Духовная жизнь очень занятого человека

|
Кому могут быть даны послабления в подготовке к причастию? Как готовиться к причастию детям? Разговор о приходской практике причастия продолжает протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник».

Какая практика причащения существует в вашем приходе?

– Такая, как описана в документе «Об участии верных в Евхаристии». Настолько, что, кажется, будто он писался прямо с примера нашего прихода.

Протоиерей Максим Первозванский

Протоиерей Максим Первозванский

В нашем храме есть самые разные люди. Есть те, кто причащаются несколько раз в год. Кто-то приходит причащаться первый раз в жизни.

Есть люди, которые подходят к Чаше раз в две – три недели, как это, собственно, было принято в очень многих московских приходах с благословения отца Кирилла (Павлова). Есть и не очень большое количество людей, которые стремятся причащаться чаще, – каждую неделю.

У нас в храме служат три священника, и у всех – единодушное мнение, как относиться к этому вопросу.

Подготовка к причастию для прихожан устанавливается в зависимости от частоты причащения и от того, насколько человек ведет аскетическую жизнь, соблюдает установленные церковные посты: однодневные и многодневные.

Если человек не соблюдает продолжительных и однодневных постов и причащается редко, то ему рекомендуется минимум дня три поговеть перед причастием.

Если человек причащается регулярно, раз в две-три недели, то ему к еженедельным постным дням добавляется еще один или, хотя бы, постный ужин накануне причастия. То же самое касается людей, которые причащаются действительно часто, на каждой службе.

Если человек собирается подойти к Чаше в первый раз, я во время предварительной беседы рассказываю, что нужно поговеть, хотя бы один день. Если в ответ слышу уверенное «конечно!», предлагаю еще пару дней. Если начинает сомневаться – не требую большего.

Конечно, рассказываю о том, что нужно обязательно исповедоваться: исповедь у нас остается обязательным элементом подготовки ко причащению, за исключением, когда человек причащается совсем часто.

Если говорить о молитвенной подготовке?

– Если человек воцерковлённый, знает, что такое подготовка и может читать молитвы, то, если он причащается, допустим, раз в месяц, ему предписывается прочитать три канона и Последование ко Святому Причащению. Если человек причащается раз в неделю, то мы требуем как обязательное Последование ко Святому Причащению.

Если это начинающий церковную жизнь человек, то в зависимости от степени его подготовки и возможности ему могут порекомендовать от одной, двух молитв до всех молитв ко Святому Причащению. Здесь священник после беседы оценивает степень того, насколько это будет тяжкий и непривычный труд для впервые собравшегося причащаться.

А так – Последование ко Святому Причащению, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского – это всегда минимальное требование. Даже если человек причащается несколько дней подряд, что бывает на Страстной неделе, когда мы рекомендуем причащаться и на Вход Господень в Иерусалим, затем, если человек может, на Преждеосвященной, в Великий четверг, и в субботу, и на Пасху, все равно ему нужно прочесть Последование ко Причащению, за редчайшим исключением.

Бывают обстоятельства, когда человек, причащаясь каждый день, не может вычитать Последование. Например, работники храма, полностью задействованные в Великую субботу. Среди исключений (которых все равно крайне мало) могут быть и очень занятые люди, и беременные женщины…

Но ведь почти все люди – занятые, и беременных вокруг немало…

– Беременности у всех проходят по-разному. Сам факт беременности не требует отказываться женщинам от поста. Я знаю многодетных мам, которые во все свои многочисленные беременности соблюдали все посты. А есть женщины, которые не могут даже от мяса отказаться, иначе просто будут падать в обморок. Зачем накладывать неудобоносимые бремена?

И занятость у всех тоже разная. Если ты бабушка-вахтер, то чего тебе не посидеть, не почитать больше молитв и канонов? Бывают другие обстоятельства, когда времени нет физически.

Если человек подходит ко мне и сообщает: «Никак не успеть все положенное прочитать до причастия», то все решается индивидуально. Кому-то говорю: «Только не забудь, после причастия со вниманием прочитать акафист «Слава Богу за все». Кому-то просто ничего не говорю. Все зависит от человека, от его способностей и возможностей прочитать и подготовится.

Кого вы можете допустить к причастию без исповеди?

– Человека, который причащался в Великий четверг. Более того, я даже не приму у него исповедь ни в Великую субботу, ни на Пасхальной неделе: отправлю просто так причащаться.

Как вы говорите с прихожанами храма о супружеском посте перед причастием?

– Говорим им, что ночь перед причастием по определению в обязательном порядке должна быть постной и с точки зрения супружеского воздержания. Если больше, то вопрос решается в зависимости от частоты причастия и готовности супругов.

Вообще, не вижу никаких сложностей и тонкостей с этим вопросом – какие тонкости с однодневным постом? Другое дело, когда речь о продолжительных постах…

На Светлой седмице в вашем приходе всех допускают до причастия?

– Только в Пасхальную ночь причащаться могут все. На Светлой седмице – только те, кто соблюдал Великий пост. Если не соблюдал, то по уважительно причине: например, – служба в армии или серьезное заболевание.

Но если человек просто ленился соблюдать Пост, а потом приходит и говорит: «Я хочу каждый день к Чаше приступать», – я, конечно, не допущу. В Пасхальную ночь причастие – дар для всех, а на Светлой – как награда за понесённые труды.

Но бывают и здесь разные обстоятельства. Например, у человека именины на Светлой неделе, он хочет причаститься, а Великий пост не соблюдал. Тогда я предложу ему попоститься хотя бы один день накануне.

Все же остальные не держат никакого поста или – постный ужин перед днём причастия.

Молитвенная подготовка – Последование ко Святому Причащению и Пасхальный канон.

Как обстоит дело с причащением детей в вашем приходе? Когда и как им нужно начинать готовиться к причастию?

– Принятый документ очень точно описывает ситуацию с детьми, упоминая древнюю общецерковную практику, из которой следует, что осознанное восприятие исповеди возникает с 10 лет. Возраст от 7 до 10 лет – переходный период: примерно с семи лет (кто-то раньше, а кто-то – позже, в зависимости от уровня сознательности) – дети начинают исповедоваться.

Подводить (подносить) ребёнка к священнику для благословения перед причастием можно с самого рождения, не мешая общему ходу исповеди.

Насколько нужно ребёнку семи – десяти лет исповедоваться перед каждым причастием – решается индивидуально. У нас храме большинство детей, которые начинают исповедоваться, условно говоря, в семь лет, исповедуются фактически перед каждым причастием, даже если мы этого не требуем.

У некоторых родителей есть опасение, как бы исповедь не превратилось в формальность, но ведь здесь не зависит от возраста. Не в этом дело, а дело в степени осознания ребенком своих грехов. Грехов у любого ребенка много, своих, детских: непослушание, капризы, лень.

Поэтому лишний раз попросить у Бога прощения в этих грехах все равно не помешает. Потому дети сами в большинстве случаев исповедуются перед каждым причастием, тратя на это 30 секунд.

Что касается подготовки к причастию, я считаю, что поститься дети могут с момента перехода к общему столу. Поэтому и правило ограничения в еде на них вполне распространяются с той степенью строгости, которую позволяет их здоровье, традиции и мнение родителей. Это может быть просто воздержание от мяса, может быть от мяса и молока во время продолжительных постов и постных дней.

Если дети причащаются часто, то особой постной подготовки не требуется, но в некоторых семьях предлагается постный ужин в субботу, накануне.

О молитвенной подготовке. Если дома есть традиция общей подготовки к причастию, совместных молитв, то дети частично могут принимать в этом участие.

Если все молятся индивидуально, я не требую какой-то специальной подготовки молитвенной к причастию от ребенка до тех пор, пока он сам не начинает читать и понимать прочитанное.

Первокласснику я рекомендую прочитать молитву, которая читается в храме на вынос Чаши: «Верую, Господи, и исповедую…»

Позднее, но тоже в начальной школе, это могут быть несколько последних молитв, начиная с 8 из Последования. Это занимает 5 минут, но ребенок все равно читает молитвы.

По мере возрастания, допустим, в средней школе, дети читают все молитвы ко Святому Причащению, но, например, без канона. В старшей школе добавляется еще и канон ко Причащению.

То есть, всё идет постепенно, по мере взросления и возрастания уровня понимания у ребёнка.

Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Самое главное при подготовке к причастию

Без причащения человек начинает разрушаться изнутри?

Евхаристия и женский вопрос

Причастие в «особые» дни – проблема реальная или надуманная?