Киноклуб Правмира открылся в кинотеатре “Иллюзион”

|
В кинотеатре «Иллюзион» 10 августа фильмом «Похитители велосипедов» открылся киноклуб «Правмира». О чем снял кино Витторио Де Сика и почему фильм, который через полгода отметит семидесятилетие, актуален сегодня, говорили кинокритики, актеры и зрители.

Многие вещи искусство позволяет чувствовать глубже

Теплым августовским вечером центр столицы пуст. В районе Котельнической набережной уж точно. Горожане в отпусках, а те редкие прохожие, которых встречаешь – наперечет: мамы с колясками, пенсионеры и молодые люди, загорающие на закате на горбатом мосту у Яузы. Москва без пробок и суеты на перекрестках. И только у главного входа кинотеатра “Иллюзион” оживление: сюда стекаются дамы в вечерних платьях, мужчины в строгих костюмах и стайки нарядных детей.

«Последний раз была здесь подростком, – слышу от одной из зрительниц, – мы с подружками прибегали смотреть Бондарчука и Скобцеву в «Отелло»».

«Люблю старое кино, «Похитителей велосипедов» никогда не видела, – говорит девушка, приведшая в «Иллюзион» младших сестер. – Но сегодня я не только фильм хочу посмотреть. Мне интересно услышать мнение кинокритиков».

В фойе играет джаз-банд. Легкие фруктовые закуски, шоколад, кофе, помпезный сталинский декор с бронзовыми люстрами и лепниной, обрамляющей вмонтированные в стену экраны, фотографии кинозвезд и ретро велосипеды – все это создает атмосферу, располагающую к просмотру старой киноленты.

«Слышала про фильм, – добавляет еще одна зрительница, – но заинтересовало меня все-таки мероприятие. Мы наблюдаем упадок веры, духа, культуры. А между тем, искусство позволяет какие-то вещи прочувствовать глубже. В этом отношении Киноклуб – место особое, потому что здесь не только фильм смотришь, а чувствуешь, что у тебя с людьми одинаковые эмоции. В обсуждении обязательно открываешь что-то новое для себя. Поэтому я приду в киноклуб «Правмира», даже если здесь будут показывать Тарковского, которого я видела много-много раз. Мне вообще очень интересен формат обсуждения».

Кино о человеке-победителе

Кинотеатр «Иллюзион», в здании которого с шестидесятых годов находится Госфильмофонд, всегда был местом, где можно было посмотреть недоступные в других кинозалах фильмы. Выступая на открытии киноклуба, народный артист Геннадий Юхтин особенно подчеркнул это. «Друзья, приходите в этот прекрасный кинотеатр, который сохраняет все самое ценное в нашем советском кино. Все-таки здесь находится Госфильмофонд, а это наше сокровище на все времена».

«Когда я был молодым, попасть сюда было большим счастьем, – рассказал отец Александр Ильяшенко. – Стояли огромные очереди. Здесь показывали фильмы, которые в других кинотеатрах не увидишь. Обращение сегодня к шедеврам кинематографа – это продолжение той доброй традиции. Хочется, чтобы она ширилась. Мы рады, что так много людей пришло сегодня. Надеемся, что и впредь зрителей будет много».

На открытии киноклуба «Правмира» был показан фильм итальянского режиссера Витторио Де Сика «Похитители велосипедов» по одноимённому произведению Луиджи Бартолини.

Протоиерей Александр Ильяшенко и Геннадий Юхтин

«У кого-то может возникнуть вопрос, а почему сейчас, на первом кинопоказе, мы показываем иностранный фильм? Отвечу так, – продолжил отец Александр. – Кинематограф – великое искусство, которое не имеет границ, оно универсально. И снятый в 1948 году фильм, о маленьких людях, об их поражениях, победах, переживаниях, о том, что в этой страшной жизни маленький человек может выйти победителем, выделяется на сегодняшнем фоне особенно. В отличие от современных кинопроизведений, которые демонстрируют нам не обыкновенного человека, а супермена, удивительно, что в послевоенной Италии режиссерам интересны были именно простые люди».

Зло не в сердце человека

«Витторио Де Сика поставил картину 70 лет назад, в 1948 году, – сказал киновед Владимир Соловьев. –  Десять лет спустя был проведен опрос международной критики о том, какие же фильмы, созданные за всю историю кино, считаются лучшими. Пятое место в списке из двенадцати лент занял фильм «Похитители велосипедов». Это великая картина, но не потому, что как фильмы Чаплина рассчитана на всех, нет. Она просто редка в своём совершенстве».

По словам киноведа, Витторио Де Сика был неординарной личностью. Певец, танцор, куплетист, юморист. После окончания войны, когда Италия стала другой, когда был свергнут фашизм и наступила новая жизнь в ожидании демократических свобод, Де Сика не только стал снимать кино, пошел в ногу с лидерами итальянского кинематографа.

Владимир Соловьев

В 1948 году в итальянском кино появилось течение – неореализм, из которого вышли выдающиеся кинорежиссеры Феллини, Антониони, Висконти, Росселлини и Де Сика.

«Новые кинематографисты, – пояснил Соловьев, – пришли в кино, чтобы покончить с «дедушкиным», развлекательным кинематограф, где богатые плачут, а бедные страдают, кинематографом больших эпических полотен, сделанных из картона. Де Сика в «Похитителях велосипедов» сломал все эти традиции, предложив новый путь. Надо признаться, ему это удалось».

Своим фильмом режиссер заявил, что кино должно отражать не фальшивые истории, а идти от жизни и показанное на экране должно быть предельно реально. «Де Сика был убежден, что именно сегодняшний день, то есть то, чем живет кинематографист – боль, страдание, радости, – необходимо показывать на экране», – рассказал Соловьев.  При этом режиссер провозгласил «долой актёрство» и отказался в своем фильме от профессионалов.

«Все его персонажи никогда не снимались в кино, не имели отношение к искусству, – подчеркнул кинокритик. – Главный герой – Ламберто Маджорани – простой рабочий. А сын главного героя – Энцо Стайнола – мальчик-бродяжка. Де Сика подобрал его с улицы. Они должны были исполнить драматические роли в сложном и одновременно простом фильме. Но не играть, а быть самими собой – это главное условие режиссера. Рабочий должен быть таким же достоверным и реальным, как и его велосипед, о котором пойдет речь в картине».

Режиссер отказался от съемок в павильонах. Он считал, что камера должна выйти на улицу и снимать среди реальных людей и вещей. Не исключено, что поначалу это было вызвано дороговизной павильонов, после войны денег на создание картин не было. Но в любом случае, Де Сика был одним из первых, кто вышел с камерой на улицу.

«Он был убежден, что герой современного фильма – человек выхваченный из толпы, такой как все, со своей судьбой, драматичный, необычный, связанный со временем, временем нищеты и безработицы, которыми была охвачена послевоенная Италия. Режиссер был убежден, что пришло время перестать создавать героев-суперменов, как Спартак, например. Надо дать дорогу простому человеку, потому что именно он и есть настоящий герой. Жить в тех условиях, в которых он живёт и выживает, в которых остается человеком  – и есть большой героизм, – пояснил кинокритик.

–Де Сика не делит в своих фильмах людей на плохих и хороших, добрых и злых. Потому что зло не в сердце человека, а в окружающей его социальной реальности.

Даже те, кого принято называть злодеями, не злодеи у Де Сика. Все обусловлено социальными условиями и потому вор – не вор, а  такой же, как и все несчастный».

«Фильмы Де Сика уникальны своей предельной гармоничностью. То, чего добивался, к чему стремился режиссер – показать правду жизни – ему удавалось. Это сегодня мы все дальше уходим от правды жизни, – заметил с некоторым сокрушением Соловьев. – Увы, телевидение извратило, испортило нас сладенькими мелодрамами, триллерами, стрелялками и бесконечными ток-шоу. Смотрите настоящее кино, настоящее киноискусство. Смотрите, как с помощью простых средств создается большая трагедия. Вот это все есть в фильме «Похитители велосипедов»».

Сочувствовать главному герою, которого спасает сын

“Я не знал, что актёры, снявшиеся в фильме, непрофессионалы, – поделился впечатлениями уже после просмотра ленты отец Александр Ильяшенко. –  Удивительно, как удалось режиссёру объяснить простым людям как именно надо играть. Драматургия, сценарий, актерское и режиссерское мастерство вызывают глубокое восхищение, особенно последние сцены. Так они психологически верны. Потрясает мальчик, который своей искренностью и любовью спасает отца, потерявшего от горя самообладание. Мы понимаем переживания всех этих людей, понимаем, что впереди их ждет беспросветная нищета, но при этом чувствуем, что единство мальчика и его отца оказывается таким преодолевающим, что даёт надежду – все будет в их жизни хорошо…”

По мнению отца Александра, режиссер очень интересно показал итальянскую толпу, которая мгновенно вспыхивает и тут же остывает. Кроме того, заставляет сочувствовать главному герою, который совершил недопустимый поступок:

“Поражает проникновение режиссера в человеческую психологию, то, что ему удалось показать людей такими, какие они на самом деле есть. И даже совершившему недопустимый поступок, перешагнувшему через себя главному герою, мы сочувствуем. Это удивительное изображение человека, попавшего в тяжёлые обстоятельства, и есть правда жизни.

Де Сика любит всех этих людей. Наверное поэтому ему удается проникнуть в суть вещей, поэтому фильм глубоко трогает нас, пусть он и из другой эпохи, другой страны и культуры. Но мы понимаем, что эта история могла произойти с каждым из нас, ведь ее события касаются глубин человеческих переживаний, страстей и слабостей”.

Уже уходя из зала после обсуждения фильма и вручения призов победителям лотереи, слышу разговор мальчика лет десяти с родителями.

–Кино-то тебе понравилось?

–Музыка скрипучая и фильм черно-белый. Я все-таки не привык к такому. Но, знаешь, все равно было интересно.

Видео: Виталий Корнеев

 

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
«В серых красках тех лет герои фильма источают свет»

Киноклуб «Правмира» провел закрытый предпоказ фильма «Мой лучший друг»

Третья встреча “Киноклуба Правмира” – как это было (фото)

Легендарный фильм, беседы, подарки, живая музыка и общение со звездами

Киноклуб «Правмир» покажет легендарный фильм Чарли Чаплина «Малыш»

Приглашаем посмотреть одну из самых гениальных картин мирового кинематографа

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: