Как прогнать незваных гостей из своей души? (+ ВИДЕО)

Во второе воскресение Великого поста Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу. Он раскрыл учение о силе поста и молитвы, говоря, что за этот подвиг Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе.

Сказочный домик – наша душа – почти всегда захвачен недружественными персонажами из грустной истории. С помощью ярких и живых примеров иеромонах Димитрий (Першин) рассказывает, как прогнать этих незваных гостей, и как в эти дни поста приблизиться хотя бы на шаг к тому Свету, которого удостоились Апостолы.

В  одной замечательной детской сказке рассказывается о том, как Лиса захватила лубяную избушку у Зайца.

Жил был Заяц, была у него избушка лубяная, а Лиса позавидовала и решила захватить. Сначала пришла на крылечко хвостик положила, потом в дом напросилась, на лавочку, потом на полати, а потом и Зайца выгнала. И оказался Заяц чужим в собственном доме.

Вот каждый из нас, наверное, наблюдает в себе такую ситуацию, когда вроде мы должны быть настоящими, а мы не настоящие. Непонятно, кто в нас заселился, какие незваные гости захватили космос нашей души, наш внутренний мир, и как с этим жить дальше?! И, пожаловаться некому. И никакой Медведь, никакой Волчок, никакая Собачка нас не выручит. Даже Петушка такого нет.

И вот сегодня, во второе воскресение Великого поста, мы слышим Евангельское Чтение, в котором описывается как раз такой человек, который стал чужим самому себе. Расслабленный, парализованный, немощный – даже ходить не мог. Эти незваные гости не только душу захватили, но даже и тело утратило способность двигаться. И этого человека его друзья любили. Они принесли его к ногам Христа. Поскольку народу было много, они разобрали крышу в доме, где находился Господь, и спустили к самым ногам Спасителя этого несчастного человека. А Господь ему говорит: «Иди, прощаются тебе грехи твои – встань». Это вызвало удивление: «Как же он может грехи прощать – он же человек?» Но Христос – это не просто человек, это Богочеловек; Сын Божий, ставший Сыном Человеческим. У Него есть власть отпускать нам грехи, возвращать нам силы, изгонять этих незваных гостей из наших душ, из нашего сердца. Какие бы там Лисички и другие не поселились в гости.

И вот в этот день, когда мы слышим это Евангельское чтение, наша церковь еще чтит память Святителя Григория Паламы. Удивительного святого, византийского святого, поздневизантийского, который раскрыл в своём богословии одну из самых удивительных тайн православия: о том, что в Боге мы различаем Его непостижимую природу, сущность, которую не может человек познать. Его ипостаси – «три Лица в Троице» (различаем Отца, и Сына, и Духа Святого) и Его действия или энергии, или Его славу, в которой человек может Бога постичь. Тем самым для каждого человека возможно познать Бога сейчас, в этой земной жизни. Соприкоснуться с этой благодатью и вместить ее в ту малую меру, в которую мы готовы её вместить, принять.

В этом спор между православием и католичеством. Католическое богословие говорит о том, что даже на горе Фавор в день Преображения Христос являет всего лишь тварный свет. То, что видят Апостолы – свет славы Божией предвечной. Славы Божией, как говорит православие. Этот свет был тварным, потому что человек не может Бога увидеть. Ту пропасть между Богом и человеком не может человек перешагнуть.

Православное богословие и святитель Григорий отстаивал другую мысль, говоря о том, что может человек, если стремится к Богу, если очищает своё сердце, незримым образом благодать Божию воспринять в Таинствах Крещения, святой Евхаристии. Может быть, в ответ на молитвы, на покаяние человеческое. А те, кому дано, кто действительно своё сердце очистил от страстей – они могут увидеть эту благодать своими Земными очами.

В иконографии православной, в иконе, мы видим эту мысль выраженной очень необычным образом: иконописец, изображая Преображение Господне, показывает нам, что чем ближе ко Христу, тем более тёмными тонами и сине-чёрными изображается Слава Божия. Потому что мы приближаемся к этой непостижимой сущности, этой непостижимой природе Творца, о которой другой святитель Григорий Богослов говорил, что «мы знаем, что Бог есть, но мы не знаем, что Бог есть». Тот самый пресветлейший мрак Божества, о котором когда-то писал Дионисий Ареопагит, вот на этой иконе, в частности, изображается, подчёркивается такими тёмными тонами. Но с другой стороны, чем дальше от Христа, тем более светлые тона мы видим на этой иконе Преображения.

Это означает, что человек, конечно, не может постичь Бога во всей полноте его природы, его сущности. Но в некую меру постичь Бога человек может. Бог открывает себя человеку. И вот это постижение Бога, восхождение от славы в славу, собственно, и составит содержание жизни будущего века. За чертой воскресения мы будем Бога всё более и более постигать. Но начало этому положено здесь должно быть, в Земной жизни.

И поэтому сегодня, когда мы вспоминаем, как Господь вернул расслабленному его дом, дал ему силы стать настоящим, вернуться к Земной жизни. Мы понимаем и то, что мы призваны не только от земных своих болезней, душевных болезней, недугов освободиться, но и войти в полноту вечной жизни. Вслед за святителем Григорием Паламой исповедуя Бога в Его предвечной, непостижимой  сущности, в Его предвечной благодати, мы можем в эти дни поста сделать свой маленький шаг ко Христу.  Попросить его: «Приди. Исцели меня. Изгони вот этих незваных гостей. И дай мне хотя бы в малой мере, в малой степени вместить Твою предвечную благодать, Славу Божию”. Чтобы нам здесь, в Земной жизни уже хотя бы в малой мере стать наследниками жизни вечной и Царствия Небесного.

Читайте также:

Мы — причастники Божества. Неделя святителя Григория Паламы

Из поучений свт. Григория Паламы: «Помни будущий век и поучайся во всех заповедях и поучениях Господних»

Святитель Григорий Палама: житие, творения, учения

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: