Когда зависть чужая, а вина – наша

Как обуздать своё страстное желание жить «не хуже других», почему богатство не всегда приносит счастье и как поступать с фотографиями с заграничного отдыха? На вопросы о грехе зависти отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва).

Зависть – это страсть. Слово страсть – многозначное. Можно сказать: этот человек страстный – в смысле горячий, темпераментный. На церковном языке страсть обозначает некую зависимость, когда темная, безрассудная составляющая души владеет человеком.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко

Причем она может затаиваться, спать. Если человек сейчас, в данный момент никому не завидует – это не значит, что он вообще никому не завидует.

Страсть – это зависимость от демонической воли, она проявляется, когда лукавому угодно, и человек оказывается над ней не властен, не может справиться.

Пугаться этого не нужно. Но и не надо мириться с тем, с чем мириться нельзя.

Как бороться? Церковь отвечает: покаянием, молитвой, сознанием, что это – недопустимо. Если человек знает, что происходящее в его душе – недопустимо, он будет стараться это преодолеть. Но без молитвы, только надеясь на свои силы сделать что-то все равно бесполезно.

Что делать с завистью? Если видишь, что у человека что-то хорошо – порадуйся за него: «Слава Богу, что у него все вот так, хорошо!»

Завидуешь какому-то миллиардеру, понимая, что у тебя таких миллиардов нет и не будет, а порадоваться за него не получается: миллиарды-то награблены? Порадуйся, что Господь избавил тебя от таких богатств, которые уже владеют человеком, а не он ими. Перечитай «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина.

Помню сильное впечатление лет двадцать назад, когда только-только появились «новые русские». Я проходил по дачному поселку и на одном участке увидел дом из очень хорошего кирпича, кладка ровная, видно, мастер клал, дом красивый – и архитектор мастерски знает свое дело. Забор высокий, ворота железные. На воротах – видеокамеры, по углам – видеокамеры, на окнах дома – решетки.

Я шел мимо этого дома и думал: «Надо же, человек сам себя загоняет в тюрьму, в золотую клетку. Наверное, у него и внутри все шикарно. Но вот гулять так беззаботно и вольно, как гуляю я, он не может. Только с охраной. Или только в автомобиле. Он живет в изоляции или в общении только с такими же, загнавшими себя в золотые клетки людьми. Они думают, что правят миром, а элементарных человеческих радостей не ведают, и ведать не могут».

Богатства – дополнительные сложности и ответственность. Чем больше дано, тем сложнее ответ держать. А тем более держать, если богатства неправедные.

Зависть – это желать чужого вопреки заповеди Божией. И не видеть, не чувствовать тех радостей, которыми ты обладаешь. То есть зависть связана еще и с неблагодарностью. Так что надо учиться быть благодарным за то, что есть. И если видишь, что у достойного человека все хорошо – порадуйся за него. Если у кого-то есть то, чего бы тебе очень хотелось, ну и что? Есть и есть.

Бедность – не порок. Много людей живет совсем небогато. Роскошь – это другое, и чего о ней думать? Еще есть нищета, и вот это – порок. Но порок именно тех, богатых, живущих в роскоши. А мы, небогатые, должны этим нищим помогать, помнить о них. Кто как может, хотя бы помолиться. А если ты помнишь о том, что есть нищие, разве ты будешь недоволен тем, что имеешь?

Сегодня часто в социальных сетях люди десятками выставляют фото: «Я на отдыхе в пятизвездочном отеле», «Я с новой дорогой машиной» и так далее. Все дело в отсутствии воспитания. Есть такие душевные качества, как скромность, деликатность. Человек должен понимать, что какими-то своими неосторожными высказываниями может спровоцировать другого на что-то негативное, на ту же зависть.

Но нельзя забывать, что «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Если ты хочешь показать, что в чем-то лучше других, следовательно, ты – тщеславный человек, а тщеславие – такая же страсть, как и зависть. То есть один грех влечет за собой другой: тщеславие одного провоцирует другого на зависть.

От того, что ты не выставишь в сети детали романтического отдыха или новую шикарную машину – никому хуже точно не будет.

Глубоко верующий человек – это человек благородный, который бережно относится к окружающим и никогда не позволит себе проявлять свое превосходство, реальное, или мнимое.

Записала Оксана Головко

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Виртуальная зависть

Я не верила в то, что существуют особенные «сетевые» грехи, например, зависть. Но решила провести один…

Зависти учатся в семье – протоиерей Андрей Лоргус

Две по-настоящему дьявольские идеи – равенство и справедливость – становятся причиной множества бед

Человек вам завидует? Сделайте ему комплимент

Если кто-то завидует вашему здоровью, то пожалуйтесь ему на свои болезни. Таблетка не вылечит, но боль…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: