Капли и потоп, или о тех, кто поддерживает продолжение войны

|
Виновна ли каждая конкретная капля в потопе? Сергей Худиев – о парадоксальной способности людей совмещать в своем сознании христианство и ненависть.

Несколько лет назад мне доводилось говорить по радио о заповеди «любите врагов ваших» и объяснять, что она может привести христианина к конфликту с его окружением.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

Легко было привести примеры конфликтов – в бывшей Югославии или на Кавказе – когда не то что любовь, а просто отсутствие надлежащей громкости зубовного скрежета в адрес врагов могли навлечь на человека обвинения в предательстве.

Сегодня разговор потерял свою отвлеченность, мы все оказываемся между верностью заповеди и верностью племени.

Киевский иеромонах Мелхиседек – один из тех троих монахов, которые в свое время стояли между враждующими сторонами на Майдане – стал объектом яростных нападок из-за того, что призывает паству (и всех, кто готов его слушать) уклоняться от участия в кровопролитии. Как пишет один религиозный ресурс, «Священник УПЦ призывает украинцев к дезертирству, ссылаясь на заповедь «Не убей».

В живом обсуждении, которое вызвала эта публикация, еще раз обнаружилась парадоксальная вещь – патриоты обеих сторон уверены, что достойно и праведно, должно и спасительно убивать неприятелей, а ссылаться на заповедь Божию, чтобы уклоняться от этого занятия, неправильно. Христианство – не толстовство. Нечего тут дезертировать.

Правда, все это пишется отнюдь не из окопов, и в окопы никто из собеседников не собирается, предпочитая проявлять свою неукротимую воинственность исключительно в интернете; но не будем придираться, лучше рассмотрим аргументацию по существу.

Люди говорят, что долг христианина – защитить людей от злодеев, если надо – с оружием в руках. В этом они полностью согласны, а расходятся только в том, кто именно злодеи – «бандерофашисты» или «путинские террористы». Но все уверены, что защитить от них мирных жителей – долг, от которого нельзя уклоняться.

Пример этого показывают множество христианских святых — Пересвет, Ослябя, князь Александр Невский и (для некоторых) Жанна д’Арк.

В социальных сетях помещают фотографии убитых гражданских лиц – женщин, стариков, детей, обычных мирных обывателей, которые просто оказались в неудачное время в неудачном месте – даже если неудачным местом оказалась их собственная квартира.

Трудно просмотреть ленту, не наткнувшись на фотографии чьих-то оторванных конечностей или размозженных черепов. Люди, которые размещают такие снимки, обычно говорят, что ими движет сочувствие к жертвам и негодование против убийц.

Негодования действительно очень много – как и призывов к праведной мести злодеям. Но во всем этом есть, по крайней мере, три странности.

По отношению к родственникам погибших вывешивать на весь интернет фотографии обезображенных тел их близких, по меньшей мере, неделикатно. Как – скажем сдержанно – это неделикатно по отношению к самим мертвым.

Да, бывает необходимо делать такие фотографии как свидетельство, для последующего расследования. Но вывешивать это в интернете на весь мир … это трудно счесть проявлением сочувствия.

Вторая странность – четкая избирательность. Люди, которые с изъявлениями крайней скорби и негодования размещают фотографии жертв одной стороны, никогда не размещают фотографий жертв другой. Тот, кто у кого вся лента залита кровью Волновахи, деликатно проигнорирует аналогичное кровопролитие в Донецке – и наоборот.

Когда человек на всю сеть рыдает о людях, убитых противной стороной, а о людях, убитых его стороной, ничуть не рыдает, и вся его скорбь включается и выключается по патриотическому щелчку – трудно поверить в ее подлинность.

Третья странность – это выводы, которые делаются из этих фотографий. Люди говорят, что извергов-нелюдей, снаряды которых убивают женщин и детей, надо решительно уничтожить. Тогда воцарится мир и все вздохнут спокойно.

Беда тут в том, что ближайшие изверги-нелюди, которые повинны в смерти невинных женщин и детей, находятся прямо перед их мониторами. Потому что невинные женщины и дети были убиты как раз в ходе борьбы с врагами, которую интернет-болельщики так горячо поддерживают.

