Кофе с сестрой Вассой: О Максиме Исповеднике и разнице между страхом и смирением

|
В новом выпуске своего «сенсационного шоу» сестра Васса рассказывает о теологических спорах VII века. В то время было непросто сохранить чистоту веры – иногда это грозило человеку серьезными неприятностями. Святой Максим Исповедник дает нам пример того, как нужно действовать в таких условиях.


Здравствуйте, меня зовут сестра Васса, и я пью свой утренний кофе здесь, в Вене, Австрии. Сегодня мы подготовили для вас очень важное и интригующее шоу.

Интригующее, потому что я сижу здесь, перед вами, а не делаю кофе, как обычно в начале шоу. И вы не знаете, почему это происходит. И я вам не скажу.

А важным оно является потому, что мы поговорим с вами о святом Максиме Исповеднике, великом отце Церкви, жившем в VII веке после Рождества Христова. Он перенес ужасные страдания, поскольку выступил против учения, которое называлось «монофелитством», – доктрины одной воли. Согласно этой доктрине, в личности Иисуса Христа содержится только одна воля, Божественная воля. И это учение отрицает присутствие в Христе нашей, человеческой воли. Взгляд на человеческую волю в этом учении был очень пессимистичен.

Прежде чем вы выключите это видео, подумав, что эти проблемы седьмого века не актуальны в моей сегодняшней жизни, к тому же все это, кажется, очень сложно, позвольте мне сказать вам: вы отчасти правы. Да, это сложно.

Однако эта тема не теряет актуальности сегодня и в итоге она может вас заинтересовать. Потому что, видите ли, мои многочисленные слушатели, если мы хоть ненадолго будем задумываться о подобных полемиках, имеющих дело с человеческой стороной или природой Христа, мы, как христиане, сможем чуть-чуть лучше научиться понимать собственную человеческую природу, которая была полностью спасена благодаря приобщившемуся к ней Богочеловеку Иисусу Христу. И это явление, которое мы называем человеческой волей, понять непросто.

Большинство из нас в тот или иной момент испытывали противоречивость нашей воли или, возможно, неспособность контролировать наши поступки с помощью нашей воли. Например, мы можем хотеть того, что исключается обществом. Или можем хотеть одно, а почему-то внезапно делать другое. Скажем, сидеть в Интернете в то время, когда мы собирались поработать. Или сесть на диету и срываться с нее.

Даже апостол Павел в своем Послании к Римлянам восклицал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек!» (Послание к Римлянам, 7:19,24). Но святой Павел тут же добавляет, сразу после этого вопля отчаяния: «Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» (Послание к Римлянам, 7:24-25). Потому что, видите ли, мои многочисленные слушатели, человеческая воля, действительно, присутствует во Христе.

Так же утверждал и святой Максимус. Это значит, что во Христе есть надежда на человеческую волю, есть искупление этой части нашей природы, потому что Он сделал ее своей, вочеловечившись. Мы объясним это подробнее, обратившись к житию и мыслям святого Максима.

Житие и мысли святого Максима Исповедника

Святой Максим родился в конце VI века (примерно в 580 году) в Палестине, согласно ранней версии его жития. Он был хорошо образованным человеком, и служил императору Гераклиусу при Византийском дворе (610–641 годы).

В то время патриарх Константинополя Сергий (610–638), бывший большим патриотом Византийской Империи (на самом деле он был гораздо больше патриотом, чем теологом), начал разрабатывать учение о единственной Божественной «энергии», действующей во Христе.

Вскоре это учение переросло в то, о чем я уже говорила, – в учение об одной «воле» во Христе, так называемое монофелитство. Мотивы, лежащие за разработкой этого учения, были и теологическими и политическими. С одной стороны, была надежда, что вдруг это учение одной воли поможет достичь компромисса и, следовательно, единства с так называемыми «монофизитами».

Это была большая группа людей, которые покинули Церковь в Константинополе, будучи несогласными с учением о двойственной природе Христа, Божественной и человеческой.

Видите ли, эти люди, покинувшие византийскую Церковь, также перестали быть верными византийскому императору, а это была политическая проблема. Так что вернуть этих людей в Церковь было так же важно с политической точки зрения.

Кроме того, действительно имела место теологическая путаница в связи с человеческой волей Христа. Поскольку человеческая воля в действии имела плохую репутацию в мире античного мышления.

Ориген

Ориген

Я не хочу надоедать вам слишком подробным рассказом, мои многочисленные слушатели. Но важно знать, что теологи того времени все еще находились под влиянием Оригена (+254), знаменитого александрийского теолога, жившего в III веке после Рождества Христова.

Ориген считал любое движение, «кинесис», в том числе движение воли, плохой штукой. Согласно его представлениям, идеальным является состояние исконной неподвижности души, «стасис» (совершенный покой). Ориген считал, что такое состояние существовало до сотворения видимого мира.

Согласно философии Оригена, движение душ («кинесис») и было их грехопадением, необходимым для создания материального мира, так называемого «генезиса». Итак, согласно подобному взгляду на вещи, материальный мир является результатом грехопадения, нарушения совершенного покоя.

Простите, если все это звучало непросто. Но я хотела бы, чтобы вы поняли, что все эти глубоко укоренившиеся допущения влияли на мышление теологов того времени относительно человеческой воли, ее движения. Как вы можете заметить, такой взгляд на сотворение мира приводит к очень пессимистическому восприятию не только человека, но и материального мира в целом.

Когда святой Максим стал сражаться с учением монофелитства, ему пришлось иметь дело со всеми этими идеями Оригена, которые он отлично знал, будучи хорошо образованным человеком. Максим предложил собственные поправки к космологическому учению Оригена (его учению о происхождении мира).

Пожалуйста, оставайтесь со мной, потому что это не займет много времени. Максим объяснял космологию так. Вначале был «генезис» (сотворение мира Богом), и это было движение Божественной воли! Значит, движение – это хорошо. В результате, в ответ на действия Бога, появился «кинесис» – движение по направлению к Богу. И, наконец, творение и мы все стремимся в этом движении к Богу достичь покоя – «стасиса». Покоя в Боге.

Так, Максим показывает, что движение, в том числе движение воли, – это хорошо. Кроме того, Максим настаивал, что этот процесс нашего движения по направлению к Богу стал возможен благодаря вочеловечиванию Иисуса Христа. То есть благодаря соединению божественной и человеческой природы в одной личности, личности Иисуса Христа.

В единении с Богочеловеком мы идем по тропе собственного обожествления или «теозиса», работая, тесно взаимодействуя с Его волей. Взаимодействие – важное слово. Наша воля работает вместе с волей Бога. И в обоих случаях – когда наша свободная воля поворачивает в другом направлении, или когда мы стремимся приблизиться к Богу, мы знаем, что дверь перед нами остается открыта. Мы можем поменять направление, передумать и принять милость покаяния или «метанойю», часто описываемую в Священном Писании.

Святой Максим не дожил двадцати лет до момента, когда он мог бы увидеть торжество своей теологии над учением монофелитства. При его жизни монофелитство приветствовалось не только императором, но и большинством епископов Востока.

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский

Максима поддержали в Риме. Его поддержал Папа Римский, святой Мартин (+655). Но, в конце концов, и святого Максима и святого Мартина арестовали, подвергли мучениям и сослали за их бескомпромиссное неприятие учения, которое недооценивало человеческую волю.

Святой Максим умер в ссылке в 662 году, пережив до того долгосрочное и огромное давление со стороны императорских и церковных властей. Ему разрубили руку и вырвали язык – среди испытанных им мучений.

Мысль сегодняшнего дня

Церковные историки, говоря о святом Максиме, часто упоминают его смиренность.

Являясь ведущим теологом своего времени, он никогда не принимал никаких рукоположений или посвящений в сан. Он оставался простым монахом. Однако он сохранил за собой решимость придерживаться того, что он считал правильным, даже выступая практически против всей церковной иерархии и императорского правительства, против того, что они считали полезным для императорской церкви.

Противники Максима считали его несокрушимую волю наглостью и высокомерием. Что означает отсутствие смиренности. То есть Максим учит нас тому, что же такое – смиренность, а также – что такое человеческая воля.

Прежде всего, смиренность не относится к сфере убеждений и взглядов. Мы не являемся смиренными, повторяя ложь за власть имущими людьми. Потому что благодаря тому, что у нас есть человеческая воля, мы можем сделать выбор – и пойти за истиной. А истина – это Божья воля. И эта истина, по словам Христа, освобождает нас.

Так давайте не будем путать смиренность со страхом. А высокомерие – со свободой человеческой воли, данной нам Богом, и используя которую мы взаимодействуем с Богом.

Перевод Алены Гаспарян

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Кофе с сестрой Вассой: О дорожных знаках благодати

Зачем на вечерне мы просим Бога о том, чего Он сам желает нам дать? Неужели Ему…

Кофе с сестрой Вассой: Вечерняя молитва друг за друга

Самая естественная потребность в мире – молиться друг за друга перед сном. Это так же естественно,…

Кофе с сестрой Вассой: Введение в вечерню

В древние времена вечер был временем, когда люди зажигали лампы, а ранние христиане благодарили Бога за…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!