Крест, да не тот…

|

Читайте также: Образ, вышитый нитью. Золотное шитье – история, техника, секреты мастерства

«После Умиления и Вседержителя Николай Чудотворец Вам покажется детской забавой». Споткнувшись взглядом об эту фразу, я сначала решила, что мне мерещится какая-то чушь. Но нет, именно эти слова и написала одна из участниц женского рукодельного форума,   рекламируя вышитые ею «иконы».   Озадачившись массовым интересом к вышивкам на религиозные темы, я попробовала разобраться немного поподробнее в том, на чем он основан.

Беглого взгляда на дамские форумы достаточно, чтобы увидеть, что практически ни один из них не обходится без раздела, озаглавленного «Помогите найти схему иконы». Казалось бы, радоваться надо тому, что народ потянулся к Православию, ан нет… Стоит заглянуть повнимательнее в тему, и волосы начинают сами собой вставать дыбом.

Вот молодая девушка выставляет на всеобщее обозрение свою работу   и пишет:   «Жду комплиментов». А какие тут могут быть комплименты? Кто эти невообразимые уродцы и чувственные девы, в которых просто страшно опознать Богоматерь с Младенцем?

 

Что означают эти обрывки букв, раскиданные там и сям по полю работы? Нет, понятное дело, для человека стороннего что Фита, что О – разницы никакой нет, равно как и не видит он различий между Ю и О. Для него все эти надписи – очередные колдовские заклинания на амулете, не более того.

Да-да, на амулете, я не оговорилась. Много раз я задавала вышивальщицам вопрос, что дальше будет с готовой работой, для чего она предназначается.

–          Освятить и на стенку повесить, чтобы ауру в доме очищала.

–          Да просто красиво.

–          Ну, просто нравится мне, и все.

–          Да это картина обычная, на подоконник поставлю или повешу, если место на стенке найду.

И какую бездну возмущения вызывает любая попытка объяснить, что негоже так относиться к иконам. Что есть канон, правило, определяющее не только ЧТО, но и КАК. Как должен быть прописан лик, как – руки. Но кого это волнует?

И кого интересует тот факт, что изображение на иконе должно быть бесстрастным, настраивающим не на чувственное наслаждение и удовольствие от созерцания, а на молитву? Вот и заполнен интернет «Богородицами» с алыми чувственными губами, модельными длинными ногтями и неимоверной черноты ресницами. «А нам так нравится!». И не хочет человек слушать ничьих доводов, кроме собственного желания!

И никого не волнует, что не пишут иконы малограмотные подмастерья. Что для этого учиться надо, веру иметь, терпение и смирение. Что работать надо с молитвой, взяв предварительно благословение на свой труд. Что создание иконы не для молитвенного употребления вообще лишено всякого смысла. Что невозможно, кощунственно звучат фразы «Девочки, кому схемы Иисуса и Николая?». Что те «ритуалы» и «правила», список которых растет год от года, и которым обучают новеньких вышивальщиц опытные – суть не что иное, как языческие предрассудки.

–          Как я шить-вышивать хочу, но нельзя, – вздыхает барышня.

–          Почему?!

–          Ну, как же! С 6 января по 19 нельзя совсем – церковные праздники.

–          ?! А что за праздники, почему в них шить нельзя?

–          Не знаю, но так все говорят.

И отвлекаться на другое рукоделие тоже нельзя – счастья в жизни не будет, это тоже все знают. И вечером пятницы не вышивать, и в воскресенье за иголку не браться.

Причем, даже если и возникают у кого-то из будущих вышивальщиц сомнения в том, стоит ли за подобную работу браться, да еще относясь к ней как к рядовой вышивке, толпа советчиц немедленно докажет, что все в порядке, никакого особого благоговения к вышиваемой иконе не требуется, и вообще тревожиться совершенно не о чем – не лежит у мастерицы сердце к посту и молитве, так и без них хорошо. И без благословения с освящением тоже прекрасно обойтись можно, если не хочется ничью руку целовать.

Ладно уж, оставим в стороне тот вопрос, что вышивка крестом никогда не относилась к разряду техник создания иконы. Пришло к нам это поветрие с Украины – теперь не остановишь. Но уж если действительно хочется вышить что-то на религиозную тему, можно ведь остановиться на светской картине религиозного содержания, благо достойных схем сейчас можно найти немало.

А уж если действительно душа просит потрудиться над иконой, то к выбору схемы надо подходить очень тщательно, сверяясь с каноническими изображениями, и доверяя не только и не столько своему вкусу, сколько мнению разбирающихся в вопросах иконописи священников. И непременно обращать внимание на то, чтобы пропорции фигур на изображении были верными,   чтобы не уродовались и не искажались лики… А такие схемы есть. Только в работе они невероятно сложны и трудоемки, потому что количество крестиков в работе исчисляется тысячами, а ниток требуется несколько десятков различных оттенков.

И уж конечно не должна икона в доме служить просто для украшательства, не для того она предназначена.

Да и вообще, может, прежде чем начать работу, задуматься – а для чего я хочу ее сделать? И действительно ли МОЕ желание должно главенствовать над всем? Или стоит все-таки проявить смирение и уважение к религиозным канонам и не включаться в кощунственный конвейер, тиражирующий кичевые изображения и профанирующий самые основы иконописи?

Комментарий о.Александра Косача

Исторически сложилось так, что вышивка, лицевое шитье – это неотъемлемая часть церковной культуры, это, если хотите, род церковной живописи, вполне имеющий свое место. Но… Для каждого вида церковного искусства находится лучшее применение. Причем не только применение, а и максимальное выражение задач, которые поставлены перед определенными частями храма или богослужения. Для литья – сосуды, ограды, части убранства храма и богослужения.

Для темперной живописи – иконы, иконостасы. Стеновой росписи – фрески и настенная живопись. Причем то, что выверено для определенной части искусства, не взаимозаменяемо (фресковая живопись не может заменить икону, икона неуместна там, где требуется литье, литье и ковка не могут заменить иконописный лик). Также и вышивка. У нее есть свое законное место в храме, она незаменима на покровцах, облачениях, плащаницах, т.к. никакая живопись не выдержит нагрузок на эти части храмого убранства. Для традиционной церковной живописи сложились определенные методы и способы выражения, наилучшим образом передающие задачи, поставленные перед вышивальщицей, в том числе и вышивка ликов (как часть композиции плащаниц и покровцов, хоругвей и напрестольных облачений они могут присутствовать).

Но когда вышивка выходит за рамки своих задач, когда она пытается проникнуть в область применения других видов искусства – она становится неуместной и пошлой. Икона сама по себе обладает сложившимся максимально верным способом выражения. Лучше, глубже и многогранней темперной живописи в отношении иконы ничего не было достигнуто. Все остальное будет только подделкой. (Замечу опять, что когда дело касается прикладного искусства, уместности –   там вышивка имеет полное право на существование, в том числе и вышивка ликов святых и Спасителя).

Ну и последний вопрос – о способе вышивки. Как любое искусство, вышивка требует не только образования и навыков, но и уважения к традиции, которая сохраняет наилучшие способы передачи тех образов, которые желает изобразить художник-вышивальщик. Для определенных видов вышивок подходят способы вышивания крестом, гладью, узелком и т.д. Для вышивки церковных облачений и утвари – свои стили вышивки, для личного изображения есть выработанный веками способ вышивки. Он сложен, требует большого количества времени, внимания и определенной подготовки. Поэтому там, где недостает этих составляющих, появляется халтура.

Вышивка ликов крестиком – это тот самый вариант халтуры, который, к сожалению, встречается во всех видах церковного искусства (то, что подходит для вышивки пейзажа, гобелена, не должно автоматически переноситься на изображение образов Царствия Божиего). Сейчас можно встретить иконы, написанные без соблюдения технологии, а значит и с потерей качества как внешнего, так и внутреннего. Можно встретить подделки под мрамор, под фреску, под дерево. Как правило, причиной этих нововведений служит упрощение процесса – чаще – без злого умысла, по незнанию, для ускорения изготовления. Отступление от проверенных технологий, следовательно, тоже происходит чаще всего по незнанию. Сейчас есть прекрасные наработки по образовательному процессу в этой области. Пренебрежение к этому приводит к тому, что спонтанные работы похожи на изобретение велосипеда.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.