В самом деле, если неприятель палит по нашим славным воинам из пушек, зная, что в силу низкой прицельности, плохой подготовки и общего беспорядка, помимо воюющих он убьет также случайных женщин и детей (и убивает), то это проклятый фашизм-терроризм, наполняющий наши сердца негодованием и уверенностью, что негодяев, огнем нашей артиллерии, надо отправить прямиком в ад.

Если наши славные воины палят по фашистам-террористам из пушек, зная, что в силу низкой прицельности, плохой подготовки и общего беспорядка, помимо воюющих убьют также случайных женщин и детей (и убивают), то это славное дело, одобряемое святыми Пересветом, Осляблей, князем Александром Невским и (вспомним о европейских ценностях) Жанной д’Арк.

Посмотрите правде в глаза. Боевые действия с применением артиллерии в городской агломерации неизбежно будут приводить к жертвам среди гражданского населения. Особенно, если жизнь гражданских для обеих воюющих сторон является далеко не первым приоритетом.

Одобряя боевые действия, вы неизбежно подписываетесь и под этим их побочным эффектом. Если снаряд «вашей» стороны разносит автобус, вы на это подписывались. Нет, понятно, что вы (как и воюющие) не хотели смерти именно этим людям – но знали, что гибель какого-то числа гражданских неизбежна, и согласились на это.

Давайте обозначим это ясно – любой человек, который одобряет продолжение войны, надеясь на «победный» для его стороны конец, соглашается принести в жертву какое-то число невинных и случайных гражданских.

Вся скорбь по поводу гибели невинных людей выглядят несколько фальшиво со стороны человека, который на эту гибель вполне согласился – лишь бы выиграла его сторона.

Конечно, адепты обеих сторон заявят, что их нельзя уравнивать, что террористы/фашисты убивают гражданских намеренно, а вот наши – случайно и вообще наше дело правое. Но это не меняет того факта, что они а) знают, что в ходе боевых действий их стороны наверняка погибнут случайные гражданские лица; б) готовы такую цену платить.

Да, лично они из пушек не стреляют и вообще благоразумно удаляются от окопов – но обеспечивают тот эмоциональный накал, в котором стрельба становится возможной.

Где-то в интернете я видел замечательную фразу – «ни одна капля не считает себя виновной в потопе». Никто из тех, кто пишет поджигательские комментарии в сети или скандирует патриотические лозунги, не считает себя ответственным за пролитую кровь. Но кровь льется именно потому, что массы людей одобряют ненависть и насилие, и считают их чем-то должным и даже почетным.

Святой Апостол Павел пишет о язычниках: «Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:32)

Одобрять злые дела, как следует из слов Апостола, еще хуже, чем творить их – творят их иногда под давлением, одобряют добровольно. Призывника гонят на войну под страхом тюрьмы – блогера на войну никто не гонит.

Люди из Москвы, Мюнхена, Парижа, Бостона и других, весьма удаленных от окопов мест, разбивают клавиатуры, воодушевляя сражающихся смело в бой пойти – а потом, когда сражающиеся попадают по гражданским (это неизбежно), разбивают еще клавиатуры, восклицая, что теперь-то надо палить из пушек еще интенсивнее.

Отдельный человек, который принимает решения за себя, не может остановить общее безумие; но он может в нем не участвовать – не быть каплей в потопе, не быть искрой в пожаре. Потом может оказаться, что нас, отдельных людей, не так мало – и на Украине, и в России.

Но для нас, христиан, неважно, оказываемся мы в меньшинстве или в большинстве – мы делаем то, что заповедал Господь. А Он заповедал быть миротворцами и тщательно исполнять заповедь «не убий».

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале
Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
«Наша» победа или моё спасение?

Спасение лично вашей души важнее, чем победа «наших». Это многих разгневает, но это так

Мерзавец на той стороне, или чем больше вложено, тем страшнее терять

Почему так важно верить, что оппонент не просто неправ, а является законченным мерзавцем? Этому есть причины

Портрет героя на фоне черной дыры

Хорошие люди напрягают и раздражают. А вот террористы – другое дело, они создают фон, на котором…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: