Крещение Господне – прежде чем войти в новую жизнь, нужно покаяться

|

19 января – Православная Церковь совершает празднование Крещения Господня. В массовом сознании этот праздник прочно ассоциируется со святой водой, которую в этот день (или накануне) можно получить в храме, причем бесплатно и в любом количестве.

Однако, сегодня мы будем больше говорить о смысле и значении этого праздника. Событием Крещения было положено начало общественному служению Иисуса Христа и, кроме того, это событие открыло тайну недоступной и неведомой жизни Бога – тайну Пресвятой Троицы, и поэтому главное название этого праздника – Богоявление.

Начало общественного служения Христа связано с именем св. Иоанна Крестителя. Он принадлежал к числу тех духовных людей, чье назначение – явить людям в определенный момент неправду, ложь и зло, которым общество пропитано и отравлено. Именно Он был послан Богом подготовить народ к пришествию Спасителя. Он жил аскетической жизнью в Иудейской пустыне, обнаженной, изрезанной ущельями земле, лежавшей на запад от Мертвого моря. Как глашатай, который идет впереди царского шествия и провозглашает царское повеление, он провозглашал волю Божию: «Приблизилось Царство Небесное! Креститесь! Покайтесь! Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Строгость его жизни делала из него сверхчеловеческую личность. Его суровая речь, подобная рычанию льва, его голос, звучащий божественным вдохновением, проникали в глубину души, затрагивали волю, поражали и увлекали сознание.

Учение о грядущем Царстве Божьем было хорошо известно иудеям из Ветхого Завета. Но мысль о том, что прежде, чем войти в него, необходимо покаяться, была для них новой и для многих она сделалась камнем преткновения. Иудеи крестили представителей других народов и религий, когда они переходили в иудейство, присоединялись к ветхозаветной религиозной общине. А Иоанн Креститель, обращаясь к иудеям, говорил, что их самих надо крестить, потому что по своим грехам они стали не лучше других.

Это был настоящий вызов обществу. Иоанн Креститель бросал вызов не только тем, что он предлагал креститься иудеям, но и своим подчеркнуто необычным образом жизни. Он жил в пустыне, носил одежду из верблюжьей шерсти, которая по ритуальному закону считалась нечистой, ел пищу пустыни: сушеную саранчу и дикий мед. Он явно подражал знаменитому древнему пророку Илии, в свое время возвратившему заблудший народ к вере отцов. И описание жизни Иоанна Крестителя, и его одежда, и пояса, и саранча – все это как бы взято из 3-й книги Царств Священного Писания, где рассказывается о пророке Илии.

Иоанн Креститель не искал популярности. Он считал себя лишь вестником Того, Кто придет, и говорил: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Сильный – одно из имен Бога, одно из имен Мессии, Спасителя. Снимать же обувь нельзя было заставлять даже самых последних рабов, потому что среди иудеев того времени это считалось самой грязной и ничтожной работой. И Иоанн Креститель перед лицом Спасителя ставит себя в положение ниже рабского. Он говорит о Спасителе, который будет крестить людей Духом Святым согласно тем пророческим указаниям, которые были даны в священных писаниях Ветхого Завета.

Множество народа из Иерусалима, всей Иудеи и окрестности Иорданской шли к Иоанну Крестителю, чтобы услышать его. Они крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Принять крещения от Иоанна означало для них «обратиться к Богу». Человек, таким образом, становился частью покаявшегося народа, готового встретить Мессию-Спасителя. Лишь политический официоз и религиозная элита Израиля не сочли нужным прислушаться к голосу Иоанна Крестителя.

«И в те дни пришел Иисус из Назарета Галилейского, чтобы креститься от Иоанна в Иордане», – читаем мы в Евангелии. Ему не в чем было каяться, Ему незачем было принимать крещение покаяния. Иоанн Креститель пытается остановить Его, но слышит, что именно «так надлежит нам исполнить всякую правду». Принимая крещение от Иоанна, Христос отождествляет Себя со всеми грешниками, нуждающимися в прощении, возрождении и спасении. Погружаясь в воды Иордана Он «берет на Себя грех мира» (Ин.1,29), чтобы искупить и возродить тех, кто способен пережить кризис покаяния, ощутить жажду обновления. Это и будет исполнением Божией Правды, тем божественным оправданием, к которому устремляли свой взор великие библейские пророки дохристианской эпохи.

И когда выходил Иисус из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. Реальность божественной жизни, непроницаемой и неизреченной, сокрытой от всякого человека, в эту минуту раскрывается перед Ним. «И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк.1, 4-11)».

Всякое образованное ухо, а иудеи того времени были достаточно образованы в Св. Писании, понимало смысл этих слов, составленных из цитат ветхозаветных пророков: «Ты Христос, Мессия, Спаситель, но не тот Спаситель, который возьмет в руки меч, а тот, который пострадает за людей».

Событие Крещения Господня явилось откровением Полноты Божества – всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына принявшего крещение, и Духа Святого, сошедшего на Сына в виде голубя. Поэтому Крещение Господне – это еще и событие Богоявления.

Приняв крещение ради грехов человеческих, Христос положил начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царстве Небесное», – говорит Господь в Евангелии. Православное Таинство Святого Крещения – это не дань традиции и не символический обряд омовения водой. Это Крещение водой и Духом, в котором мы рождаемся для жизни с Богом, в котором Дух Святой как в горниле переплавляет душу, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота.

Условия, при которых может совершаться Крещение – покаяние и вера. К Крещению можно приступить, лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Но если нет веры, нет покаяния, «если… душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после крещения сходна с жизнью до крещения, то… для таковых вода останется водою», – наставлял готовящихся к Крещению святой Григорий Нисский в IV веке. Об этом всегда предупреждали святые Отцы Церкви. Чтобы выйти из Таинства Крещения новым человеком, нужно стремиться быть новым и, насколько хватает сил, уничтожать в себе остатки прежних греховных навыков.

Иоанн Креститель говорил о покаянии. Христос говорил о покаянии. Церковь обращается к народу и говорит: «Покайтесь!» Но многие не понимают, что это такое – покаяние! Мы же уже покаялись, сколько можно каяться? Покаялись в отступлении от Бога – теперь ходим в Церковь. Власти на местах помогают восстанавливать храмы. Казалось бы Господь должен принять это покаяние, и все у нас должно наладиться, засиять, и мы должны «зажить»! Но «зажить как следует» никак не удается, а нам продолжают говорить о покаянии, и непонятно, когда же состоится это покаяние и мы, наконец, «заживем»?

Единственно верный ответ на этот вопрос: «Никогда!» Потому что никогда покаяние не может быть окончено. Потому что покаяние – это не нечто такое, что нужно сделать, например, для того, чтобы от Бога чего-то добиться: благоденствия и всяких лучших времен. Потому что это не покаяние, а торговля. Покаяние же – это образ жизни.

Нам есть в чем каяться каждый день: мы ничего для Бога не сделали и не собираемся делать, мы ничего не делаем друг для друга, потому что мы живем только для себя. И если начнешь в этом разбираться, схватишься за голову и скажешь: «Господи, что же делать?» И вот здесь начинается молитва, здесь начинается обращение к Богу, здесь начинается жизнь с Богом. Святые Отцы говорили: «Кто видит грехи свои, больше тех, кто может воскрешать мертвых», к тому действительно приблизилось Царствие Небесное!

В канун и в сам праздник Крещения Господня совершается великое освящение воды. Соприкоснувшись с пречистым Телом Христа Спасителя и очищенная от всякой нечистоты водная стихия получила способность быть вместилищем Божественной энергии. В Церкви это освящение продолжается во времени.

Каждый верующий имеет дома Крещенскую (или как ее еще называют, Богоявленскую) святую воду. На протяжении года и более она не портится, свежа, чиста и приятна, и это – чудо благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Крещенская святая вода обладает огромной целительной силой, но действие ее зависит от веры человека.

Святую воду употребляют в небольшом количестве, утром, строго натощак, с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» для освящения души и тела. В случае болезни можно принимать крещенскую воду по мере необходимости. Крещенская вода отгоняет нечистых духов, и поэтому ей окропляют жилище, вещи и пищу с той же молитвой.

Когда в день праздника Крещения Господня посмотришь на скопление людей в православных храмах и вокруг них, на толпы, пришедшие за святой водой, то кажется, что почти весь мир верует и идет за Христом. Но заканчивается раздача крещенской воды, и нет уже этих толп, и понимаешь, что идут люди вовсе не за Христом, а всего лишь за святой водой. Но без молитвы и веры любые церковные святыни останутся бесполезны для нас.

Великое водоосвящение начинается с таких слов: «Придите, примите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа». Освящая воду, Церковь напоминает нам и следующие слова Священного Писания: «Ищите Господа сейчас, когда можно найти Его. Призывайте Его, когда Он близко» (Ис.55,6).

Вслушайтесь в слова молитв и песнопений, всмотритесь в обряды, и вы почувствуете, что здесь не один только древний чин, а нечто, говорящее и теперь, как тысячи лет назад, о нашей жизни, о нашей вечной и неизбывной тоске по очищению, возрождению, обновлению. Ибо не умерла и не может умереть в человеке жажда неба, добра, совершенства, красоты, жажда, которая одна по-настоящему и делает его человеком.

Праздник Крещения Господня это вовсе не день массового набора святой воды. Этот праздник дарит нам ощущение того, что как бы ни была изломана наша жизнь, каким бы мраком нравственной грязи, неправды и вражды мы не наполняли ее, все можно очистить, обновить, возродить с помощью Божией. Были бы только желание и вера. И брызги освященной воды, обжигающие наши лица своей пронзительной благодатной чистотой, будят и оживляют наши чувства, отзываются ощущением радости и новизны жизни, соприкоснувшейся со святыней.

__________________________________

Агиасма

В переводе с греческого агиасма – святыня.

Так называют воду, освященную по особому чину. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое – только в праздник Крещения Господня.

Ошибочное поверье живет в нашем народе: будто бы Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, – крещенская.

Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это – бессмысленное суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освещается одним и тем же чином, в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан.

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием, и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от гре­хов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благослове­ние Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невиди­мых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы, чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго, сподобились освящения. Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода в этот день содержит залог благодати.

Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить – в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильни­ке!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и при­ятной на вкус долгое время. Ею можно окроплять жилище.

Источники:

http://delo.teolog.ru/deloN9027

К. Слепинин. Азы Православия. СПб, 1999.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: