К святости призван каждый

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

       Ныне наша Святая Православная Церковь молитвенно совершает память Всех святых. Сегодня в апостольском чтении мы слышали, что святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов… Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 33, 37-38). В евангельском же чтении мы слышали обращенные ко всем нам слова Христа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 37-38).
       Значит, святые – это те христиане, которые, услышав Божественный призыв Христа, и в самом деле отверглись себя и последовали за Ним до последнего своего издыхания, которые ни во что вменили блага земные ради Царства Небесного. Но что характерно: когда человеку рассказывают о подвигах того или иного святого, многие отвечают: “Ну так что же? На то он и святой, а я грешный, ко мне все это не имеет никакого отношения”.
       Но в том-то и дело, что Божественный призыв Христа обращен ко всем христианам. И к святости призван каждый, кто решил следовать за Христом. Апостол Павел пишет в своем послании к Римлянам: Если свят начаток, то и целое, и если корень свят, то и ветви (Рим. 11, 16). И значит, если свята Глава Церкви (то есть Христос), а Церковь есть Тело Христово, то святы и члены этого Тела, то есть свят каждый христианин.
       Что же значит быть святым в применении к повседневной жизни? Каждый человек совершает много ошибок. Каждый далек от совершенства. Но один после падения не спешит подняться, а падает вновь и вновь. Другой же, упав, спешит поскорее подняться и идти к тому идеалу, который дан Христом.
       Святой – не значит безгрешный. Апостол Петр трижды за одну ночь отрекся от Христа. Но велико было и его покаяние: трижды с плачем бросался он ко Христу, вымаливая прощение. Когда же пришло время ему пострадать, он просил, чтобы его распяли вниз головой, так как почитал себя недостойным принять ту же смерть, что и Христос. Апостол Павел до особого Божественного призвания был ярым гонителем христиан. Но когда по Промыслу Божию он в одночасье из самого ярого гонителя христиан стал убежденным их защитником, как каялся он в том, что творил до своего обращения! Он считал себя самым меньшим из апостолов, даже недостойным называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию.
       А сколько знает история христианства мучеников, тех, кто, живя самой неприглядной жизнью, не имея никакой надежды на исправление, вдруг слышал Благую весть: Христос освободил нас от проклятия греха и смерти, но Он претерпел все возможные страдания и крестную смерть, чтобы сделать нас свободными. И вот на Божественную любовь они отвечали своей безоглядной любовью и принимали страдание и смерть за исповедание Имени Христова, за нежелание отречься от Освободившего нас от греха и смерти! Сколько других мучеников, живших чисто и непорочно, но посчитавших одну чистоту для спасения недостаточной и ставших тоже страдальцами за Христа!
       Сколько знает история христианства страдальцев бескровных – монахов, всю жизнь боровшихся со своими страстями и явившихся их победителями. Многие из них могли ходить по воде, читать мысли, видеть духов. Но не в этих чудесах, производящих впечатление на человека, далекого от истинной духовности, назначение святости. Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 20), – сказал Христос апостолам. Христианин должен стремиться согласовывать свою жизнь с евангельскими заповедями не для того, чтобы совершать изумляющие людей чудеса, но для того, чтобы получить жизнь Вечную в Царстве Небесном, где нет болезни, печали, воздыхания, но жизнь бесконечная.

       Призыв к святости нельзя рассматривать как отвлеченный, обращенный к каким-то непонятным нам людям. Христос обращается к каждому из нас – тем, кто назвал себя христианином. В Таинстве Крещения человек освобождается от всех грехов. Ему остается лишь хранить себя в чистоте. Но он не может удержаться от грехов, опять падает. Что же, в Церкви есть Таинство Покаяния, Господь прощает каждого искренне раскаявшегося. Главное, чтобы сильным было у человека желание жить по заповедям Божиим.
       Нет на земле такого грешника, который, раскаявшись и всем сердцем пожелав идти за Господом, не мог бы стать святым. Но прежние грехи его не останутся им не оплаченными: за них придется в этой жизни ответить.
       Преподобная Мария Египетская в молодости была очень развратной женщиной, проводя свою жизнь в блуде. Семнадцать лет прожила она таким образом. Но вот Господь коснулся ее сердца, и Мария со слезами покаяния устремилась в пустыню. И покаяние ее было равно греху: семнадцать лет она мучилась, борясь с прежними страстями, – столько же лет, сколько грешила. Но все желания Мария побеждала постом и молитвой, и через семнадцать лет они оставили ее. И когда она после этого еще тридцать лет прожила в пустыне, это была уже другая Мария: она ходила по воде, как по суше, во время молитвы отрывалась от земли и поднималась в воздух.
       Нет на земле человека, который бы покаялся и не был прощен, но и нет серьезного проступка, который остался бы без наказания. Помните, что каждый из нас призван к святости.
       Многие могут ошибочно подумать, что человек становится угодным Богу лишь через мученичество или монашество. Но это не так. Вершина святости в том, чтобы любить каждого человека, который тебе встречается на жизненном пути, как самого себя. Начни с немногого: гневаешься на кого-то – промолчи, обидели тебя – не мсти, можешь кому-то помочь – помоги.
       Цель христианина – Царство Небесное, но путь туда нелегок. Мы предупреждены Христом: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).
       Так оставим же в этот день поглощающие всю нашу жизнь житейские попечения, воззрим на тех, кто уже достиг столь желанной цели – Царства Небесного, и обратимся к ним с молитвенным прошением: Все святые, молите Бога о нас! Аминь.
      

Архиепископ Ивановский
и Кинешемский АМВРОСИЙ

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: