Личный блог Андрея Золотова-младшего на англоязычном сайте РИА Новости

Андрей Золотов

На днях мне позвонили с радиостанции «Голос России» и попросили дать комментарий о том, как американцы сожгли в Афганистане Коран, что привело к массовым выступлениям против американцев в этой мусульманской стране. Будучи в несколько язвительном настроении, я спросил, почему  у меня просят комментарий о богохульстве американцев в Афганистане, а не о богохульстве русских в России? «Этот сюжет готовят в другой программе», – ответили мне.

Резонно. Но в тот день мне было просто говорить о Коране, потому что я очень хорошо чувствовал, что это значит для мусульманина. Возможно, не до конца, потому что я знаю, что Коран – это самое священное, что только может быть у мусульманина, но в определенной мере я мог это прочувствовать.

Сегодня многие говорят, что кощунство – это устаревший термин, которому нет места в современном плюралистическом обществе. Есть люди, которые не чувствуют, что такое богохульство, потому что у них отсутствует чувство священного. Есть те, для кого свобода самовыражения – святая святых, и потому всякий, кто протестует против права оскорблять, оскорбляет их икону – свободу. Однако нас окружают миллионы людей и, судя по комментариям в Фейсбуке, людей не только сильно религиозных, которые были глубоко оскорблены тем, что произошло в Москве.

Для тех, кто не знает: группа женщин, называющих себя панк-феминистками (что бы это ни значило, потому что мне всегда казалось, что «панк» отрицает любую идеологию, а феминизм – это своего рода идеология), одетых в разноцветные платья и маски, проникла в храм Христа Спасителя. Прямо на амвоне, напротив алтаря, они пародировали молебен: клали земные поклоны, крестились, распевая «Богородице Дево», перемешанное с песней, содержащей непечатную лексику и призывы к Богородице избавить Россию от Путина.

Скажу сразу, я посмотрел видео на Youtube примерно за 36 часов до того, как писал этот текст, и все не мог до конца успокоиться и сказать об этой акции что-то рациональное, без эмоций. Настолько это было оскорбительным для меня, моих друзей и знакомых разной степени религиозности, даже для агностиков.

Некоторые считают, что акция была направлена против Патриарха, поддержавшего Путина во время его предвыборной кампании. Но если так – почему они не вышли с протестом к Патриаршей резиденции? Вместо этого панк-феминистки устроили акцию перед алтарем, поминая Богородицу.

Понятие богохульства трудно объяснить тем, кто считает, что политическое и культурное самовыражение превыше всего, тем, кто считает право критиковать и право оскорблять необходимыми для поддержания других прав, включая право верить. Некоторые назвали это карнавалом. Но карнавал не устраивают в стенах церкви! Богохульство, как оказалось, нацелено прямо на наши сердца, и нам больно. Просто больно – и все.

С тех пор как акции протеста против предполагаемых фальсификаций на парламенских выборах наэлектризовали общественную и политическую жизнь в стране, интересные процессы начали происходить в Русской Православной Церкви.

Я уже писал об этом в блоге. Суть в том, что, несмотря на существующий стереотип о том, что  Русская Церковь всегда на стороне правительства, немало православных христиан оказалось среди протестующих. Это вполне объяснимо, поскольку протест был главным образом  против лжи и кражи голосов. Протесты в значительной степени коренились в ценностях.

Когда Патриарх Кирилл после первых демонстраций вернулся в Россию, в его первоначальных заявлениях признавался тот факт, что православные христиане есть с обеих сторон возникшего политического разделения. Об этом он заявил в своем телевизионном интервью на Рождество, 7 января, призывая к верности Божественной Правде и правительство, и граждан, и предостерегая в тоже время от революционных настроений. Это было сбалансированное мнение, отражавшее настроение общества.

Но затем Патриарх изменил курс. Причина остается загадкой. В качестве наиболее вероятной причины сразу приходит на ум возможное давление со стороны Кремля, но у нас нет никаких доказательств этого. Сам Патриарх не дал объяснения. Он выступил против протестного движения 1 февраля, сказав, что христиане должны «молиться в кельях», а не идти на митинги. Потом, когда премьер и президентский кандидат Владимир Путин встретился с религиозными лидерами 8 февраля, Патриарх воздал ему хвалу и повторил многие заявления из его предвыборной кампании о том, как ужасны были 1990-е годы и как богата и стабильна России в настоящее время.

Это было большим разочарованием для тех церковных людей, кто сочувствует политическим реформам, и большим облегчением для тех, кто рад вернуться к комфортному, проверенному монархическому взгляду на власть и опасается либералов, среди которых действительно многие настроены против Церкви.  Это было разочарованием для меня.

Но брожение все еще продолжается. Многие россияне, которые, возможно, впервые осознали себя и гражданами, и православными христианами одновременно, с трудом пытаются понять, как соотнести свою гражданскую позицию с христианством и нужно ли это делать в контексте новой демократической или традиционной самодержавной ментальности.

Как можно выступать против власти, если ты – православный христианин? Можно ли это делать вообще? Возможна ли в России христианско-демократическая партия? Являются ли все оппозиционеры антирусскими и, следовательно, антицерковными и антихристиански настроенными? Можно ли красть голоса, если Церковь в конце концов извлечет из этого пользу?

Это вопросы, над которыми думают люди. В некотором смысле, пересматриваются изнутри глубочайшие, вековые вопросы об отношении Православной Церкви к государству и обществу.

В этот момент на сцене появляется группа молодых женщин, кощунствующих в буквальном смысле слова на кафедре Патриарха.

Результатом вторничной акции стал по крайней мере один очень печальный политический эффект. Я не хочу вдаваться в теории заговора, предполагая, что именно это и было ее целью, но я бы не стал исключать такую возможность полностью. Для многих людей, в том числе  имеющих авторитет в Церкви, теперь все ясно: политическая оппозиция – кощунники.

Как христиане могут быть в политике на одной стороне с этим возмутительным беспределом? Конечно, не могут, и многие люди, которые сочувствуют протестному движению и настроены резко против Путина, выступали на Facebook против этой акции, писали,  что были оскорблены этим хулиганством! Но ретроградам стало теперь так просто собрать в одну кучу богохульников и участников протестных демонстраций, продвигая, намеренно или неосознанно, ложную и примитивную, но политически очень выгодную мысль: те, кто за Бога, Церковь и Россию — за Путина, а те, кто против Путина, оскорбляют Бога, оскорбляют христиан, они против Бога, Церкви и России.

Может быть, я преувеличиваю. Но эти самопровозглашенные панк-феминистки сделали за один день больше для того, чтобы замедлить адаптацию Русской Православной Церкви к реалиям плюралистического общества, чтобы помешать Церкви играть конструктивную роль в формировании ценностей российского общества в будущем, чем любой враг этого процесса мог когда-либо мечтать.

Я помню, как правозащитник из Пакистана почти плакал на сцене на большой международной журналистской конференции вскоре после  так называемого «Скандала с карикатурами на пророка Мухаммеда». «Вы разрушили всю мою жизнь! — говорил он издателям карикатур и их защитникам, которые составляли  большинство аудитории.  — После этого я больше не могу защищать права человека в Пакистане».

В любом случае, это прекрасный пример продолжающегося конфликта религиозного и светского в общественном пространстве. Должно ли богохульство быть уголовным преступлением в России, как в исламских и некоторых западных странах (в случае с последними – по разбавленным в новое время законам, оставшимися в наследство от христианской эры)? Главный политический спикер Московского Патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин, который не прочь попровоцировать аудиторию, предложил именно это.

Я не знаю. Очень трудно определить богохульство в терминах светского права в плюралистической стране. Но, воспользовавшись известной фразой, сказанной когда-то в американском суде, пытавшемся определить, что является, а что не является порнографией, можно сказать: «Когда увидите, вы сразу узнаете». И ох как оно отвратительно – что в Афганистане, что в России!

Перевод с английского Анны Даниловой

Читайет также:

Неразумны и несчастны

Протоиерей Всеволод Чаплин: Веру надо защищать всеми доступными способами

Прот. Всеволод Чаплин: Акция в Храме Христа Спасителя — явное нарушение Административного кодекса

В выходке панков в храме Христа Спасителя есть два смягчающих обстоятельства, считает протодиакон Кураев

Гор Чахал по поводу выступления панков: Подобные провокации способны лишь расколоть протестное движение

Прот. Владимир Вигилянский о «концерте» панк-группы в храме Христа Спасителя: Девушки достигли того, чего хотели

Прот. Олег Корытко о кощунственной акции в храме Христа Спасителя: Церковь должна молиться за этих людей и призывать их к перемене ума

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.