Патриарший визит в Китай – первые итоги

С 10 по 15 мая проходит официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Китай. О предварительных итогах и ожиданиях от визита мы беседуем с настоятелем прихода святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиереем Дионисием Поздняевым.


Первый в истории визит предстоятеля Русской Церкви в Китай — событие само по себе экстраординарное. В связи с тем, что сейчас положение Китайской Автономной Православной Церкви нуждается в нормализации, можно сказать о двух аспектах проходящего визита.

Во-первых, визит проходит по приглашению не Китайской Православной Церкви, а светского руководства страны, поэтому в нем присутствует заметный светский элемент. Святейший сам оговорил его с журналистами. Взаимоотношения Китая и России улучшаются, но без контактов в духовной сфере понимание между двумя странами вряд ли можно было бы назвать полным.

Значительная составляющая этого визита — демонстрация того, что в вопросе религиозных контактов Китай и Россия друг к другу открыты и готовы к диалогу.

Второе. Безусловно, очень важна духовная сторона — это службы в Пекине (на территории посольства), в Харбине и Шанхае, а также общение с православной паствой — как русской, так и китайской. Причем последнее я вижу самым главным итогом уже прошедших дней визита.

Позавчера после службы состоялась очень важная встреча Патриарха с китайскими христианами, о которой, к сожалению, не очень много пишут в СМИ. Китайская Церковь в силу исторических обстоятельств лишилась своих клириков — и епископов, и простых священников. Для китайских верующих патриарший визит дал уникальную возможность: во время встречи православные китайцы явно сказали о мечте своей жизни — существующей в полноте Китайской Православной Церкви со своим духовенством и своим богослужением.

Это была очень трогательная, душевная, человеческая встреча, и Святейший очень глубоко прочувствовал просьбу китайских верующих.

Вообще, он — один из немногих архиереев в Русской Церкви, который уже на протяжении многих лет чутко относится к этой проблеме. То, что он сейчас, уже став Патриархом, вновь и вновь к ней возвращается, вселяет надежду. Я очень надеюсь, что эта встреча привлечет внимание к проблеме.

Об итогах визита говорить пока рано, потому что он продолжается, но уже можно отметить: визит задал много тем. Другое дело, что над этими темами нужно работать.

— Чего, по Вашему мнению, ждет от этого визита китайское руководство?

— Нужно учитывать, что китайское государство — светское. Официальной идеологией его является коммунизм, хоть и в специфической форме. Общее отношение к религиозной жизни в Китае сейчас сводится к тому, что с точки зрения властей религия может играть положительную роль в жизни общества.

Думаю, что китайские власти смотрят на визит Патриарха в большей степени как на политический. То, что он состоялся — это существенный успех китайской дипломатии.

У китайских властей, разумеется, существуют политические цели — показать курс нового политического руководства страны на открытость, большую гибкость, чем раньше.

— Чего ждут китайские православные от властей в результате визита?

— По большому счету, я не вижу, чтобы китайские власти создавали православным какие-то проблемы. Проблемы есть во внутрицерковной жизни. В силу исторических обстоятельств Церковь была институционально разрушена, обескровлена, лишилась клира. Без помощи извне Китайская Церковь восстановиться не может.

Важно, чтобы китайские власти поняли, что Русская Православная Церковь может помочь в восстановлении и возрождении Китайской Православной Церкви. Но по большому счету, это задача ее самой.

Юридически взаимоотношения между Китайской и Русской Церковью и китайским государством таковы: в Китае законодательно запрещена миссионерская деятельность иностранными гражданами, но разрешен обмен между китайскими и иностранными религиозными организациями в чисто религиозной сфере.

— Что можно сделать для просвещения китайцев светом православной веры?

— Я думаю, нужно сфокусироваться на сфере образования. У православных китайцев нет доступа к элементарной литературе, нет преподавателей.

Формы просветительской деятельности могут быть разные. Можно организовывать более или менее длительные паломничества. Необходимо издавать книги. Возможно, стоит переводить какие-то фильмы.

Я думаю, это должно быть большой работой Русской Православной Церкви, спланированной многолетней миссией, не сводящейся к какой-то одной деятельности. Необходимо создавать среду, в которой люди могли бы знакомиться с Православной Церковью, понимать, что есть Православие, и делать самостоятельный осознанный выбор, нужно оно им или не нужно.

В широких кругах Китая о Православии знают немного и немногие — ученые, интеллектуалы и специалисты. А интерес существует большой, и он постоянно растет. На него нужно отвечать своевременно, точно и грамотно.

Рост интереса к Православию связан с тем, что Китай в целом становится более открытым. Кроме того, Китай и Россия — соседние, граничащие друг с другом страны с достаточно дружественными взаимоотношениями. Так получилось, что в целом интенсивность контактов в гуманитарной сфере между Россией и Китаем значительно отстает от интенсивности контактов в сфере экономической или сфере военного сотрудничества. Политика наших стран носит в основном экономически-прагматический характер, и в связи с этим был упущен комплекс немаловажных духовных вопросов.

Между тем, у китайцев существует запрос цивилизационного порядка. Их классическая традиционная система мировоззрения начала рушиться давно, с начала XX века. Потом ей на смену пришли марксизм и коммунизм, который сейчас, в принципе, уже отжил свое, трансформировавшись в особую достаточно эффективную систему управления страной. А духовные запросы в стране остаются неудовлетворенными.

В Китае существует мощное движение поиска смысла жизни — и в среде простого народа, и среди интеллектуалов, и в академических кругах. В этом смысле страна открыта абсолютно ко всем идеям извне. Православие и его взгляд на мир, причем не обязательно русского образца, а безотносительно к национальному фундаменту, представляет для китайцев нечто принципиально новое. Люди готовы слушать и слышать, изучать и, возможно, принимать христианскую веру.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Патриарх Кирилл: Мы не осуждаем людей с нетрадиционной ориентацией

Однако Церковь категорически против того, чтобы их союз признавался браком

Мэр Парижа: Православные должны чувствовать себя здесь, как дома

Анн Идальго уверена в том, что Троицкий собор поможет народам установить еще более тесные связи