Кефир и сосиски против рукколы и авокадо

|

Великий пост: про еду или не про еду? (Опрос священников)

Эпоха глобализма вносит в наше постное меню свои коррективы. То, что прежде казалось деликатесом и дорогой экзотикой — заморские фрукты, дары моря, сложные блюда из бобовых — становится доступным и повседневным. В православной среде мнения по этому поводу разделились: одни полагают, что постной можно считать только дешевую еду, другие — что простую в приготовлении, а третьи настаивают на строгом соответствии продуктов букве Типикона.

Иногда мне кажется, что именно так несколько веков назад русские старообрядцы сопротивлялись посадкам картофеля, называя его «чертовым яблоком». Заморское — плохо. А почему? А потому, что летели два беса над Америкой…

Сейчас в православных интеллигентских кругах появилась такая модная тенденция — утверждать, что лучше уж есть в пост дешевые куриные окорочка или пить демократичный кефир, а сэкономленные деньги отдавать нищим, чем питаться формально постными, но более дорогими продуктами — в качестве примера тут обычно приводят лобстеров и трюфеля. Эта риторическая фигура кажется мне очень странной и надуманной. Вы знаете кого-нибудь в своем окружении, кто переходит на лобстеров и трюфеля в пост? Лично я — нет. Может быть, именно так выглядит постный стол кого-нибудь из верующих олигархов или звезд шоу-бизнеса, но тогда об этом следует говорить как о чьем-то личном и очень специфическом понимании поста, а не как о массовой тенденции.

Что действительно сегодня широко шагает в православные массы, так это хумус, фалафель, лобио, ризотто с грибами, дал, тофу, овощное карри, чечевичная похлебка, то есть постные и вегетарианские блюда самых разных народов, которые у себя на родине считаются очень простыми и служат пищей бедняков. Благодаря тому, что в мире остается все меньше границ, эти блюда или их отдельные ингредиенты становятся доступными в тех краях, где прежде о них не слышали. Но называть блюдо роскошью и деликатесом только потому, что оно изначально «не местное», по меньшей мере странно.

Кроме того, если мы публикуем тексты и общаемся в интернете, то нам не дано предугадать, в каких широтах и в какой долготе сейчас подвизается наш читатель. Может быть, осудим мы его с легким сердцем за ужин из ананасов и королевских креветок, а потом узнаем, что живет и работает он в Тайланде, где эти самые креветки продают по одному доллару за целый пакет?

Кстати, о кефире и сосисках, которые почти постные, потому что в них добавляют огромное количество сои. Да, безусловно лучше, если в пост мы будем меньше денег тратить на еду и больше жертвовать нуждающимся, как советуют святые отцы. Но важно помнить, что постимся мы не только для нищих, но еще и для себя, для своего духовного роста, для того, чтобы легче было молиться и меньше разжигались страсти. Не стоит с ходу отвергать многовековой опыт всей Православной Церкви, который свидетельствует о том, что если вы будете питаться куриными грудками и кисломолочными напитками, то никогда не почувствуете той легкости, которая появляется через несколько дней употребления только растительной пищи. Кто пробовал, тот знает.

И совсем уже странная тенденция — повальное осуждение тех владельцев кафе и ресторанов, которые в Святую Четыредесятницу предлагают своим гостям специальное постное меню. Мы, то есть многоопытные и бывалые православные, почему-то сходу решаем и за рестораторов, и за их клиентов, что все эти растяжки «постный бизнес-ланч» — всего лишь коммерция, лицемерие и чревоугодие.

А не кажется ли вам, что каждое постное меню — это не просто реклама очередных новых блюд, а вполне себе миссионерское напоминание о приближающейся Пасхе и о воскресшем Христе, ради Которого и совершается постный подвиг? Нужно быть совсем уж нелюбопытным и отрезанным от информационного пространства человеком, чтобы увидеть постное меню и посчитать его просто традиционной весенней диетой, совсем не задумываясь при этом о духовном смысле воздержания от мяса и молока.

В наши дни в больших городах живет заметная прослойка людей, которая питается в кафе и ресторанах гораздо чаще, чем готовит еду дома. И поступают они так отнюдь не потому, что сказочно богаты или необыкновенно ленивы, а потому что только такие приемы пищи возможны при их деловом графике. И если бы не постный бизнес-ланч, не роллы с авокадо и огурцом в ближайшем суши-баре и не вегетарианское кафе с индийской кухней, то они бы просто к концу своего насыщенного встречами рабочего дня протянули ноги. Или им пришлось бы вообще забыть о посте как о высокой и недоступной для себя аскетической практике.

Есть еще два мнения относительно постной еды, которые встречаются часто и решительно противоречат друг другу. Первое утверждение гласит, что в пост не должно быть слишком легко, а потому заказать роллы с огурцом и салат из морских водорослей по телефону — это не аскетично, так как слишком комфортно. Второе напоминает, что нужно как можно меньше думать о еде и не тратить на ее приготовление лишнее время. Так как же тут все-таки быть: вменять себе как великопостный подвиг интенсивную нарезку овощей или обойтись без нее?

Если обратиться к опыту других Поместных Церквей, где традиция поста не прерывалась, то мы увидим, что, например, в Греции и на Кипре верующим предлагают просто несопоставимо больше великопостных пищевых сервисов, чем в России. Если вы во время Великого Поста будете перемещаться по этим странам на автомобиле, то на глаза вам постоянно будет попадаться реклама постного фаст-фуда в разных придорожных едальнях.

В супермаркетах вы увидите целые огромные отделы с сезонными предложениями постных продуктов, а в кондитерских — специальные витрины постных сладостей. Назовем все это вопиющим чревоугодием и тотальным обмирщением? Или, наверное, если бы православную Европу и православный Восток захлестнула действительно серьезная волна равнодушия к вере и секуляризации, то и витрина с постной едой не привлекла бы никого, потому что все бы просто выбирали себе обычные блюда без разбора.

А пока мне просто хочется поблагодарить некоторую сеть кофеен за то, что в их постном меню появилось капуччино на соевом молоке, потому что без этого топлива мой мозг точно отказался бы работать до самой Пасхи. Звучит как-то гламурно? Но такова среда моего обитания — большой город и кофейни с бесплатным вай-фаем. И я искренне радуюсь, когда в эту среду тоже приходит пост.

Великий пост: про еду или не про еду? (Опрос священников)

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале
Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Духовные упражнения. Выпуск 5. Вопроси тестя своего!

И не задавай Богу вопросов, на которые может ответить тесть

Мы постимся, чтобы быть счастливыми

20 советов, чтобы не бросить Великий пост на полпути

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: