Главная Семья Взаимоотношения в семье

Кто в доме хозяин?

Умная супруга, помощница и советница мужу, должна щадить самолюбие своей половины, знать, что превращение ею супруга в «мальчика на побегушках» приведет к болезненному искажению ее собственной души.
…И этой жизни труд печальный Благословеньем Божьим стал.
Н. С. Гумилев

Большинство православных супругов в своих повседневных отношениях стараются ориентироваться на многовековые традиции такого семейного уклада, когда безусловным главой в доме является муж, а жена находится в подчиненном положении, занимаясь преимущественно детьми и хозяйством… Но в современной семье этот уклад может не соответствовать многим обстоятельствам реальной жизни: нередки случаи, когда жена и зарабатывает больше, и по службе должность занимает более значительную. Статистика свидетельствует, что уровень образования у женщин выше, чем у мужчин. Есть и другие противоречия, которые расшатывают традиционную семейную иерархию. Какого же строя семейной жизни должны придерживаться супруги, чтобы жить в мире и согласии?

Конечно же, «дух века сего» влияет и на воцерковленные семьи: тем паче что обретение веры в наше время не всегда означает просвещение духом Православия. Ум, согласившийся с истинами веры, часто вступает в противоречие с сердцем, вкусы которого сформированы опытом безбожной жизни. Нечего и удивляться, что трудности духовного роста отражаются на отношениях в семье.

Думаю, что авторитет мужа, от естества которого, как известно из Священного Писания, происходит жена, не безусловен, а находится в зависимости от нравственной силы личности супруга. Этот авторитет зиждется не на внешнем господстве, но на верности супруга заповедям Божиим и, конечно же, на его трудах по снисканию насущного хлеба, на его подвиге служения семье: жене и детям. В том случае, если супруга-труженица (предположим, бухгалтер в какой-то «коммерческой структуре») приносит в дом основные средства к существованию, муж-христианин должен брать на себя все труды по содержанию дома: своим мирным, ровным душевным устроением он призван помогать детям в становлении души и давать жене чувство опоры, защиты, спокойствия.

А если случается так, что жена, пребывая на руководящей работе, переносит начальственный тон в семью?

Подобный тон не свидетельствует о глубине ее души и духовной дальновидности. Умная супруга, помощница и советница мужу, должна щадить самолюбие своей половины, знать, что превращение ею супруга в «мальчика на побегушках» приведет к болезненному искажению ее собственной души. Однако жизнь есть жизнь… И часто приходится наблюдать, что у современных мужчин отсутствуют мужество, рачительность твердого в слове и деле хозяина, а женщины, взращенные в духе эмансипации, не понимают заповеди апостольской: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…» (Еф. 5, 22.)

«Кто умней из вас, тот пусть первый и уступает», — сказал как-то новобрачным в своем пастырском слове известный московский священник, протоиерей Димитрий Смирнов. Думаю, что муж, столкнувшийся с властолюбием супруги, с грубостью и неразвитостью ее натуры, должен стяжать молитвенный дух и в молитве обрести мало-помалу тот стержень духовного главенства, на который подобает опираться жене.

Один епископ (было это в двадцатые годы нашего столетия) советовал своему прихожанину: «В том, что не относится ко спасению души, уступай и будь покоен». Действительно, чем человек умнее, духовнее, чем он ближе ко Христу, тем он более исполнен готовности служить своему ближнему. Конечно, это не значит потакать жене в неразумных капризах…

Увы, среди православных мужчин немало искренне убежденных в том, что «неразумно» подавать женщине пальто, открывать перед ней дверь… Более того, некоторые молодые люди, поездив по монастырям, приобретают навык идти к исповеди, помазанию, Святой Чаше первыми, — они убеждены, что мужчина является существом не в пример высшим по сравнению с какими-то там «кумушками». Такой человек может даже оттолкнуть женщину или «вразумить» ее, мягко говоря, не самым галантным образом. Молодым людям кажется, что они соблюдают правильный с православной точки зрения обычай…

Давайте подумаем, как относился святой праведный Иосиф к Пречистой Деве Марии. Убежден, что этот богоугодный муж в отношении Кротчайшей из всех жен был воплощенной деликатностью и предупредительностью. Из Евангелия мы знаем, что он не позволил себе и намеком оскорбить Ту, Которая оказалась непраздной, то есть имеющей во чреве… Сам Ангел Господень избавил Иосифа от томительного напряжения души, возвестив, что Мария зачала от Духа Святого.

Совершенно очевидно, что христианин, благоговеющий перед невинностью или материнством, видя в каждой женщине ту, через которую произошел род человеческий, призван, по слову апостола Петра, относиться к ней, как к «немощнейшему сосуду», «сонаследнице благодатной жизни» (см. 1 Пет. 3, 7), проявляя великодушную снисходительность и благородство — но не презрение, а тем паче грубость. Думаю, что поведение, в котором выражается неуважение к женщине, связано с ложным представлением о домострое (укладе русской жизни минувших веков когда женщины, не ведая еще об «уравнении в правах», благоговели пред Богом данным главой — мужем — и находил полноту духовной жизни в безмолвном, молитвенном служении семье, Отечеству и Матери Церкви. Я вижу в грубом и неделикатном обращении с женщиной не «исконно русскую черту», но скорее, выглядывающее изо всех щелей примитивное хамство которое, к сожалению, часто можно встретить в жизни современных, не имеющих духовной культуры православных христиан.

Как относиться к бытующему в церковной среде убеждению, что женщин «надо смирять»?

Истинно церковному сознанию это не свойственно. Смирять нужно гордыню, живущую в сердце каждого из нас. Другое дело, что женщина-христианка призвана помнить заповеди Господа, исполняя которые она обретет полноту нравственной свободы, внутренней жизни во Христе. Напомним богодухновенное речение апостола Павла: «Жены ваши в церквах да молчат…» (1 Кор. 14, 34.)

Это значит, что женщине не благословлено председательствовать в Церкви, учить с кафедры. Ибо ей (как существу слабому, переменчивому, подверженному в большей степени искушениям лукавого духа, собственного настроения и т. д.) надлежит более слушать и слушаться, нежели поучать других… Но это не значит, что дома она не имеет «права голоса». Более того, именно дома она невозбранно может поучать присных своих, а значит, и мужа, в приличествующих обстоятельствах. Об этом говорит блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на Первое послание к Тимофею святого апостола Павла (ср. 1 Тим. 2, 12). Но чем умнее женщина, тем тактичнее и деликатнее она высказывается, не столько поучая, сколько советуя: своей кротостью, тактом, мудростью располагая супруга к правильному решению. Напомню другое речение апостола: «…всяка жена молитву деющая или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою…» (1 Кор. 11, 5.) По этой заповеди христианкам следует не только в храме быть с покрытой головой, но — в знак скромности, целомудрия, чистоты помыслов, молитвы праотцев — вовсе не ходить простоволосыми. Сейчас Запад уже не в состоянии воспринять эту заповедь, хотя она является Евангельской. До второй мировой войны христианки там ходили в храм в шляпках, а начиная с пятидесятых годов, даже русские православные христианки на Западе не обременяют себя головными уборами…

Только у нас в России для женщины и поныне считается неугодной Богу дерзостью входить в церковь с непокрытой головой. Однако «ревнителям благочестия» не дозволено никого одергивать в храме, делать внушения, замечания, — за исключением случаев, когда приходится сталкиваться с проступками, нарушающими чин богослужения, с явным соблазном, который может смутить молящихся… Думаю, лишь пастырю уместно в наше время (но непременно в духе мягкости и любви) указывать на те или иные черты во внешнем облике или поведении прихожан, которые не соответствуют православным традициям. Рядовому христианину не следует быть церковным цензором — тем паче вышибалой.

В заключение хотелось бы вновь вернуться к проблемам устроения повседневной жизни православных христиан. Часто приходится встречать семьи (сложившиеся в основном в послевоенное время), где муж без возражений уступает жене положение главы семьи, устраняясь от лидерства, а заодно и от большинства семейных забот. Жена, может быть, и хотела бы, чтобы ею руководил умный и любящий человек, но приходится «тянуть семью» самой…

Апостол Павел говорит: «Вся вам любовию да бывают» (1 Кор. 16, 14). В данном случае, когда «не от хорошей жизни» женщина возлагает на свои хрупкие плечи бремя ответственности за семейное благосостояние, принимает сама все важные решения, видя в муже всегдашнюю готовность следовать этим решениям, — не следует ни ей, ни ему забывать, что Истинным Главою каждого из нас является Христос. «…Без Мене не можете творити ничесоже», — говорит Господь (Ин. 15, 5).

И если женщине удается избегать духа самопревозношения, самолюбия, если она сохраняет чуткость и тактичность: принимая решения, не уничижает пассивную, инертную свою половину, сознает себя смиренной рабой Всемогущего Господа, — честь ей и хвала! В утешение таким подвижницам «на семейном фронте» хочется процитировать одну из заключительных глав книги Притч, где речь идет о добродетельной супруге:
«Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Притч. 31, 15 — 31.)

Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви.
Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ

Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям. Общие заботы супругов облегчают для них скорби; общие радости для них обоих восхитительные. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудости само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожелания, печатью необходимой привязанности. У них одно питие из домашнего источника, которого не вкушают посторонние, которое не вытекает никуда и никуда не притекает. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу, и взаимною любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает к Нему, потому что больше имеет побуждений.
Святитель Григорий БОГОСЛОВ
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.