Курская Коренная пустынь: корень свободы (+ФОТО)

|

История Курской Коренной ярмарки уходит своими корнями в глубину веков. Первое официально засвидетельствованное упоминание о ней относится к 1708 году. Монастырское же предание относит ее начало к 1618 году, к началу крестных ходов, и связывает ее зарождение с большим стечением богомольцев в Коренную пустынь. Традиция проводить ярмарку в Курской Коренной пустыни была возрождена в 2001 году.

Курская Коренная пустынь – место для ярмарки!

В 6 утра сон как рукой снимает, когда в Курске на вокзале первый встречный – африканец. Когда видишь его на крестном ходе, удивления уже куда меньше.

– Это дипломат из посольства Анголы, – буднично заметит чиновник из администрации.

Ангольский дипломат нисколько не смущается, что он тут, в Курске, на церковном празднике, один. В голове вертятся строчки поэта про негра преклонных годов, который русский выучил только б за то, что на нем разговаривал Ленин…

Анголец молод. Русский выучил. Его не изумляют тысячи людей, что выстраиваются в крестный ход на улице Ленина…

В его системе координат, в отличие от нашей, не возникает путаницы и недоумения, как советские люди, жертвенно помогавшие его стране выстоять против одичалого капитализма, когда он еще был ребенком, теперь сподобились потрудиться над возрождением веры и собиранием народных сил после десятилетий постсоветской разрухи…

Детишки и старушки устилают цветами дорогу для процессии. Цветы покупают сами, на свои более чем скромные сбережения, и несут их положить на асфальт, под ноги.

– Вы, что же, хотите идти с крестным ходом? А вас не пугают… эээ… причудливые формы русской православной духовности?

Вопрос задают мне, приехавшей из Москвы, а не ангольскому дипломату. Для людей в глубинке москвичи, похоже, более чужие, чем африканцы.

Это ведь у нас, в Москве, не в Анголе, интеллигенция с улюлюканьем и присвистом ведет атаку на Церковь, Патриарху присуждает «Серебряную калошу», с одобрением взирает, как девки пляшут в храмах, и пишет письма, чтобы Церковь за них же и заступалась…

– Нет, меня не пугает русское православие, я и сама православная…

– Ну вот и слава Богу, – мирно соглашается мой собеседник.

И ведет испытать мое православие к епископу.

Похоже, тяжесть падает с его плеч, когда я не руку протягиваю владыке, а подхожу под благословение…

Курская губерния до революции была на втором месте после Московской по числу храмов. Теперь здесь из руин восстали семь монастырей. Поистине, чудо – как в одночасье обнищавший народ смог превозмочь себя и по камешку на обломках советской промышленной мечты начал строить храмы.

В Знаменском соборе в 30-е годы был кинотеатр, а в Курской Коренной пустыни – санаторий. Святые колодцы залили бетоном. За всякое участие в обрядах карали, но народ упорно весной и осенью шел крестным ходом – старушки и внучки. Фотографии этих ходов есть в партийных архивах, некоторые достались церковному музею.

Митрополит Лавр, сыгравший ключевую роль в том, что Зарубежная церковь согласилась на примирение, приезжал сюда, в Курск, в 60-е годы инкогнито, туристом. Он сумел разглядеть, что вера в народе не угасла – в Курске об этом помнят.

История Курской Коренной иконы драматична и нечеловечески актуальна.

Курская Коренная пустынь

Нашел ее в XIII веке охотник в корнях дерева – отсюда и ее название. Икона была с войсками во всех решающих битвах. Почитание ее росло, к праздникам в ее честь была приурочена одна из трех крупнейших ярмарок в России.

Даже итальянскую оперу можно было в былые времена здесь послушать. Ярмарочный павильон строил Кваренги – но революционной ненависти к торгующим творение зодчего не пережило.

В 1898 году местный изобретатель Анатолий Уфимцев заложил под икону бомбу. Взрыв разнес все, но икона осталась невредимой. Тогда с нее сделали копию, которая сейчас находится в России.

Мотивы Уфимцева до конца не ясны. Было ему в ту пору 18 лет. Говорят, что революционером он не был, но юному купчику не нравилось, что баре на Коренной ярмарке пьют-гуляют, в карты играют, от народа сторонятся.

Счел ли он спасение иконы чудом или корил себя, что не рассчитал силу взрыва, не известно.

Суд приговорил его к 5 годам ссылки. За него вступились писатели, Горький присылал ему денег, приезжал к нему в Курск.

Монахи зла на вернувшегося после ссылки 26-летнего изобретателя не держали, с энтузиазмом использовали дары его разностороннего таланта в своем хозяйстве.

После революции Уфимцев построил ветряк и потрудился на пользу отечеству. Умер от болезни в 1936 году.

В его честь названа улица в Курске, и Церковь не предлагает ее переименовывать.

В 1919 году войска Белой армии унесли икону с собой – так она попала в Сербию, а затем в США. Стала Путеводительницей русского изгнания и председательницей зарубежного Синода.

В 2009 году чудотворный образ из Америки впервые привезли в Курск. Говорят, что зарубежные епископы глазам своим не поверили, увидев, что на крестный ход собрались 500 тысяч человек. С того времени ее привозят ежегодно. Все пожертвования во время крестного хода отдают зарубежному священноначалию. Привезут и этой осенью.

На девятую после Пасхи пятницу крестный ход следует из Знаменского собора Курска в Коренную пустынь, а в сентябре – обратно.

К слову, революция переименовала Курскую Коренную пустынь в «местечко Свобода». Верующие ничего против Свободы не имеют, только в толк до сих пор не возьмут, почему пустынь стала местечком.

Из собора выносят икону, крестный ход трогается в путь. Вдоль улицы стоят люди – многие на коленях – мужчины, женщины, дети.

– Уйди, милая, ты меня от святыни отгородила, – строго говорит бабушка, когда я протискиваюсь на мостовую, чтобы сфотографировать народ.

– Вот, это то, о чем я вас предупреждал, – улыбается мой провожатый.

– Ну ведь, правда, мешаю…

Крестный ход набирает мощь – кажется, что весь город шагает в нем.

В интернете напишут потом, что «из-за крестного хода были перекрыты все улицы, и люди опоздали на работу».

К 4 вечера крестный ход достигает пустыни. Здесь появляется губернатор, полпред президента с охраной, и полиция отсекает народ за 50 метров от монастыря – стойте и ждите, мол, пока начальство помолится.

Начальство несет икону, потеет, истово крестится. Ждет, что его будут хвалить за заботу. Но кроме чиновников никто здравиц начальству не произносит и хвалу не воздает.

Чиновники уверены, что в народной памяти можно остаться только парадоксальными решениями. А остаться хочется. И вот начинается потихоньку государственно-исторический креатив в неожиданном ключе:

– Есть мысли, не восстановить ли на ярмарке игорные дома, как прежде были для купцов, когда те по несколько суток без продыху сидели за картежным столом, с плотно занавешенными окнами, чтобы потерять счет времени?..

Народ же, едва снимают оцепление, спешит в храм и к источнику, набрать ледяной воды и окунуться.

Трудно представить такую спокойную, доброжелательную обстановку, какая установилась в Коренной пустыни: хоть на монастырских воротах и висит памятка о дресс-коде, но никто никого не останавливает, замечаний не делает.

– Да и не остановишь их – ведь к источнику идут тысячи людей, а пройти к нему можно только по территории пустыни, – говорит прихожанка.

К источнику ведет крутая чугунная лестница. Старую сдали на металлолом в разгар борьбы с «опиумом для народа». Победить не смогли. Говорят, в советские времена бабушки скатывались по ледяной горке.

За святой водой стоит гигантский хвост.

– Видите, павильон: нашлись коммерсанты, хотели святой водой в бутылках торговать – ничего у них не вышло! Прогорели! – ликует молодой парень.

А так ли уж, если подумать, велика пропасть между анти-торгашеским духом русской революции и русского православия?

В монастыре уже накрыты столы с пирожками и компотом для всех желающих.

Помолясь, напившись святой воды, окунувшись, народ неспешно гуляет по ярмарке – тут и торговли-то в настоящем смысле нет – так, одна радость.


Вы прочитали статью Курская Коренная пустынь | Ярмарка. Читайте также:

Курская Коренная икона Божией Матери

«И я помогаю!»: как организовать пасхальную ярмарку

Великорецкий крестный ход 2012

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Около 100 тысяч человек вышли на крестный ход в Петербурге

Крестный ход возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий

120 километров для паломника (фото)

Не духовный туризм, а преодоление крестного пути

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: