2 июля на портале «Правмир» был опубликован фоторепортаж с события трехлетней давности – передачи личных вещей святителя Иоанна Шанхайского Свято-Успенской Святогорской Лавре. Это, казалось бы, рядовое в масштабах Церкви событие вызвало бурю эмоций в блогосфере.

Поводом для обсуждения послужило кресло, в котором умер святитель Иоанн. Одних блогеров удивил факт использования кресла в качестве аналоя. Другие восприняли происходившее как поклонение креслу. Третьи отнеслись к этому спокойно, ведь история знает немало примеров благоговейного отношения к личным вещам святых людей и происходивших от этих вещей чудес.

Правда ли, что верующие Донбасса поклонялись креслу?

Нет, это неправда. Кресло никто не обожествлял, относятся к нему как к личной вещи, принадлежавшей святому. Для поклонения его никто не выставлял, не выставляет и выставлять не будет.

«Кресло святителя Иоанна Шанхайского сейчас находится в ризнице Свято-Успенской Святогорской Лавры. Когда будет достроен храм в честь святителя Иоанна на его родине в с. Адамовка, этот предмет, связанный с его жизнью, планируют поставить там как напоминание об этом угоднике Божием», — пояснил секретарь Свято-Успенской Святогорской Лавры игумен Лазарь (Терещенко).

Что же произошло на самом деле?

Протоиерей Георгий Гуляев

Протоиерей Георгий Гуляев

«11 октября 2009 года состоялась передача личных вещей святителя Иоанна Шанхайского (епитрахиль, поручи, омофор, а также кресло, в котором умер святитель) и иконы с частицей его мощей в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру. Все эти вещи были вынесены для всеобщего обозрения, перед иконой был отслужен молебен святителю Иоанну, после чего верующие приложились к иконе, которая стояла на кресле. Кресло в данном случае служило в качестве аналоя. Речи о поклонении креслу не идёт», — прокомментировал пресс-секретарь Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев.

На фотографиях четко видно, что люди целовали икону святителя, а не кресло. Впрочем, ищущим повода поругать православие атеистам и протестантам иконопочитание также представляется идолопоклонством.

Как реагировать?

Комментирует протодиакон Андрей Кураев:

Протодиакон Андрей Кураев

Протодиакон Андрей Кураев

«Я считаю, что это – вопрос вкуса и вопрос меры. Да, и почитание кресла можно объяснить богословской логикой и церковно-историческими прецедентами. Например, можно сказать: если бы мы знали, что вот на этом диване, на этом одре почивал наш Спаситель, мы тоже дорожили бы этим предметом, чтили бы его как святыню. Но логика – это такая вещь, которая может завести куда угодно. Самая логическая вещь на свете – бред шизофреника.

Однако, кроме логики, в мире религии есть чувство, в том числе некое ощущение нормы или выхода за ее пределы.

Когда весть о кресле вышла за рамки Святгорской обители, стала очевидна реакция отторжения – и в Интернете, и в реальной жизни. Эти возмущенные чувства уместно спросить: они протестуют потому, что они недостаточно христианские, или они протестуют, потому что они христианские? Или остаточно христианские?

Я как-то нигде раньше не видел такого бережного вынесения священниками на полиелей и на молебен предметов мебели. В московском храме, где я служу, в алтаре стоит скамеечка, которой пользовался святитель Лука Войно-Ясенецкий. Но она просто стоит в алтаре. Мы можем с умилением на нее смотреть, и не более того. И когда кто-то заказывает молебен Святителю Луке, мы не выносим эту подставочку для ног из алтаря.

Я думаю, что, раз есть по этому поводу недоумения (а они очевидно есть), прежде чем предлагать такого рода новизну для жизни нашей Церкви, хорошо бы по этому поводу провести серьезную богословскую экспертизу. Ведь в нашей Церкви есть прецедентное мышление. Однажды допущенное и неоспоренное со временем становится нормой. Хотим ли мы провозгласить догмат почитания домашней утвари и мебели, бывших в употреблении у Святых?

Хотим ли мы затруднить защиту Православия от протестантской критики? Проблемы это новшество несомненно создает. А вот плюсов я не вижу. Не понимаю, чем обогатило литургическое изнесение кресла и прежде того бывшую полноту духовной жизни Донецкой епархии».

Интенсивность духовной жизни Донецкой епархии с точностью до градуса измерить невозможно. Но факт остается фактом: с началом строительства скита Святогорской Лавры в Адамовке вымирающее село начало оживать.

«Что вышло экстравагантно, не спорю, но молебен служился перед иконой и мощами святого. Кроме того, если в Сарове огромным почитанием была окружена келлия, в которой преставился св. Серафим, то чем принципиально отличается место преставления другого великого святого?» — пишет ЖЖ-юзер ustavschik (клирик Саратовской епархии, член комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства иерей Максим Плякин).

Читайте также:

Кресло святителя Иоанна Шанхайского (ФОТО) (Дополнено)

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.