Как защитить наши храмы?

Материал №8 газеты “Крестовский мост”. Тема номера: Атаки на Церковь. Что делать?

Разрушение поклонных крестов, осквернение храмов сатанинскими изображениями и надписями, два поджога храмов — в Калининградской области и в Москве, звучащие призывы продолжить глумление и осквернение православных святынь — всё это вызывает у одних верующих растерянность, у других — желание немедленно дать отпор. Но как? Что мы должны делать, чтобы остановить расползающееся зло?

Наш собеседник — настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.

Вандалы должны знать, что их никто не поддержит

— Отец Владимир, ваша недавняя книга «Что это было» о «весеннем антихристианском обострении» оказалась прозорливой: обострение перешло на лето и приняло уже криминальный характер. Что будет дальше?

— У меня есть надежда на то, что «криминальный характер», как вы говорите, нападок на Церковь отрезвит наше общество. Если общество проявит безразличие в отношении вандализма, террор будет только усиливаться. Беда заключается в том, что у нас совершенно утеряно понятие «общественного договора» — это то согласие между людьми, которое не прописывается никакими законами. Например, нельзя сквернословить в присутствии женщин и детей или — недопустимо непочтительное отношение к памяти воинов, защищавших страну, к символам нашего государства и так далее. Национальные и религиозные чувства — самые болезненные. Любое, даже еле заметное оскорбление этих чувств очень ранит сердце человека. Если мы все будем нетерпимы к подобным фактам, если вандалы будут знать, что никто в обществе не станет поддерживать их публичные акции, если мы перестанем, условно говоря, называть кощунниц «девочками», а крушителей крестов «мальчиками», то всё прекратится.

— Анализируя нынешнюю ситуацию, вы прибегаете к историческим аналогиям. Возникает печальное ощущение, что всё это уже было, но ничему нас не научило. У вас тоже есть такое чувство?

— К сожалению, характер нынешнего времени (это относится не только к нашей стране) даёт пищу для подобных печальных выводов. Кажется, Гегель как-то произнёс: «История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы». Есть и другой афоризм не менее мудрого человека: «Тот, кто не помнит своего прошлого, осуждён на то, чтобы пережить его вновь». Унывать, конечно, не следует — это грех. Я оптимист и считаю, что любой серьёзный и ответственный человек, каждый на своём месте, может сделать очень многое для улучшения климата в обществе. Главное — не отмалчиваться, когда видишь бесчиние и безобразие.

Существует идеология, питающая варварство

— Вы пишете об организованной войне с православными…

— Некоей единой организации, ведущей войну с Церковью, пожалуй, нет. Но есть вполне оформленная, имеющая многовековую историю антихристианская идеология, подпитывающая как информационные атаки, так и варварские акции. Эта идеология основана на мысли, которая была сформулирована у Достоевского: «Если Бога нет, то всё позволено».

— Говорили, что не нужно требовать ужесточения наказаний за нападки на Церковь. То есть на уровне законодательства у нас проблем нет? Всегда ли, например, полиция представляет себе, какое поведение является кощунственным?

— Я не специалист в вопросах законодательства. Для этого есть профессионалы. Мне кажется, что в статьях Уголовного кодекса есть все меры для квалификации злостных деяний в отношении Церкви. Возможно, следует законодательно уточнить дефиниции, что считать разжиганием ненависти, оскорблением, проявлением вражды. Полиции вовсе не нужно квалифицировать то или иное деяние с точки зрения кощунства, ей достаточно понимать, что такое «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды».

Нужно ли храмам видеонаблюдение?

— Как, на ваш взгляд, рядовые прихожане могут сейчас воспрепятствовать худшему развитию событий? Можем ли мы остановить зло какими-то действиями? Или нужно только запастись терпением и молиться?

— Силу молитвы и силу веры даже наши православные недооценивают. Искренняя смиренная молитва может очень многое сделать. Апостол любви Иоанн Богослов утешает нас: «Всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (2 Ин. 5, 4-5). Ну и конечно же терпение — наше самое действенное оружие в исправлении нравов и самый верный путь к собственному спасению. И последнее: пусть это не покажется банальностью, но в первую очередь надо начинать с себя, посмотреть, а как ты сам относишься к нашим святыням, не погибло ли у тебя самого благоговение к ним, не злословишь ли ты о своих ближних, священнослужителях, Патриархе, не утеряно ли у тебя милосердие, наконец, не живёшь ли ты по законам этого падшего языческого мира.

— Недавно вы стали настоятелем известного храма в центре Москвы. Собираетесь ли вы предпринять какие-то дополнительные меры для охраны вашего храма от потенциальных кощунников?

— Ситуация с безопасностью в храмах в больших городах несравнимо лучше, чем в провинции. В большинстве из них есть постоянная охрана, имеющая инструкции, как им поступать в случае хулиганства. На мой взгляд, прихожанам не следует заниматься самодеятельностью в противодействии агрессивным святотатцам и всё-таки призывать профессионалов для предотвращения их акций. Священникам нужно озаботиться усилением охраны церковных святынь и безопасности прихожан.

— Некоторые говорят, что имеет смысл оборудовать храмы видеокамерами (хотя бы по одной, на входе), чтобы фиксировать лица заходящих и, если кто-то совершит бесчинство и убежит, можно было его найти…

— Видеонаблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные и так понятны, а отрицательные связаны с нарушением приватности, интимности взаимоотношения с Богом любого церковного прихожанина: не каждому это будет по душе. Я бы посоветовал этот вопрос решать на общем собрании прихода.

Валерий КОНОВАЛОВ, Михаил УСТЮГОВ

«Крестовский мост»  – ежемесячное московское православное издание с тиражом свыше 40 тысяч экземпляров. Это благотворительный информационно-просветительский проект, рассчитанный на широкую аудиторию. Главные темы – события в жизни Церкви, актуальные комментарии, интервью с компетентными людьми, ответы священников на вопросы читателей, интересные исторические факты, рассказы служителей Церкви о своем духовном пути, беседы о вере с известными деятелями культуры. Газета распространяется бесплатно в большинстве храмов и монастырей Москвы. Несколько тысяч экземпляров распространяются в Подмосковье и Калуге.  Летом 2012 года «Крестовский мост» начали доставлять в зарубежные приходы Русской Православной Церкви в ряде стран Западной Европы – Австрии, Венгрии, Италии, Франции и Швейцарии. «Крестовский мост» – независимое издание, существующее на пожертвования благотворителей.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: