Курс лекций, справка, на выход, следующий!

Дискуссию об огласительных беседах перед крещением продолжает игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Саратов).
Игумен Нектарий (Морозов)

Игумен Нектарий (Морозов)

Курс лекций, справка и… это всё?

Можно превратить огласительные беседы в подобие лекций информативных, емких, но всё же именно лекций: не трогающих сердце, не достигающих его глубины. Так что по завершении «курса» и получении «справки» (выдаются порой и такие «документы») человек испытывает подчас некоторое разочарование: неужели это всё?.. Всё, что следовало узнать о христианстве прежде, чем стать христианином самому?

Так бывает и нередко. И, наверное, есть только один способ этого избежать: не относиться к подготовке формально, не думать, что «лекции» достаточно, но с самого начала беседовать с человеком, ориентируясь на его отклик, стараясь этот отклик вызвать, задеть за живое, разбудить, если очевидно, что собеседник «дремлет».

Риск подойти формально есть практически всегда. Особенно когда мы движимы уверенностью: если человек пришел креститься, он обязательно, во что бы то ни стало должен быть крещен. Должен и в то же время не должен. Последнее в том случае, если он не понимает, какой выбор, принимая крещение, он совершает.

Готов ли человек жертвовать временем?

Еще сравнительно недавно огласительные беседы перед крещением были лишь частной инициативой отдельных священников, логично считающих, что крестить человека, к таинству не подготовленного, не понимающего, как должна измениться после крещения его жизнь, по меньшей мере, не вполне разумно. В настоящее время же оглашение стало практикой общецерковной.

Этому можно только радоваться: слишком часто прежде крещение или восприемничество оставалось для человека не более чем некой формальностью, данью традиции или же следованием какому-то неясно ощущаемому велению сердца, которое нередко так и оставалось впоследствии неясным. А сегодня человек готов к тому, чтобы пожертвовать своим временем и силами, посетить несколько бесед, прочесть Евангелие и подготовиться к первой в жизни исповеди (если речь идет о крещаемом) или к исповеди после долгого перерыва (так нередко бывает с крестными). Значит, намерения его серьезны и он готов ради принятия таинства к какому-то труду и, возможно, будет стараться жить христианской жизнью впоследствии.

Какие вопросы задать?

Без вопросов не поймешь, что в сердце человека, с чем он пришел. Собственно, с них и должен разговор начинаться: почему вы решили принять крещение или крестить ребенка, или стать крестным? Что за этим решением стоит, на чем оно основывается? Вы хотите креститься, это очень хорошо, но в чем причина этого? Вы хотите, чтобы ваш ребенок был православным, и это замечательно, но точно ли вы уверены, что сознательно выбрали Православную Церковь, а не католическую и не протестантскую? Очевидно, что спрашивать об этом надо те ответы, которые приходится слышать то и дело, свидетельствуют об этом совершенно недвусмысленно.

Диалог вместо монолога

Вообще гораздо лучше, когда оглашение строится как диалог живой и естественный, когда священник постепенно узнает того, кто к нему пришел, понимает, какое именно слово здесь необходимо, может по глазам собеседника понять доступна ли ему та форма изложения истин жизни и учения христианского, которую он выбрал, или же говорить надо совсем иначе проще и короче, потому что иначе ничего ровным счетом не запомнится, не вместится.

Только в диалоге можно узнать, какая есть у человека в сердце боль, какие препятствия стоят между ним и Богом, в какой помощи со стороны священника нуждается он прежде всего. В диалоге могут, должны зародиться те личные отношения, те начатки доверия, которые позволят человеку приходить к этому же священнику впоследствии на исповедь или для совета, для такого же искреннего, доверительного разговора.

«Креститься я не буду, мне это не нужно»

Сильнее всего мне врезался в память один человек с ним мы беседовали давным-давно, в то самое время, когда оглашение было личным делом священника, выражением его понимания пастырского долга. Я рассказывал ему о любви Божией к человеку, о Евангелии, о жизни со Христом, о тех заповедях, которые оставил Господь всем тем, кто желает быть Его учеником. Говорил о том, что крещение требует пересмотра всей прожитой до этого момента жизни и осмысления того, какой должна стать жизнь после него.

Он внимательно слушал, казалось, складывал в сердце каждое сказанное мною слово… А потом неожиданно оборвал меня:

Хватит. Не надо больше ничего говорить. Спасибо, что рассказали мне обо всём этом, креститься я не буду, мне это не нужно.

И прежде, чем я успел о чем-либо его спросить, он стремглав выбежал из храма. Выбежал, оставив меня размышлять о том, что именно оказалось непреодолимым препятствием для него. И еще более о другом: сколько же людей, крестившихся в то время без всякой подготовки, так и не узнали, что у них подобные препятствия тоже есть? И не только этого, но и вообще ничего не узнали…

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Медведев запретил требовать от россиян справку о судимости и еще 84 документа

В списке, в частности, есть справки о нарушениях ПДД, выписки из ЕГРЮЛ и информация о прохождении…

Господь не спросит, ходил ли ты на огласительные беседы

Что важнее – забота о ближнем или богословские формулы?

Специальное предложение: крещение за тридцать тысяч рублей

Что делать с родителями младенцев, которые хотят всё и сразу