Крещение Руси и глиняные свистульки

|

Праздничные мероприятия, приуроченные к 1025-летию Крещения Руси, у одних людей вызывают восторг, у других — недоумение, для третьих становятся поводом поострить. Почему вокруг этого праздника появляется пафосное и лишнее? Размышляет Светлана Охрименко.

Через несколько дней на церковно-государственном уровне состоится празднование 1025-летия Крещения Руси. Действительно, достойный повод и для Церкви, и для славянских государств — наследников Киевской Руси — вспомнить о духовных корнях наших народов.

Вспоминаем. Не первый день и не первую неделю. Но как-то странно вспоминаем. Может быть, я ничего не смыслю в миссионерстве, но лично меня в праздновании этого юбилея удивляет многое — особенно местные инициативы. К 1025-летию Крещения Руси пытаются приурочить всё, что угодно — вплоть до мастер-класса по изготовлению глиняных свистулек.

Мне не хотелось бы кого-то обижать, публично высмеивая конкретные идеи и их реализацию. Тем более, если попытаться поставить себя на место людей, которым приказали сделать мероприятие, или энтузиастов, которые без «юбилейного» обоснования не найдут денег на свою инициативу, становится неуютно. Да и от критики по поводу и без повода читатели уже устали.

Давайте говорить о добром, вечном и совершенно не рейтинговом. О том, как мы бы провели летние каникулы, будь у нас волшебная палочка, и никто не заставлял бы потом отчитываться о содеянном в тетрадке по русскому языку. Об утопическом праздновании 1025-летия Крещения Руси.

Что в этой дате особенного, почему мы её помним? Что произошло с нами — да, именно с нами, с вами и со мной — 1025 лет назад? Если говорить совсем просто, у нас появилась реальная возможность стать святыми. Не потенциальная возможность просветиться светом разума за тридевять земель, а жить там, где святость признаётся нормальным вектором развития человеческой личности.

Об этом — вся наша история и культура. Об этом — ночные думы русских (и украинских, и белорусских) мальчиков и девочек, пока их ещё не научили премудростям взрослой жизни. Об этом — упрёки обывателей в адрес Церкви.

Какие-то мы такие, что не можем без высшего смысла всего происходящего. Даже если сознательно декларируем иное, подсознание не обманешь. Сколько русский человек будет пить — столько он, пьяный, будет идти именно в храм выяснять отношения с Богом. И без святости — хотя бы её отблеска, отражения в чьих-то глазах — мы хиреем и чахнем.

Святость нам нужна как воздух. Но, как ни парадоксально, мы на всех уровнях пытаемся убедить себя, что это не так. И ладно ещё атеисты, которые протестуют против попыток Церкви, ОПК, теологии в вузах (нужное подчеркнуть) насильно сделать их святыми — да, смешно звучит, но действительно есть люди, которые так думают и чувствуют. Беда в том, что множество людей ищет в Церкви не святости во Христе, а симулякров.

Споры в интернете об исихазме вместо молитвы, акции и перфомансы вместо литургии, рецепты осьминогов во всех СМИ Великим постом… Кому всё это нужно? О чём это вообще? О Христе? Нет, это отвлекает от Него.

Или бывает история: найдётся человек с беспокойным сердцем, полюбит Бога так, что всё остальное потеряет для него смысл, и вести себя будет соответствующим образом — думаете, канонизируют при жизни? Скорее, объявят лицемером или прельщённым, начнут цитировать насчёт «сдёрни его с неба за ногу». Забудутся сразу все правильные разговоры о стремлении к святости как норме жизни, начнутся рассуждения о царском пути.

Царский путь — это верно. Но говорят зачастую не о нём, а о своих представлениях о нём — житейском «будь как все и не высовывайся». Поступать надо только по инструкции, а если ты задаёшь какие-то вопросы, на которые в инструкции ответа нет — сами эти вопросы не имеют права на существование…

И призывы к святости быстро забываются тогда, когда это вызубренная теория, а не личный опыт. Потому что реальная святость, во-первых — не книжная, она может оказаться не соответствующей ожиданиям среднестатистического прихожанина. Нет двух одинаковых святых, даже если их подвиги схожи — у каждого свой путь к Богу и свои странности и «странности».

Во-вторых, когда святой рядом — это не только тепло и светло, но очень неудобно. Собственные лицемерие и теплохладность становятся такими рельефными! Тут надо либо найти мужество на покаяние, либо — как Ирод с Предтечей… В общем, старая проблема избранного народа — и не имеет значения, избран он в далёкой восточной земле или в волнах Днепра, из которого к нам в кран вода попадает.

Пока мы будем болеть вот этой духовной шизофренией, раздвоением между декларируемым идеалом и реальными жизненными целями, любой праздник у нас будет проходить с теми или иными свистульками. Бороться со свистульками как явлением, доказывать их бездуховность и неправославность — бесполезно.

Свистульки сами отвалятся тогда, когда мы перестанем нуждаться в них. Когда праздник будет заключаться не в том, что наконец-то можно колбасы поесть или концерт хороший будет — а во встрече со Христом. Когда для нас всё, кроме Христа, побледнеет до прозрачности, чтобы не загораживало.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Борис и Глеб: «Легли и ждали, пока убьют»?

Если Святополк действовал по наущению лукавого, – в чём же подвиг святых, которые не сопротивлялись?

Жить во плоти, но не по плоти

Господь рождается земным рождением, чтобы мы жили небесной жизнью

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: