Кофе с сестрой Вассой: Как однажды женщины были правы, а апостолы – неправы

В выпуске, записанном ко дню воспоминания Церковью жен-мироносиц, сестра Васса размышляет о том, почему апостолы не поверили свидетельству женщин и об удивительной реакции последних на это неверие.


Христос Воскресе! Я сестра Васса, разумеется, и я пью кофе здесь в Вене, Австрии.

Идет вторая неделя после Пасхи, и если вы следите за этим шоу, вы знаете, что на прошлой неделе мы пытались помочь нашему греческому художнику по костюмам Эмилиосу найти работу, потому что Эмилиос хочет жениться на нашем польском сценографе – красавице Анке, и она не выйдет за него замуж, пока он не докажет, что может иметь достойную работу и зарабатывать на жизнь честным трудом.

Видите ли, она говорит, что Эмилиос уже много раз обещал измениться, но потом разочаровывал ее. Я не знаю деталей.

Во всяком случае, хорошая новость – это то, что Эмилиос нашел работу в местном Бургтеатре, где он уже работал однажды.

Именно там они и встретились с Анкой, но это долгая история …

В любом случае, он очень старается, и в конце каждого рабочего дня он приносит Анке цветы.

Но она отдает их мне, так что я получила много цветов на этой неделе. Вы знаете, я думаю, что Анка изменит мнение, но сейчас она говорит, что уже слышала все это раньше, и это похоже на дежавю…

Дарить цветы любимому человеку может показаться расточительством – особенно если он или она не реагирует на этот акт любви. Но даже если они любят вас, цветы вянут очень быстро, поэтому практичный человек назвал бы это пустой тратой денег.

Итак, в это воскресенье, второе воскресенье после Пасхи, мы празднуем день жен-мироносиц и Иосифа Аримафейского, людей, которые проявили такой акт любви ко Христу, не ожидая за это от Него ничего.

Женщины следовали за Ним в последние часы после Его ареста; они оставались рядом с Ним во время Его смерти на кресте вместе с двумя мужчинами: одного звали Никодим, а другого – Иосиф из Аримафеи, который пожертвовал свою новую гробницу для погребения тела Христа.

Женщины также находились там во время Его погребения. И ранним воскресным утром эти женщины пришли ко гробу с дорогим миром – это смола деревьев, которые растут на Ближнем Востоке или в Северной Африке, и она имеет уникальный аромат.

Они пришли с этим миром, чтобы помазать Его тело. Они не могли сделать это в субботу, потому что был шаббат, поэтому они пришли как можно раньше утром в воскресенье, как только закончился шаббат.

И, как многие из вас знают, они обнаружили гробницу пустой, и ангел возвестил им, что Христос воскрес, и повелел рассказать об этом апостолам.

Воскресший Христос явился Марии Магдалине и второй Марии в пустой гробнице, согласно Евангелию от Матфея (Мф. 28), и также приказал Марии пойти рассказать ученикам, что Он воскрес. По этой причине жен-мироносиц иногда называют «апостолами апостолов».

Тем не менее, вы знаете, что ученики не поверили словам женщин.

У нас, к сожалению, нет времени обсуждать довольно сложные, а иногда даже противоречивые свидетельства Евангелий о явлениях Христа после Его воскресения. Отмечу лишь, что они непросты и частично противоречивы, так что трудно установить точную последовательность событий.

Почему это так? Потому что это реальная история, потому что это на самом деле произошло.

И реальность непроста. Сказки просты, но свидетельства очевидцев о чем-либо, что произошло на самом деле, никогда не бывают простыми. Как вы, возможно, знаете, свидетельства очевидцев об одном и том же событии очень редко и даже маловероятно будут полностью одинаковыми.

Сегодня мы выберем только одно Евангельское повествование, касающееся Воскресения, и сосредоточимся на лишь немногих его аспектах.

Это то, что мы читаем в Евангелии от Марка (Mк. 16: 9–14):

«Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение (Луке и Клеопе по дороге в Эммаус). И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили».

Изначально Христос хотел, чтобы весть о Воскресении была распространена по свидетельству очевидцев: сначала женщин и некоторых мужчин. Он хочет, чтобы ученики поверили этим свидетельствам, чтобы они доверяли друг другу, но они не принимают слова очевидцев на веру.

Ученики не верят этим свидетельствам, думая, как говорится в Евангелии, что женщины выдумывают «пустые слова» (Лк. 24:11).

Отметим, что и в еврейском, и в греко-римском мире женщин не считали заслуживающими доверия свидетелями, и их показания даже редко принимались в судах.

В любом случае, в этот раз Сам Христос показал, что женщины были правы, и что апостолы были неправы.

Давайте остановимся на двух моментах в этой истории:

Первый момент – быть правым. Женщины были правы, но им не поверили апостолы, которые считали женские слова «пустыми».

Второй момент – «оставлять все на Бога». Потому что, как мы уже отметили, Сам Христос в конце концов, подтвердил слова женщин.

Ведь мы ничего не знаем о реакции женщин на то, что им не поверили, были ли они оскорблены или пытались настойчиво убедить апостолов.

В любом случае, мы знаем, что женщины продолжали вести себя как и прежде, как члены общины последователей Христа. А также продолжали нести весть о Воскресении Христа, потому что некоторые из них, как Мария Магдалина, которую называют «равноапостольной», принимали участие в проповеднических трудах апостолов после Пятидесятницы.

Мы тоже иногда оказываемся в том неловком положении, когда мы правы по какой-то объективной причине, например, в вопросах, которые мы, возможно, изучали и хорошо знаем, или по причине большого опыта в определенных областях.

Но остальные могут, тем не менее, нам не верить или не соглашаться с нами по причине, например, предрассудков, незнания или просто пренебрежения нашим мнением.

Иногда возникают спорные вопросы даже в рамках нашего церковного сообщества. Такие как политические вопросы или вопросы, касающиеся женщин, по которым мы можем не соглашаться с церковными священниками.

Что такое? Так бывает. Не огорчайтесь из-за того, что я упомянула «слона в комнате» (идиома, означающая вопрос, о котором все думают, но стараются избегать).

Это также может произойти и в наших личных отношениях, когда мы точно знаем, что правы по какой-то объективной причине и уверены, что говорим правду, и все же нам не верят или не принимают всерьез наши слова.

В такой ситуации наша реакция на подобное отношение со стороны другого человека потенциально может уничтожить наши отношения или приведет нас к обиде или даже ненависти.

Потому что мы, возможно, забыли, что наше внимание должно быть сосредоточено на Боге; то есть, все необходимо оставлять на Бога.

И дело в том, что мы должны напоминать сами себе, что Бог является Верховным судьей справедливости и правды по любому вопросу.

И когда мы сосредоточены на Нем в ежедневной молитве и передаем всю нашу ежедневную жизнь в Его руки, Его благодать сохраняет наши отношения и наши убеждения в надлежащем духе, который будет конструктивным, а не разрушительным для нас и тех, кого мы любим.

Я не говорю, что нужно отказаться от своих убеждений. Вовсе нет.

Но давайте сосредоточимся на «правильной жизни», а не на том, как «быть правым», и успокоимся, и оставим вещи, которые мы не можем контролировать, такие, как убеждения других людей, в руках Бога.

Это все на сегодня, дамы и господа!

Христос Воскресе! Благодарю вас!

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Они не искали земной победы и одни остались у Креста

Проповедь митрополита Сурожского Антония, произнесенная им в Неделю святых жен-мироносиц.

Церковь празднует Неделю святых жен-мироносиц

Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок

Женщины без надежды

И наибольшая Любовь – это Любовь без надежды. Почему-то женщины умеют это лучше мужчин

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: