Константин Эггерт: РПЦ лучше избегать услуг таких защитников, как Борис Корчевников

Источник: Коммерсант
|
На канале НТВ был показан фильм Бориса Корчевникова «Не верю!», посвященный отношениям Церкви и общества последнего года: поджог храмов, спиливание крестов, выставки современного искусства vs  строительство новых храмов, детские дома при  монастырях, православные реабилитационные центры.
Выводы обозревателя “Коммерсантъ FM” Константина Эггерта:
Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

 

Картина Бориса Корчевникова меня потрясла: в ней ни слова не было сказано про его тезку –– Березовского! Видимо, даже изобретательные креативщики НТВ не смогли ничего накопать на Бориса Абрамовича, так сказать, по православной линии.

В роли главных стратегов антицерковной кампании оказались неизвестные, в отличие от Березовского, широким массам галерейщик Марат Гельман, коллекционер современного искусства Виктор Бондаренко, некие туманно охарактеризованные украинские националисты и активисты миниатюрного атеистического фонда “Здравомыслие”.

Часть последних явно нуждается в помощи психиатра. Ну, какие это враги! Не могут у такого серьезного института, как церковь, быть такие несерьезные враги. Или это не очень серьезный институт. Но ведь серьезный, ясно, что серьезный. Просто лучше ему избегать услуг таких защитников, как Борис Корчевников.

Ведь ни тысячелетняя история русского православия, ни современная деятельность показанных в фильме священников-подвижников, которые заботятся о сиротах и малолетних преступниках, не нуждаются в оскорбительных оправданиях с помощью передергиваний, лукавого монтажа и откровенного невежества (чего стоит одно заявление автора сюжета, что в Западной Европе большинство церквей – государственные).

Поскольку Корчевников –– журналист, увы, никудышный, поэтому и логика в фильме отстутствует напрочь. Скажем, сначала он утверждает, что сращивания церкви с государством нет. А затем звучит главная фраза, ради которой весь фильм, видимо, и делали: дескать, цель так называемой антицерковной кампании на самом деле вовсе не церковь, а Владимир Путин.

Причем мысль эта трусливо вложена в уста некоего итальянского публициста, который экспертом по России не является. То есть, отмечу, даже ответственность за главный посыл этого кино автор боится взять на себя. Эффект получается прямо обратный задуманному: выходит, церковь настолько близка к Кремлю, что удар по ней –– это все равно, что удар по президенту.

У меня возникла одна очень смелая гипотеза: а, может быть, нет никаких организованных вражеских полчищ, противостоящих Русской православной церкви? Может быть, дело в том, что церковная иерархия, часть клира и часть верующих не смогли пока найти для себя убедительных роли и места в постсоветской жизни, но винить в этом они готовы кого угодно, кроме самих себя?
Вдумчивый разговор об отношениях церкви, общества и государственных институтов давно назрел. Беспомощная даже в качестве пропагандистского инструмента агитка Корчевникова этот разговор, к сожалению, только отдаляет.
Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Что написал преподобный Андрей Рублев на своей самой известной иконе
Любовь человечества к саду – тоска по утраченному Эдему
Его правление оставило неизгладимый след в истории, литургической жизни и в искусстве Эфиопской Церкви

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: