потрясение учеников, которым предложили есть «мясо» и пить «кровь», Иисус дает ключ к пониманию Его слов. Но этот ключ с секретом. Он отмыкает тайну только тем, для кого жизнь в духе является событием.

Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

В житиях древних старцев описан случай, когда один из афонских монахов усомнился, что видом вина и хлеба преподается реальное Тело и реальная Кровь Христа. И тогда, по тексту истории, ему в чаше явился настоящий кусок человеческого мяса и настоящая человеческая кровь.

Так же примитивно думали о причастии римляне, преследовавшие и убивающие христиан, представлявшие себе, что верующие едят человеческое мясо и пьют кровь, что, случись правдой, было бы в самом деле ужасно. Но…

Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

Разве кровь Бога – кровь человека? Что мы знаем о Его чудесном и невообразимом Теле, простирающемся над Вселенной? Что мы знаем о Его Божественной Крови, которая таинственней звездных галактик? Разве в Троице течет первая группа крови? Разве у Троицы наше мясное тело?

В дарах присутствует Кровь Бога, а не человека. И Тело таинственным и духовным образом присутствует в хлебе.

И такое рассуждение и есть понимание того, что:

Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

Иуда, как и римляне, думал о плоти и крови вещественно. В нем не было духовного разумения. Находясь рядом с Богом, его сердце ничего не почувствовало. Иуда смотрел на Иисуса, сравнивал Его с образом, нарисованным толкователями иудейского Закона, и не находил сходства. А чуть позже понял, что следуя толкованиям этих злых и властных людей, он никогда бы и не встретил настоящего Мессию. Слепцы вели слепцов. Но как сохранили веру остальные одиннадцать апостолов?

Тогда Иисус сказал двенадцати:

– Не хотите ли и вы отойти?

Симон Петр отвечал Ему:

– Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос.

Прекрасные слова:

– К кому нам идти еще?

Я часто вспоминаю их, когда усиливается современная брань на Церковь. Да, епархиальные Мерседесы – это плохо. Да, владыки-капиталисты – это тоже плохо. Да, черствость, цинизм и невежество иногда, встречается в Церкви. Но это не повод уйти из нее. Тем более куда?

В грантовую организацию «Слон» или «Сова» и молиться Свободе Манхетенской? Господи, помилуй. Куда? Да, некуда. Только в Церкви звучат слова вечной жизни. И это Церковь не епископов на мерседесах, а Она моя, твоя, Божия, и мы Ее никому не отдадим.

Боле того, следует вспомнить еще одни слова Христа из финала Нагорной проповеди:

И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.

tumblr_static_sermon-mount-jesus-christ

Они позволяют увидеть в себе еще один пласт веры – ощущение дара и избранничества, как некоего сокровища, данного тебе Богом. Этот факт на весы не положишь, но он всем для души очень важен. Он чувствуется и ценится. Почему-то Иуда не ощутил его в себе.

Христос затронул какие-то невероятные глубины нашей личности, где она таинственным образом общается с Богом, помимо ума и чувств. Апостол Петр оценил обращение Христа к этим глубинным началам личности и доверился Христу безусловно.

То, что происходит в этой глубине между душой и Богом, выше слов критики Церкви. Оно вровень с нашей любовью и тоской о Боге. Там, в глубине души, мы срастаемся с Богом через то Причастие, суть которого не понял Иуда:

Ты бо рекл еси, Владыко мой: всяк ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне убо сей пребывает, в немже и Аз есмь. Истинно слово всяко Владыки и Бога моего: божественных бо причащаяйся и боготворящих благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой, Светом трисолнечным, просвещающим мир.

И:

Научи мя совершати святыню во страсе Твоем: яко да чистым сведением совести моея, святынь Твоих часть приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом.

Надо внимательно следить за источником веры, бьющим из самых глубин души. И если этот источник высыхает, просить Бога помочь нам оставаться в вере.
Потеря тонкого ощущения близости Бога, умения слышать Бога и соединяться с Ним – настоящая катастрофа для личности. Она случается по результатам укорененности в грехе. Поэтому греха надо бояться, как смерти. Ведь смерть – это жизнь без Бога. Это первый шаг на пути Иуды, от чего спаси нас, Господи.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Хромая вера, или Как не пойти ко дну

Христос не прекращает бедствия сразу, не усмиряет бури, а подает помощь, избавляя от гибели

День памяти апостолов Петра и Павла в 2016 году

Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:- Христос! Христос!И он…

Петр, Павел и наша Аппиева дорога

Для сверки навигатора нашего сердца с небом и существовал этот пост. Посмотрим, что показывают приборы?