Кефир и сосиски против рукколы и авокадо

|

Великий пост: про еду или не про еду? (Опрос священников)

Эпоха глобализма вносит в наше постное меню свои коррективы. То, что прежде казалось деликатесом и дорогой экзотикой — заморские фрукты, дары моря, сложные блюда из бобовых — становится доступным и повседневным. В православной среде мнения по этому поводу разделились: одни полагают, что постной можно считать только дешевую еду, другие — что простую в приготовлении, а третьи настаивают на строгом соответствии продуктов букве Типикона.

Иногда мне кажется, что именно так несколько веков назад русские старообрядцы сопротивлялись посадкам картофеля, называя его «чертовым яблоком». Заморское — плохо. А почему? А потому, что летели два беса над Америкой…

Сейчас в православных интеллигентских кругах появилась такая модная тенденция — утверждать, что лучше уж есть в пост дешевые куриные окорочка или пить демократичный кефир, а сэкономленные деньги отдавать нищим, чем питаться формально постными, но более дорогими продуктами — в качестве примера тут обычно приводят лобстеров и трюфеля. Эта риторическая фигура кажется мне очень странной и надуманной. Вы знаете кого-нибудь в своем окружении, кто переходит на лобстеров и трюфеля в пост? Лично я — нет. Может быть, именно так выглядит постный стол кого-нибудь из верующих олигархов или звезд шоу-бизнеса, но тогда об этом следует говорить как о чьем-то личном и очень специфическом понимании поста, а не как о массовой тенденции.

Что действительно сегодня широко шагает в православные массы, так это хумус, фалафель, лобио, ризотто с грибами, дал, тофу, овощное карри, чечевичная похлебка, то есть постные и вегетарианские блюда самых разных народов, которые у себя на родине считаются очень простыми и служат пищей бедняков. Благодаря тому, что в мире остается все меньше границ, эти блюда или их отдельные ингредиенты становятся доступными в тех краях, где прежде о них не слышали. Но называть блюдо роскошью и деликатесом только потому, что оно изначально «не местное», по меньшей мере странно.

Кроме того, если мы публикуем тексты и общаемся в интернете, то нам не дано предугадать, в каких широтах и в какой долготе сейчас подвизается наш читатель. Может быть, осудим мы его с легким сердцем за ужин из ананасов и королевских креветок, а потом узнаем, что живет и работает он в Тайланде, где эти самые креветки продают по одному доллару за целый пакет?

Кстати, о кефире и сосисках, которые почти постные, потому что в них добавляют огромное количество сои. Да, безусловно лучше, если в пост мы будем меньше денег тратить на еду и больше жертвовать нуждающимся, как советуют святые отцы. Но важно помнить, что постимся мы не только для нищих, но еще и для себя, для своего духовного роста, для того, чтобы легче было молиться и меньше разжигались страсти. Не стоит с ходу отвергать многовековой опыт всей Православной Церкви, который свидетельствует о том, что если вы будете питаться куриными грудками и кисломолочными напитками, то никогда не почувствуете той легкости, которая появляется через несколько дней употребления только растительной пищи. Кто пробовал, тот знает.

И совсем уже странная тенденция — повальное осуждение тех владельцев кафе и ресторанов, которые в Святую Четыредесятницу предлагают своим гостям специальное постное меню. Мы, то есть многоопытные и бывалые православные, почему-то сходу решаем и за рестораторов, и за их клиентов, что все эти растяжки «постный бизнес-ланч» — всего лишь коммерция, лицемерие и чревоугодие.

А не кажется ли вам, что каждое постное меню — это не просто реклама очередных новых блюд, а вполне себе миссионерское напоминание о приближающейся Пасхе и о воскресшем Христе, ради Которого и совершается постный подвиг? Нужно быть совсем уж нелюбопытным и отрезанным от информационного пространства человеком, чтобы увидеть постное меню и посчитать его просто традиционной весенней диетой, совсем не задумываясь при этом о духовном смысле воздержания от мяса и молока.

В наши дни в больших городах живет заметная прослойка людей, которая питается в кафе и ресторанах гораздо чаще, чем готовит еду дома. И поступают они так отнюдь не потому, что сказочно богаты или необыкновенно ленивы, а потому что только такие приемы пищи возможны при их деловом графике. И если бы не постный бизнес-ланч, не роллы с авокадо и огурцом в ближайшем суши-баре и не вегетарианское кафе с индийской кухней, то они бы просто к концу своего насыщенного встречами рабочего дня протянули ноги. Или им пришлось бы вообще забыть о посте как о высокой и недоступной для себя аскетической практике.

Есть еще два мнения относительно постной еды, которые встречаются часто и решительно противоречат друг другу. Первое утверждение гласит, что в пост не должно быть слишком легко, а потому заказать роллы с огурцом и салат из морских водорослей по телефону — это не аскетично, так как слишком комфортно. Второе напоминает, что нужно как можно меньше думать о еде и не тратить на ее приготовление лишнее время. Так как же тут все-таки быть: вменять себе как великопостный подвиг интенсивную нарезку овощей или обойтись без нее?

Если обратиться к опыту других Поместных Церквей, где традиция поста не прерывалась, то мы увидим, что, например, в Греции и на Кипре верующим предлагают просто несопоставимо больше великопостных пищевых сервисов, чем в России. Если вы во время Великого Поста будете перемещаться по этим странам на автомобиле, то на глаза вам постоянно будет попадаться реклама постного фаст-фуда в разных придорожных едальнях.

В супермаркетах вы увидите целые огромные отделы с сезонными предложениями постных продуктов, а в кондитерских — специальные витрины постных сладостей. Назовем все это вопиющим чревоугодием и тотальным обмирщением? Или, наверное, если бы православную Европу и православный Восток захлестнула действительно серьезная волна равнодушия к вере и секуляризации, то и витрина с постной едой не привлекла бы никого, потому что все бы просто выбирали себе обычные блюда без разбора.

А пока мне просто хочется поблагодарить некоторую сеть кофеен за то, что в их постном меню появилось капуччино на соевом молоке, потому что без этого топлива мой мозг точно отказался бы работать до самой Пасхи. Звучит как-то гламурно? Но такова среда моего обитания — большой город и кофейни с бесплатным вай-фаем. И я искренне радуюсь, когда в эту среду тоже приходит пост.

Великий пост: про еду или не про еду? (Опрос священников)

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
В пост человек освобождается от власти животного начала

Как сконцентрировать внимание на этом участке духовных усилий

Завтра начинается Рождественский пост

Рождественский пост готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова.

Рождественский пост: что нужно успеть каждому

Что есть, когда молиться и как подготовиться к празднику

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: