Как сделать историю интересной детям?

Анастасия Лотарева предлагает собственные рецепты передачи детям исторических знаний

— И обязательно нужно повесить георгиевскую ленточку!..

Мой старший ребенок стоит в классическом праздничном наряде «белый верх — черный низ», в пилотке, собирается на утренник в честь праздника Победы.

Ульяна, говорю, погоди-ка, давай ты мне расскажешь, зачем нужно вешать эту ленточку?

— Ну так сказали!… Воспитательницы сказали!

— Я понимаю, что сказали, но зачем люди ее вообще носят?

Молчит, не знает.

Нет, я не собираюсь опять открывать дискуссию про «надо носить или не надо», их достаточно было в праздничные дни в том же фейсбуке. Даже слишком, многие аргументы с обеих сторон я была бы рада не читать. Но как выходит, что государство, которое практически ввело георгиевскую ленту на уровень общенационального символа, не дало себе труда объяснить, зачем ее носить? Я спрашивала у воспитательниц, есть ли у них какие-то нормы, учили ли их, как говорить с детьми на эту тему. Нет, «из департамента пришло письмо — все должны быть с лентами». Тоже такое детское: «нам так сказали!».

985872577

Я — историк по образованию, но дело даже не в этом. Меня очень печалит то, как сегодня выглядит изучение истории. Когда я пришла в первый раз учителем к семиклашкам, то услышала «нннууу история это скуууучно». Это же нужно постараться, чтобы история, полная событий, великих и низких характеров, интриг и приключений стала «скууууучной». Зато все потом любят ужасаться сюжетам в духе «мы спросили у двадцати прохожих на Новом Арбате кто такой Ленин, посмотрите, что за ужас они отвечают».

На вопрос «как учить детей истории» отвечают сотни методических пособий, но, видимо, как-то не слишком хорошо. Бродят несчастные родители по сети, спрашивают «какой исторический фильм лучше всего показать ребенку», «я хочу рассказать про Великую Отечественную войну, но это же, наверное, рано?».

Мне кажется, что все обсуждения должны идти в ответ на запрос самого ребенка. Если родители хоть как-то обсуждают между собой историческую тематику, их будет предостаточно. Можно обойтись и без обсуждений — сотни детских книг нам в помощь. Кто такие батраки в «Эмиле из Леннеберги»? Кем работают главные герои в «Медной горы Хозяйке», как добывали железо в далекие времена? Да в конце-то концов, что за столбовая дворянка, которой так хочется стать пушкинской Старухе?

Еще одна проблема: стоит ли скрывать какие-то горькие и страшные вещи в самом хрупком и нежном возрасте? Если вы обратитесь к сказкам народов мира, вы заметите, что чувства детей там не больно-то щадят. Я считаю, что если у ребенка в пять лет возник вопрос, «что такое концлагерь» или «что значит — у прабабушки было семь детей, а осталось только три?!» — нет никаких проблем с разъяснениями. Да, слова «индустриализация» или там «репрессивный аппарат», конечно, употреблять не стоит, но в остальном-то почему нет?

Как сделать историю интересной? Очень просто — привяжите ту самую «большую историю» к своей семье. Гениальная акция «Бессмертный полк» именно об этом — есть ли лучшее начало для изучения ВОВ? Праздник становится осмысленным: не просто надели красивую пилотку, привязали ленточку и пошли с шариками на танк «Армата» посмотреть, а подумали, какое наша семья имеет к этому отношение.

Я с тоской смотрю на проекты, сделанные «согласно праздничному плану» в детском саду. Вот стенд к Дню космонавтики — условно нарисованная ракета, изображение звездного неба, инопланетянин. Инопланетянин! Почему бы, воспользовавшись случаем, не рассказать про Королева и Гагарина (и да, у моего ребенка вопрос про концлагерь возник именно в контексте рассказа про великого нашего ученого и конструктора)? Да еще первая женщина в космосе, да еще программа «Аполлон», да Илон Маск со своими частными космическими аппаратами!  Мало ли тем кроме «в честь Дня космонавтики слепим Лунтика».

0001

К 9 мая на стендах опять стандартный набор: «гвоздичка, георгиевская лента, Вечный огонь». Расскажите историю своей семьи! Как воевали, как жили в тылу, да что такое тыл, в конце-то концов! А то дети так до школьных лет и думают, что война это «мы с Серегой со светящимися бластерами бегаем и друг друга по очереди убиваем».

Вообще всегда лучше идти от частного к общему. Не семья — так какой-то герой, определенное событие, которых в огромном историческом потоке миллионы. Моя дочка с интересом слушала про историю обороны Брестской крепости. Вряд ли ей были важны стратегические и тактические особенности, временная канва. А вот фамилии Гаврилова, Фомина и Кижеватова (про последнего с удовольствием отметив, что «пограничник, как дедушка!»), она запомнила хорошо.

Нужно понимать, что государство нам в этом всем помогать особо не будет. Нет мультфильмов и фильмов по Куликовской битве, изучение Бородинского сражения по-прежнему легче начинать по Лермонтову (спасибо Михаил Юрьевичу, но два века уже прошло почти). Фильмы уровня «Брестской крепости» стали появляться, но они замылены десятками проходных лент формата «чистенькие мальчики в гимнастерках на деньги Министерства культуры». У воспитателей и учителей всегда будет «план учебных мероприятий» — три часа на всю ВОВ, десять минут на Куликовскую битву, а заодно «отчет по ленточкам».

000003

Ездите по русским городам! Пройдите ногами с ребенком валы Старой Рязани, поймайте в лицо карамзинский «ветер русской истории» на мосту через Волхов в Новгороде, посмотрите на кружевной Дмитриевский собор во Владимире и заброшенный пулеметный дот через дорогу от вашей дачи.

В конце концов, знание истории — лучшая прививка от «делаю так, как мне сказали». Больше вариантов ответа на вопрос «почему?».

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Трехлетняя медсестра под обстрелом

Во что играют взрослые, наряжая детей в форму Великой Отечественной

ЕГЭ по истории: как не отравить жизнь математикам

Любой нормальный экзамен легко превратить в ненормальный

Археолог Сергей Белецкий: Надо меньше копать и больше думать

Как в Пушкинском заповеднике хотели вскрыть могилы тригорских помещиков

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!