К празднику Покрова – о природе зла: “Иван Царевич и серый волк”? Или суслик?

К празднику Покрова – о природе зла: “Иван Царевич и серый волк”? Или суслик?

Священник Иван Охлобыстин – царь-демократ, Лия Ахеджакова – вылитая Баба Яга… А уж кто тут Сергей Гармаш, никогда не догадаетесь…

Кроме шуток, каковые здесь тоже на каждом шагу и вполне уместные, зло в этом мультике совершенно не платоническое. Это никак не незнание, не несовершенство, не материальность (телесность), не пассивная беспомощность первичного хаоса, о котором повествует платоновский диалог “Тимей”.

Зло здесь – это активная личностная сила, паразитирующая на бытии, стремящаяся его поглотить, но при этом весьма успешно мимикрирующая под него.

Обозначена здесь и наша зимняя Олимпиада. Со времени создания мультика прошло три года – и мы видим, что прогнозы сбываются. И царь-батюшка, и Иван-царевич, и Серый волк, и антимир, и коварные советчики, и не столь злобная, как кажется на первый взгляд, ось зла, и полеты на – нет, не на метле, – на брандспойте, и война миров, и вселенские катаклизмы, и пир горой в самом конце. Пожалуй, только с пиром пока придется обождать, еще не все шапки-невидимки сорваны с инфернальных голов.

Зло отображено точнее некуда. Баловство с огнем оборачивается темным адским пламенем, опаляющим, прежде всего, самого заклинателя, стремящегося всего-то навсего карьерку сделать не совсем честным способом.

Да и добро тут однозначно древнерусское, с изрядной долей волюнтаризма, упертости и отходчивости.

Примечательно, что, стоит добру надуть щеки и погрузиться в сбычу мечт о себе великом, как тут же авторы мультика обременяют его поросенком, приземляют на милитаристское бревно, наделяют образом султана – зачеркиваю – суслика, – в общем, развлекаются от души.

С другой стороны, уродливые герои оказываются добрее утонченно продвинутых. Змей Горыныч обнаруживает натуру Кудеяра-атамана, только о трех головах, но зато в миг просветления.

А вот тень – да, отнюдь не просто тень. В своих усилиях она весьма напоминает мировые СМИ, каковые более чем успешно облекают ангела сатанина во образ света, высасывая все краски жизни из по-настоящему живых и претендуя на жизнь, свою феерическую и триумфальную псевдожизнь, оплаченную изничтожением местного народишка.

И совсем неслучайно оная тень как мировая псеводоморфоза, если формулировать это на языке Освальда Шпенглера, соблазняет царевну совершенно по-евангельски, как сатана – “всеми царствами мира сего”. В ответ, правда, получает, и тоже вполне себе по-евангельски, по рылу, что и требовалось доказать.

И в этом волшебная история про Ивана Царевича и Серого волка столь же традиционна, как и “Крошка Цахес” Эрнста Теодора Амадея Гофмана или “Поттериана” Джоан Роулинг. И хотя никаких прямых отсылок к Новому Завету в мультфильме нет – за вычетом соблазнительного искушения царевны тенью – ,  да и крест встречается лишь единожды  – над куполом храма -, перед нами именно христианская сказка с толикой юмора, делающей её еще более христианской.

Отдельная благодарность создателям этого шедевра мультипликации за голосовой ансамбль – все попадания в десятку.

А поскольку венчает мультфильм выстраданная его героями свадьба, полагаю, будет уместно еще раз поздравить читателей Правмира с прошедшим праздником Покрова Пресвятой Богородицы!

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
В сети покажут мультфильм «Про Диму» о детях с особенностями развития

Роли озвучили озвучивают Ольга Шелест, дочка рэпера Басты Маша Вакуленко и мальчик с аутизмом Артем Леонтьев

Ксения Симонова: Плачущей Елизавету Федоровну никто не видел

С песком не бывает никаких фокусов, всё как есть, так и есть. Он служит мне, я…