Кофе с сестрой Вассой: О дорожных знаках благодати

|
В новым выпуске сенсационного шоу сестры Вассы, посвященном вечернему богослужению, раскрывается смысл молитвы «Сподоби, Господи». На первый взгляд, странной, но после тщательного расследования – всё становится на свои места.


Всем добрый день! Меня зовут сестра Васса. И, как и можно было ожидать, я прямо сейчас собираюсь выпить чашечку кофе здесь, в Вене, Австрии.

Сегодня у меня особенный кофе. Мне его прислал аббат Трифон из монастыря Всеблагого Спасителя, который находится в штате Вашингтон, США. Я покажу вам этот кофе. Он называется «Монастырский кофе. Выбор аббата. Черный, французский, обжаренный». Я благодарю аббата Трифона и его монастырь за то, что они были так любезны и прислали мне этот кофе.

У нас нет фотографии аббата Трифона? Можно показать ее на экране? Да! Вот она. Смотрите, это аббат Трифон! Посмотрите, каким счастливым он выглядит. А вы знаете, мои многочисленные зрители, почему он выглядит таким довольным?

Да, вы угадали! Потому что он только что получил одну из наших чашек! Так что и вы тоже можете выглядеть столь же счастливыми, источать любовь, радость и умиротворение… Кто знает, может, у вас даже смогут отрасти волосы! …Если вы приобретете одну из этих чудесных чашек на веб-сайте, о котором я рассказывала вам раньше, – www.srvassa.com. Пожалуйста, приобретайте чашки!

У нас также есть красные рождественские чашки. Я думаю, у нас есть больше фотографий? На которых сняты люди с новыми чашками? Да, вы видите? Вот еще одна! Может быть, вы знаете кого-то из этих людей? Но большинство фотографий с чашками мы прибережем под конец нашей видеопрограммы, как обычно. Вы увидите своих друзей, людей, с которыми вы не знакомы… И, пожалуйста, присылайте свои фотографии с чашками, когда вы купите свою.

(Стук в дверь).

Вы слышите этот звук? И вот опять! Прошу прощения, мои многочисленные зрители! У нас новые соседи сверху. Богатый русский бизнесмен. Я не знаю точно, чем он занимается. Он снял целых два этажа в нашем здании, и теперь здесь все время шумно, происходят странные вещи… Какие-то вещи падают на наш балкон…

У вас остался этот сапог? Да, вот он! Он упал сверху на наш балкон сегодня утром. И никто из моих ребят не хочет подниматься наверх, чтобы вернуть его. Не знаю, почему… (Обращаясь к кому-то из своей команды) Не стоит их бояться!.. Видимо, мне придется сделать это самой.

***

Но давайте вернемся к нашему шоу, мои многочисленные зрители! Нам предстоит обсудить много всего важного, касающегося вечерни.

Итак, мы продолжаем наше увлекательное обсуждение византийской церковной службы, которая называется «вечерня», вечерняя служба. И сегодня мы поговорим с вами о том, что поется или говорится в самой середине службы, – «Сподоби, Господи!»

Это воистину захватывающий текст, и он подходит для каждого вечера, мои многочисленные зрители. Так что даже если вы не особенно интересуетесь церковными службами, я уверяю вас: это будет интересно! Поэтому, пожалуйста, оставайтесь со мной до конца передачи!

Этот текст, носящий название по первым его строкам – «Сподоби, Господи!», – отчасти является гимном, а отчасти – молитвой. Он состоит из фраз, взятых из Библии, а также из текстов, составленных в период раннего христианства. Отрывки из этого текста можно встретить в церковных текстах IV века.

И, возможно, кому-то из вас известно, что в этот текст также входят отрывки из другого литургического текста, включенного в другую церковную службу, – а именно окончание великого славословия, которое читается в утренние службы на неделе.

Но я не буду утомлять вас этими подробностями, мои многочисленные слушатели. Давайте взглянем на сам текст. Пожалуйста, оставайтесь со мной!

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки (Эти слова взяты из знаменитой «Песни трех отроков» из Ветхого Завета). Аминь. Буди, Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя (Эти слова также взяты из Ветхого Завета, из Книги псалмов 32:22).

Затем идет еще один отрывок из псалмов (псалом 118:129).

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый (и это отсылка к Святому Духу), просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век: дел руку Твоею не презри (эти слова также взяты из Книги псалмов, и в них мы обращаемся к Богу как к Творцу).

Хочу напомнить вам, что в вечерне постоянно упоминается Сотворение мира и Бог как Творец. И, наконец, текст заканчивается славословием, включающим фразу, славящую Господа:

Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И эта последняя фраза важна, потому что мы часто готовы приписать славу самым разным людям и вещам, которые не всегда ее заслуживают. Например, знаменитости, богатые или власть имущие люди. И это, мои многочисленные слушатели, возможно, подсознательно, заставляет нас временами чувствовать себя неудовлетворенными или неуверенными в себе.

Но славословие Господа, который является источником всей славы, всегда обогащает нас, потому что мы приобщаемся к этой славе, вступая, так сказать, в Его свет, и отдавая наш голос Его славе.

Мысль на сегодня

А теперь давайте поговорим о самых первых словах этого текста: «Сподоби, Господи!». По-гречески – kataksioson, что значит «сделай нас достойными». Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Кто-то может задуматься, зачем нам просить об этом Бога. Разве это не само собой разумеется, что Бог, сотворивший нас, считает нас «достойными» существовать без греха?

Это так же непонятно, как слова в Молитве Иисуса: «Не введи нас во искушение» (Евангелие от Матфея 6:13). Разве Бог не хочет для нас всегда самого лучшего и чтобы мы были святы? Видите ли, мои многочисленные слушатели, это может сперва показаться странным, но, пожалуйста, слушайте внимательно.

Дело в том, что отношение Бога к нам не меняется под влиянием наших молитв. Меняемся мы, путем общения с Ним. Потому что через молитву мы вступаем во взаимоотношения. В отношения с Живым Созданием. И, как и любые отношения, отношения с Богом оказывают на нас влияние. Потому что в Боге есть энергия, или энергии, называемые благодатью, и мы открываемся навстречу этим энергиям, обращаясь к Богу.

Мы входим в Божественную Зону, – как бы глупо эта фраза ни звучала. Мы открываем себя навстречу Его Воле, которая не меняется и которая держит нас вдали от всего темного, противоположного Его Воле. И нам нужно, чтобы Бог держал нас от этого вдалеке, чтобы мы могли придерживаться направления к нашей конечной цели – спасению.

А то, что мы называем «грехом», отвлекает нас от этой цели. Потому что «грех» (по-гречески amartia) буквально означает «пропустить знак». Это значит, что мы отвлеклись на какую-то другую цель, на какое-то другое направление. Но Божественная благодать помогает нам сохранять направление. Помогает нам не пропустить знаки.

И то, о чем мы просим, произнося эти слова («без греха сохранитися нам»), – это благодати Божьей, которая поможет удержать нас в правильном направлении. И то, что делает нас «достойными», мои многочисленные слушатели, Божественной благодати, это то, что мы понимаем необходимость в ней, и то, что в результате мы об этом просим. То есть мы ищем направление, заданное из правильного источника, – то есть от Бога.

Потому что Он хочет быть с нами вместе, зная, что Он является для нас источником всего хорошего. Если мы открываемся перед Ним в молитве. Если мы чувствуем свою неполноценность без Божьей милости, как грешники, как люди, которые «пропускают знаки». И когда мы просим о направлении, мы становимся «достойными». Именно поэтому Христос сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

На сегодня все, дамы и господа! Но подождите, не отключайтесь и посмотрите на фотографии с кружками! И пожалуйста, присылайте нам свои фотографии с кружками, если вы это еще не сделали.

Перевод Алены Гаспарян


Читайте также:

Кофе с сестрой Вассой: Вечерняя молитва друг за друга

Кофе с сестрой Вассой: Введение в вечерню

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Кофе с сестрой Вассой: О праведном Симеоне и том, что надо не забывать вечером (+Видео)

Так влюбленный человек может увидеть лицо возлюбленного или возлюбленной в голубом небе.

Кофе с сестрой Вассой: «Возьми постель твою», или Если прошлое причиняет боль

Опыт помогает нам сопереживать другим людям, попавшим в аналогичные ситуации, а также напоминает нам, что нужно…

Кофе с сестрой Вассой: «В юности я перестал ходить в церковь»

Сестра Васса расспросила переводчика немецких субтитров о его жизни – почему он ушел, и как вернулся…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: