Как расчесаться перед зеркалом, или Еще раз про многодетность

«Бывает, что у людей не хватает физических сил, психических сил, и тогда, конечно, эта многодетная семья становится полем страшного разрушения. Такие случаи есть, и их много. Их слишком много, чтобы от этой статистики отмахиваться и говорить, что это единичные недоразумения», – протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке (Москва), размышляет о том, что такое многодетная семья.

«Церковная весна»

Протоиерей Федор Бородин

Протоиерей Федор Бородин

С начала 90-х годов, во время начала «церковной весны», как мы ее сейчас можем называть, очень многие люди желали максимального воплощения некоего христианского идеала жизни в своей судьбе. Это было искреннее горячее желание, не подкрепленное никаким опытом – ни собственным, ни опытом предыдущих поколений.

Многие ушли в монастыри, кто-то стал священником, кто-то иконописцем, кто-то – регентом. А кто-то этот идеал решил воплощать в создании христианской семьи как малой Церкви.

Когда ты выходишь на путь христианства (а древнее название христианства так и звучит – путь Господень, Господь говорит о себе: «Я есть Путь», Ин. 14:6), ты не знаешь, что будет не то что через десять километров, а за ближайшим поворотом. Но ты доверяешь Господу и надеешься на то, что Он тебе поможет. И, не имея никакого опыта, который можно было бы откуда-то взять, эти люди действительно получали помощь Божию, и многие из них проживают или уже прожили прекрасную жизнь, полную жизни, и многодетные – в том числе.

Причесаться перед зеркалом

Многодетные семьи от семей, где детей мало, отличаются только двумя вещами: нагрузка и большая степень ответственности. Потому что, если ты упадешь и разобьешься, когда у тебя один ребенок, только он один будет страдать. А если у тебя шесть или семь детей, или больше, то все они, допустим, благодаря твоему предательству будут иметь разбитые судьбы.

Вот я – ребенок из разведенной семьи. 36 лет назад мои родители развелись. И у меня до сих пор всё болит. Я прекрасно помню свое состояние – вселенная, в которой я живу, расколота пополам. И я понимаю, что так не должно быть, моя любовь хочет иметь эти две половины, а они разъезжаются все дальше. И последствия этого ядерного взрыва для моей вселенной я разгребаю до сих пор, и не всё еще разгреб. И любой психолог объяснит, насколько страшны для человека последствия развода его родителей. Поэтому я и говорю о большей ответственности.

Про большую нагрузку, думаю, что все понятно.

Многодетная семья живет все время на пределе. Я недавно себя поймал на том, что я никогда не причесываюсь перед зеркалом, у меня просто нет на это половины минуты.

Бывает так, что приходит какая-то беда или какая-то большая проблема, и надо полностью переключиться на кого-то одного из детей, а это невозможно.

У нас, например, был такой случай, когда жена родила восьмого ребенка, и на третий день у нее появился тромб на ноге. Она не могла не то что ходить, даже вставать – первые три-четыре месяца. Не было у нас бабушек, дедушек, только я один, с двумя неделями отпуска. Старшие дети, которые могли бы включиться в помощь, были не дома, и я остался один. Я очень благодарен порталу «Милосердие.ру» за помощь. В итоге отозвались люди, которым я благодарен, собрали деньги на помощницу. Как было бы, если бы не эта помощь, я не представляю.

Протоиерей Федор Бородин с семьей. Фото: Анна Гальперина

Протоиерей Федор Бородин с семьей. Фото: Анна Гальперина

Поле разрушения

Видя приходские семьи, где нет бабушек и дедушек, которые не могут себе позволить нанять кухарку, домработницу, няню, я понимаю, что это люди, которые полностью забыли о себе, у них нет личного пространства, времени, они только любят и служат тому, кого любят. И если они делают это из преданности Господу и любви к своим детям, то они абсолютно счастливы.

А бывает иначе. Бывает, что у них не хватает физических сил, психических сил, и тогда, конечно, эта многодетная семья становится полем страшного разрушения. Такие случаи есть, и их много. Их слишком много, чтобы от этой статистики отмахиваться и говорить, что это единичные недоразумения. Я знаю женщину, бывшую жену священника, у которой в кавычках «батюшка» ушел, оставив ее с шестью детьми. Я знаю опустошенных, измотанных людей, которые остаются вместе, но у которых практически выжжены все их отношения, и это разрушительно влияет на душевные настроения их детей.

Так что здесь нет рецептов. Но есть главное – взаимоотношения конкретной семьи с Богом и взаимоотношения папы и мамы между собою. Если будет семья, как настоящий храм, в которой живет Бог, то, несмотря на любые трудности, семья окажется счастливой и всё получится.

Да, может быть, в ней не будет каких-то дорогих продуктов, может быть, не будет дорогих мобильных телефонов… Я прожил детство достаточно бедно, но у меня, у единственного, в классе отец до распада семьи проводил все отпуска с нами и по вечерам рассказывал нам сказки.

Бедность – это плохо, тяжело, унизительно. И это горько, когда ты что-то хочешь дать ребенку, но не можешь: хочешь нанять ему хорошего педагога, хочешь отвести его в хороший кружок, но у тебя на это нет денег. Но это не страшно для главного, что дается в семье, а главное в семье – это показать ребенку опыт жизни в согретом любовью пространстве. Ведь мы знаем немало богатых семей, где дети несчастны.

Да, в многодетной семье не всегда удается много времени уделять детям. Например, муж приходит вечером после работы, и он разгребает кухню, потому что жена просто не справилась: у нее за день было очень много дел. Это время он не может посвятить разговору с детьми. Но я думаю, что сам пример отца, который говорит маме: «Иди полежи, а я всё сделаю», – значительно большему научит детей, чем даже беседы в это время с ними.

