Конфликт между научным и религиозным мышлением часто неразрешим, – опрос экспертов

“Чем больше я занимаюсь наукой, тем больше становлюсь верующим”.
Луи Пастер, французский ученый, химик и микробиолог (1822 – 1895).

Научное исследование религиозного опыта возможно, однако конфликт между научным и религиозным мышлением часто неразрешим, считают эксперты.*

Эксперты считают, что исследование религиозного опыта возможно, однако среди них нет единого мнения, должен ли исследователь православной жизни сам исповедовать православие. 56% опрошенных считают, что в российском научном сообществе существует предвзятость по отношению к верующим ученым, причем большинство экспертов считают эту предвзятость необоснованной. Однако более половины опрошенных заявляют, что конфликт между научным и религиозным мышлением неразрешим.

Участники опроса отвечали на следующие вопросы:

  1. Как вы считаете, можно ли научно исследовать религиозный опыт?
  2. Какие инструменты являются наиболее перспективными при проведении исследований религиозного опыта?
  3. Должен ли исследователь православной жизни быть православным человеком?
  4. Если религиовед является верующим человеком, как Вы считаете, наносит ли научный критический подход ущерб его вере?
  5. Существует ли предвзятость в российском научном сообществе к верующим ученым? Еcли да, обоснована ли она?
  6. Существует ли конфликт между научным и религиозным мышлением? Если ДА, будет ли он преодолен?

Подавляющее большинство экспертов (82%) допускают, что научное исследование религиозного опыта возможно.

Чаще всего подходящими для подобного изучения эксперты считают качественные социологические методы (36%), в особенности наблюдение и глубинное интервью. Также упоминаются опросы, психологические методики, анализ текстов и документов.

А вот в ответах на вопрос о том, должен ли исследователь православной жизни сам быть православным человеком, мнения заметно разделились.

26% экспертов признают, что это желательно (а 2% – обязательно). Причем все они являются православными христианами. 30% от числа опрошенных не считают важным, кто занимается изучением православной жизни: православный исследователь или нет. Среди разделяющих эту точку зрения экспертов лишь 10% принадлежат к православию. А 34% экспертов (из них 8% православные) заявляют, что совсем не обязательно исследователю православной жизни самому исповедовать православие.

Причем большинство респондентов (66%) считает, что критический подход к исповедуемой религии не наносит ущерб вере.

И при этом 56% опрошенных думают, что в российском научном сообществе существует предвзятость по отношению к верующим ученым. Однако, большинство экспертов (68%), среди которых как православные, так и не исповедующие никакую религию, полагают такую предвзятость необоснованной.

По мнению экспертов, принадлежность исследователя к какому-либо вероисповеданию не вступает в конфликт с научным изучением религии: исследователь может быть верующим человеком и его научная деятельность не нанесет ущерб его вере, так же как вера не нанесет ущерб научной деятельности.

Однако более половины экспертов признают наличие конфликта между научным и религиозным мышлением и считают его неразрешимым.

Лишь 19% опрошенных считают, что конфликт подлежит разрешению в течение нескольких десятилетий. Более половины считают, что этот конфликт никогда не будет преодолен.

*Результаты  экспертного опроса социологов религии (50 участников), проведенных Службой СРЕДА весной 2011 г.

Служба социально-религиозных данных СРЕДА начала свою работу в 2011 году в качестве независимой исследовательской организации. Установочное исследование общественного мнения и медиа-среды, проведенное в 2010 году, показало, что россияне с активной гражданской позицией часто остаются в стороне от религиозной повестки. Обсуждение вопросов духовной жизни страны оказывается за пределами публичной сферы, оставаясь в рамках религиозных субкультур. Этот вывод стал причиной создания службы, ориентированной на широкую общественную презентацию результатов социологических исследований духовной жизни россиян, современного православия и его социальной динамики. Если у Вас есть вопросы, предложения, комментарии, пожалуйста, пишите: SREDA_SMI@MAIL.RU.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Лишь 3% россиян собираются праздновать Хэллоуин

Большинство респондентов слышали о Хэллоуине, но не смогли рассказать, в чем суть праздника

Большинство россиян положительно бы отнеслись к визиту Папы Римского – опрос

Свыше половины россиян удовлетворены нынешним взаимодействием светского общества и религиозного духовенства

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: