Как узнать, несем ли мы свой крест?

Почему именно крест стал главным символом христианской веры? Евангельские чтение, которое мы слышим во время Божественной литургии в праздник Крестовоздвижения, комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелие от Иоанна. Глава 19; стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35:

Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Протоиерей Павел Великанов

Протоиерей Павел Великанов: Сегодняшнее евангельское чтение посвящено распятию Христа Спасителя. И мы сегодня празднуем Воздвижение Честного и Животворящего Креста, которое произошло в недавно выстроенном в то время Храме Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году, когда Животворящий Крест Господень, обретенный царицей Еленой, был воздвизаем, то есть поднимаем и опускаем перед огромным собранием верующих людей в Иерусалиме.

Почему именно крест стал главным опознавательным знаком христиан – большая загадка. Почему именно на кресте Господь простер Свои пречистые руки, искупая человеческий род от греха, проклятия и смерти, – это тайна Божия. Можно, конечно, до бесконечности находить аналогии в живом мире, неживом мире, где можно встретить огромное количество тех или иных видов крестов. Но суть остается одной и той же.

Сегодня мы видим, что на кресте висит Сам Господь Бог, который стал человеком с единственной целью – чтобы люди могли Его убить, чтобы Он мог пережить весь ужас богооставленности и мнимой победы смерти над Ним, чтобы тем самым даровать нам исцеление от того, с чем сам человек никогда не может справиться.

Апостол Павел очень ярко выразил суть значения креста в христианской жизни. Он пишет: «Крестом Христовым мне весь мир распят, и я – миру». И то, что мы, православные христиане, носим на своей груди изображение этого знамени победы Христа над смертью, налагает на нас огромную ответственность. Тот, кто без креста, – говорили отцы, – тот и без Христа.

Крестоношение есть единственно возможный путь нашего спасения. Как мы можем проверить, действительно ли мы несем на себе крест или нет? Очень просто: если нам в этой жизни комфортно, если нам ничего не мешает, если нет в нашей душе напряжения и борьбы, значит, мы ещё даже не подошли к подножию нашего креста.

Научи же нас, Господи, видеть в нашем крестоношении не только неизбежную скорбь и боль, но и славные муки рождения в новую, лучшую жизнь.

«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Хромая вера, или Как не пойти ко дну

Христос не прекращает бедствия сразу, не усмиряет бури, а подает помощь, избавляя от гибели

Современная религиозность всё более походит на бегство от Бога

Христос приносит Себя в жертву, но дар этот человеком не востребован