Крест Христов

Святитель Иннокентий Московский, Просветитель Америки, “Указание Пути в Царствие Небесное.”

Иисус Христос сказал: кто хочет идти за Мною:

1) отвергнись себя,

2) возьми крест свой,

3) иди за Мною.

Итак, первая обязанность христианина – отвергнуться себя – оставить свои худыя привычки; исторгнуть из сердца всё, что привязывает нас к миру; не питать в себе худых желаний и помыслов; утушать и подавлять худыя мысли, удаляться случаев ко греху; не делать и не желать ничего по самолюбию, но все делать из любви к Богу. Отвергнуться себя –  по слову Апостола Павла, быть мертвым для грехов и мира, но живым для Бога.

Вторая обязанность идущаго за Иисусом Христом – взять крест свой. Под именем креста разумеются страдания, горести и неприятности. Кресты бывают наружные и внутренние. Взять крест свой значит – принимать и безропотно переносить все, что бы ни случилось с нами в жизни нашей неприятнаго, горестнаго, печальнаго, труднаго и тяжкаго. И потому, обидит ли кто тебя, смеётся ли над тобою или причиняет тебе скуку, печаль и досаду; или ты кому сделал добро, а он против тебя же восстает и даже делает козни; или ты хочешь сделать добро, но тебе не удается; случилось ли с тобою какое несчастие, например, или сам ты болен, или жена твоя, или дети и проч., или ты при всей деятельности твоей и неусыпных трудах терпишь нужды и недостаток; или даже самая бедность и нищета подавляет тебя, или, кроме этого, ты терпишь какую либо неприятность, – все это переноси без злобы, без ропота, без пересудов, без жалобы, т.е. не считая себя обиженным и без чаяния за то земной награды, но переноси всё это с любовию, радостию и твёрдостию.

Александр Шурлаков."Крест".

Взять крест свой значит не только нести кресты, налагаемые на нас другими, или посылаемые Провидением, но брать и нести собственные свои кресты, и даже самому на себя налагать кресты и нести их. Это значит то, что христианин может и должен давать и исполнять различные обеты и обещания, скорбные и тягостные для сердца нашего, но обеты, сообразные со словом Господним и волею Его, а не по своим мудрованиям и толкам.

Так например, можно и должно давать и исполнять обеты, полезные для ближних, как-то: служить больным, деятельно помогать требующим помощи, выискивать случаи с долготерпением и кротостью содействовать спасению и благу людей или делом, или словом, или советами, или молитвами, и проч.  И когда ты будешь нести крест твой по глаголу и намерению Господню, и если в это время возродится в тебе гордая мысль, что ты человек не такой, как прочие человеки, но человек твердый, благочестивый и лучший из твоих собратий и соседей: то сколько возможно, искореняй таковыя мысли, ибо такия мысли могут уничтожить все твои добродетели. Выше сказано, что кресты бывают наружные и внутренние, и здесь все говорено почти только о наружных крестах. И блажен тот, кто умеет нести их с благоразумием ибо Господь не попустит, чтобы такой человек погиб, но пошлёт ему Духа Святаго, Который будет укреплять и наставлять его и поведёт его дальше.

Но чтобы сделаться святым и быть подобным Иисусу Христу, для этого одних наружных крестов недостаточно; ибо наружные кресты без внутренних не более полезны, как наружная молитва без внутренней. Наружные кресты или наружныя страдания несут не одни только ученики Иисуса Христа, но все и каждый человек, т. е. нет на свете человека, который бы не страдал или не терпел от того или от другаго. Но кто хочет быть истинным учеником Иисуса Христа и последователем Его, тот непременно должен перенести и внутренние кресты.

Внутренние кресты можно найти во всякое время и скорее, чем наружные. Стоит только обратить внимание на самого себя и в покаянном чувстве рассматривать свою душу, и тогда тотчас представятся тысячи внутренних крестов. Например, размысли: как ты произошел на свет сей? для чего ты существуешь на сем свете? и живешь ли ты так, как должно тебе жить? и проч. Обрати на это должное внимание, – и ты с перваго взгляда увидишь, что ты, будучи творение и дело Всемогущаго Бога, для того единственно существуешь на сем свете, чтобы всеми делами твоими, всею жизнию твоею и всем существом твоим прославлять Его святое и великое Имя, а ты не только не прославляешь Его, но напротив того, оскорбляешь и бесчестишь Его своею беззаконною жизнию и проч. Потом вспомни и размысли: что ожидает тебя по ту сторону гроба твоего? на которой стороне ты явишься во время Страшнаго суда Христова, на правой или на левой? и проч. И если ты будешь размышлять таким образом, то невольно придешь в смущение и начнешь беспокоиться. И это будет началом внутренних крестов. Но если ты не только не будешь удалять от себя такия мысли или искать рассеяния от них в мирских удовольствиях или в пустых забавах, но еще более и внимательнее будешь рассматривать себя, то еще более будешь находить крестов; например, ад, о котором ты до тех пор, может быть, и не вспоминал, или вспоминал с равнодушием, тогда будет представляться тебе во всем своем ужасе.

Рай, который Господь уготовал тебе и о котором ты до тех пор не помышлял или помышлял мельком, тогда живо представится тебе тем, чем он есть, т. е. местом вечных и чистых радостей, которых ты сам себя лишаешь по своему нерадению и безумию и проч.  И ежели ты не смотря на скорбь и внутренние страдания, какие ты будешь чувствовать от таких размышлений, твёрдо решишься переносить их, и не станешь искать утешения ни в чём мирском, но будешь прилежнее молиться Господу о спасении твоём, и всего себя предашь в волю Его: то Господь начнёт открывать и показывать тебе состояние души твоей в том виде, в каком она есть в самом деле, – для того, чтобы тем более и более вселять и питать в себе страх, скорбь, печаль, и тем более и более очищать тебя.

Господь будет открывать тебе состояние души твоей, и в тебе будут увеличиваться и внутренния страдания – внутренние кресты!  Так как люди не все имеют одинаковыя добродетели и одинаковыя грехи, то и внутренние кресты для одних они более тягостны, а для других менее; для одних более продолжительны, а для других менее. Внутренние кресты бывают для некоторых так тягостны, что они иногда ни в чем не находят для себя утешения.  Все это может случиться и с тобою; но в каком бы ты ни был положении, и какия бы ни чувствовал страдания душевныя, не отчаивайся и не думай, что Господь оставил тебя, но соединяйся с Ним постоянно через Причащение и Он всегда будет с тобою и невидимо будет подкреплять тебя даже и тогда, когда тебе покажется, что ты находишься на самом краю погибели. Нет! Он не попустит искуситься тебе более, нежели сколько Ему угодно попустить. Не отчаявайся и не бойся; но с полною покорностью и преданностью к Нему терпи и молись. Ибо Он есть чадолюбивейший Отец наш. И ежели Он попускает преданному Ему человеку впасть во искушения, то чтобы вразумительнее и яснее показать человеку собственное его бессилие, немощь и ничтожество и научить его, чтобы он никогда не надеялся на самого себя, и что никто без Бога ничего не может сделать добраго, чтобы тем уврачевать душу, сделать его сообразным Иисусу Христу и совершенно очистить его сердце, в котором хочет обитать Сам с Сыном и Святым Своим Духом. В скорбях не ищи утешения в людях, которые всегда худые утешители в обыкновенных печалях, а кольми паче в печали и скорби о Господе, о которой они и понятия не имеют: в этом случае они скорее могут повредить тебе, нежели утешить и облегчить твои страдания. Господь есть твой и Помощник, и Утешитель, и Наставник; к Нему единому прибегай в Святых Таинствах, и в Нем едином ищи утешения и помощи.

Стократно блажен человек, которому Господь дарует нести внутренние кресты – истинное врачевство душевное, верное и надежное средство сделаться сообразным Иисусу Христу, особенная и явная милость Господня и видимое Его попечение о спасении человека. Если ты страдания свои будешь переносить с покорностию и преданностию воле Господней и не будешь искать утешения нигде и ни в ком, кроме Господа, то Он по милости Своей не оставит тебя и не будет оставлять без утешения; будет прикасаться к сердцу твоему Своею благодатью и через Причащение сообщать тебе дары Духа Святаго. Ты восчувствуешь в сердце твоем неизъяснимую сладость, дивное спокойствие и радость, силы и возможность молиться Богу истинною молитвою и веровать в Него истинною верою: и сердце твое загорится чистою любовью к Богу и к каждому человеку. И всё это есть дар Духа Святаго. Не считай это наградою за свои труды и скорби и не подумай, что ты достиг совершенства или святости. Такие мысли суть не что иное как внушение гордости, которая так глубоко проникла в душу нашу и так крепко приросла к ней, что она может проявляться даже и тогда, когда человек имеет силу чудотворений. Такие утешения и прикосновения Духа Святаго не суть награда, но только милость Господня, которая дарует тебе вкусить блага, которыя Бог уготовал любящим Его, чтобы ты, вкусив их, искал их с большею ревностью и усердием, и с тем вместе приготовился и укрепился к перенесению новых скорбей и страданий. И та любовь, которую ты восчувствуешь в то время, не есть еще то совершенное состояние, до котораго достигают святые на земли, но только указание на него…

Печатается в сокращении.

Крест соединяет со Христом и делает крестоносца подобным Ему.

Лучший и высочайший плод креста указал псалмопевец  словами: “близок Господь к сокрушенным сердцем”(Пс. 33:19) А в другом месте устами его Сам Бог говорит так: “…с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его”(Пс. 90:15) Этими словами Бог как бы сказал: “Я скорблю  вместе со скорбящим; кто мой тот и в скорби со Мною, и Я с ним в скорби пребываю неразлучно.” Как кольцо есть знак обручения, так страдание, которое люди смиренно переносят ради Бога, есть истинное знамение Божия избрания и как бы обручение души с Богом.

Господь Иисус Христос такою был воспламенён любовью к роду человеческому, что Он “будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти” (Флп. 2:6-7). Для чего Он это сделал? Одна из причин была та, чтобы, уподобившись во всём людям, кроме греха, Он мог возбудить в людях любовь и привлечь их к Себе. Какое же за это требуется от человека воздаяние? Чтобы каждый из нас, сколько возможно, возревновал уподобиться Господу, возжелал подражать Его житию и последовал Его стопам.

Переносящий скорби креста поистине приобщается страданиям Спасителя своего; так как всякий крест, всякая скорбь являет собою образ страданий Господних. Кто несёт терпеливо крест, тот не только уподобляется Господу, но и Сам Господь, как соединённый с ним, состраждет в нём, ибо, соединившись с верующим в Него, Он принимает на Себя всё, что бывает с каждым из них. Потому и Савлу, некогда гнавшему Церковь, Он сказал: “Савл, Савл! что ты гонишь Меня?”(Деян. 9:4) И в последний день судный Он скажет немилосердным: “… так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне” (Мф. 25:45). Итак Христос Сам страдает  в каждом члене Тела Своего, т.е. во всех верных и подаёт им силу и помощь, чтобы им легче было нести крест, имея Господа своим помощником.

Много бедствий приходится испытывать людям в этой жизни – море житейском. Как же можно переплыть это страшное волнующееся море, чтобы достигнуть тихой пристани Отечества Небесного? Не возможно переплыть море без корабля. А корабль этот означает единую Соборную Апостольскую Церковь. Господин этого духовного корабля – Сам всемогущий Бог Отец; кормчий – Единородный Сын Его; благоприятный ветер – Дух Святой; подчинённые правители корабля-Церкви – апостолы и их преемники – пастыри и учители церковные. Плывущие на этом корабле – все правоверующие христиане. Дно и основание этого корабля есть правая вера в Святую Троицу: бока корабля, передняя часть его и кормило означает  правые догматы Церкви, заповеди Божии, предания Церкви, правила апостольские и вселенских соборов и вообще постановления церковные. Мачта – святой крест Христов, которым всё в Церкви скрепляется и утверждается. Паруса – любовь. Якорь – надежда. Духовный сей корабль Церкви из разных мест и стран перевозит через житейское море всех правоверующих истинных христиан в небесный Иерусалим, и хотя обуревается многими ветрами и волнами, но никогда не подвергается крушению. Сколько врагов и гонителей ни восставали на Святую Церковь, Она никогда не была побеждена, потому что утверждается словом Господним:  “…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её” (Мф. 16:18).

На корабле церковном благополучно совершают плавание и достигают Царствия Небесного только те христиане, которые с правою верою соединяют исполнение заповедей Господних, и если когда в чём-либо преступают и нарушают, то стараются истинным покаянием и искренним исповедыванием и посильнным исправлением загладить свои ошибки и согрешения. Одна вера без христианских дел не спасёт, “ибо вера без дел мертва” (Иак. 2:26). А чтобы иметь добрые дела и стяжать христианские добродетели, должно всегда помнить слова апостола, глаголющего: “Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное” (Евр. 20:36) Терпение подаёт крепость при совершении всякой добродетели, и ни одна добродетель без него не может устоять. На каждом христианском храме водружён крест. Что это значит? Во-первых, что крестом совершено искупление рода человеческого, а во-вторых, что только тот обретает спасение в Церкви, кто с терпением несёт крест скорбей и страданий, по слову Самого Господа: “И кто не берёт креста своего и следует за Мною, не достоин Меня” (Мф. 10:38). А также: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.” (Мф. 16, 24)

Что значит отречься от себя? – Под словами этими подразумевается то, чтобы мы отвергнув угождение себе, жили под руководством Духа Святого, и отдавали всего себя воле Божией.

Что значит взять крест свой? – Каждый из нас имеет крест. Это различные беды и напасти, скорби и печали, которые постигают человека в жизни этой. Крест – даяние Господа, а потому нести его надо смиренно, не ропща и не изнемогая под тяжестью его. Ибо Он даёт каждому по силам его – сколько кто сможет снести.

Что значит последовать Христу? –  Это означает жить по заповедям Его, начертанным в Евангелии. И согласно им распинать на кресте своём всё противное Богу. Мы все ищем свой путь ко спасению, но лишь немногие из нас знают, что начало и конец этого пути – Крест Христов.

Без креста нет спасения для души, нет надежды на жизнь блаженую. Кроме святого крестного пути нет другого пути к жизни и к истинному внутреннему миру. Иди куда угодно, ищи чего хочешь – кроме пути святого креста, ты не найдёшь лучшего и безопаснейшего. В кресте спасение, в кресте жизнь, в кресте защита от грехов; крест – источник вечной сладости, сила разума; в кресте веселие духовное, в кресте полнота добродетелей, в кресте совершенство святости.

Из книг: “Царский Путь Креста Господня, Вводящий в Жизнь Вечную.” и Указание Пути в Царствие Небесное.”

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Не мешайте Богу творить благое дело жизни

Есть лишь один выход – бросить суету и отдаться Промыслу

Два дня до студня

На Вербное теща долго смотрела, как зять – то есть я – радостно потребляет корюшку. И,…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!