Поэтому все эти вещи очень относительны.

Ребенок не будет благодарен отцу или матери за то, что они его обували, одевали. Он считает это естественным.

У него, может быть, возникнут подобные мысли – как это было тяжело, когда он будет содержать своих детей. Но ребенок нуждается в том, чтобы отец и мать разговаривали с ним о том, что ему интересно и важно. А это не зависит от достатка.

Кому помогать

Хотя, конечно, если говорить о материальном неблагополучии многодетных семей, то надо, прежде всего, говорить о том, что надо помогать. Помогать можно по-разному. У нас, к сожалению, на приходах совершенно не развита тема помощи многодетным. Мы, священники, ее плохо поддерживаем, и люди не понимают, зачем помогать. Они просто не были никогда в такой ситуации.

Зачем помогать больной лежачей бабушке – понятно, а зачем помогать многодетной маме – им непонятно. Этому надо учить, объяснять. Если мы говорим о том, что Церковь поддерживает многодетную семью, то, прежде всего, надо организовывать помощь, прийти раз в неделю в многодетную семью, сварить борщ на три дня, начистить на завтра картошку, а маму просто отправить гулять.

Если вы хотите делом кому-то помочь – найдите у себя в приходе многодетную семью и выберите рабочих полдня, когда вы придете и скажете: «Чем вам помочь? Давайте я поглажу одежду. Давайте я погуляю с детьми».

У нас на приходе есть люди, которые из многодетных семей берут ребенка и раз в неделю отводят его в бассейн, ждут его и приводят обратно. Особенно это может быть хорошо для тех, кто хочет создать семью в будущем – посмотреть, что такое дети. Вообще, любое доброе дело расширяет душу того, кто его делает, приближает его к Богу. Но здесь еще опыт и практика, которые могут понадобиться человеку.

Подрос? Иди урожай собирать!

К сегодняшнему дню совершенно неприменим шаблон многодетной семьи XIX века. Потому что тогда не было задачи дать детям образование. Мальчик выходил на труд – на уборку урожая, или в сапожную мастерскую, или в кухню, – и, проводя со взрослыми время, он и общался, и обучался своему будущему ремеслу. Точно так же и девочка, она просто включалась в помощь по дому. Она была рядом с бабушкой и с мамой.

А сейчас отец уезжает куда-то обычно работать, приезжает домой, у него действительно уже может не быть никаких сил для общения. Это плохо и это неправильно. И потом, мы совершенно по-другому должны подготовить ребенка для жизни, чем тогда. Сейчас мы должны дать ему образование, желательно – высшее. Сколько нужно усилий для того, чтобы это сделать… Если предположить, что у вас двое детей – умножьте на четыре, и вы поймете, сколько сил надо приложить в восьмидетной семье.

Художник Андрей Попов. "Крестьянская семья на пашне"

Художник Андрей Попов. “Крестьянская семья на пашне”

Правильные акценты

Да, многодетная семья – это тяжело. Но это и прекрасно! И всегда, говоря о многодетной семье, «прекрасно» нужно ставить на первое место, а не говорить о нем вскользь. Я глубоко убежден, что главное сокровище человека на земле – это люди, которые его любят. Этих людей нельзя купить, их просто нельзя взять и умножить. В многодетной семье таких людей значительно больше.

Вот были ты и жена – две вселенные, которые соединились в одну. И вдруг из нее родилась еще одна вселенная, потом – третья, пятая, седьмая. И эти люди, если ты в них, забывая себя, искренне, вложишь свое сердце, свое время и всего себя, потом всё это тебе возвращают. Только действительно надо строить малую Церковь, и надо начинать с того, что обязательно должна быть общая молитва. Хотя бы раз в день.

В таинстве венчания дается благодатная помощь Божия в преодолении всех невзгод и внутренних проблем. То есть – сила Бога, чтобы исправить и дополнить то, что я сам не могу, или где я делаю какие-то ошибки. Восстанавливаю я эту связь с Богом не свою лично, а своего единства с женой и с детьми в совместной молитве.

Малая Церковь реализуется в совместной молитве. Если мы построим здание храма, а в нем не будет службы, то какая это церковь? Если в моей семье нет совместной молитвы, как Христос придет?

Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Мы, как семья, объединяемся, прежде всего, через совместную молитву.

Повторяю, надо говорить о том, что да, многодетность – тяжело, да, это большой риск, да, большая ответственность. Но те радости, дары и тепло, которые есть в многодетной семье, всё перекрывают.

Люди могут построить счастливую многодетную семью, даже если никогда не видели, что это такое, в отличие от тех самых детей, которые выросли в больших семьях. Если человек идет со смирением, с любовью, с верой в Бога, с самоотдачей, то Господь его всему научит. Для меня пример здесь – моя жена, которую воспитывали не отец и мать, а бабушка и дядя, которой совершенно неоткуда было взять пример для подражания, но она – совершенно потрясающая мать своим детям. Благодатью Божией все, что вложено от природы в человека, а отцовство и материнство тоже вложено от Бога, прорастет в нем, Господь всему научит. Если только не поддаваться главному врагу – эгоизму.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Незаметная ловушка многодетности, или О нелюбовной дискуссии вокруг любви

Жена – это не «детородный механизм». И не просто «помощница» и «вдохновительница». Это такой же живой,…

Дмитрий Емец: Раньше мы жили только ради детей и дико устали

Многодетность - рецепт не для всех, а идеала не будет никогда