Школы Квебека – достижимый идеал

|

В России начинается новая волна сдачи ЕГЭ. Продолжая дискуссию о школьном образовании, мы попросили Татьяну Федорову рассказать об образовании в Квебеке (Канада)

Мне знакомы две системы образования – отечественная и канадская, хочу поделиться своими соображениями о преимуществах последней.

Татьяна Федорова

Татьяна Федорова

Свой рассказ я буду строить в виде ответов на два вопроса:

1. Что из отечественного образования не хватает канадской системе?

2. Что наоборот хорошего в канадской системе очень бы не помешало лично мне в свое время?

В первую очередь, хочу уточнить, что говорить я буду исключительно о системе образования провинции Квебек. Дело в том, что в разных провинциях свои порядки, причем зачастую весьма различающиеся между собой, поэтому я не отважусь говорить, что приведенная ниже информация характерна для всех прочих территорий.

Ответ на первый вопрос будет прост и краток. Ничего. В моем понимании квебекская система образования настолько в принципе превосходит ту российскую, которую я застала, что заимствовать из отечественного опыта не нужно абсолютно ничего.

Второй вопрос требует более обширного ответа.

Лично мне бы не помешала вся система целиком. Если брать ключевые моменты, то это:

уважение к личности ученика и его человеческому достоинству;

– искренний интерес к каждому ученику и стремление максимально полно раскрыть его потенциал, выявить склонности и помочь определиться с оптимальной профессией;

– возможность во время обучения близко познакомиться не только с академическими дисциплинами, но и с огромным спектром прочих профессий;

– отработка базовых навыков работы в команде, подготовки проектов, библиотечной работы, оформления документов, устных докладов и презентаций;

– возможность не только получать (знания), но и отдавать (благотворительные проекты, адресованные населению района и не только);

– развитие личностных качеств, формирование христианского мировоззрения;

– гибкая система выбора учебных дисциплин, адаптированная к возможностям конкретного ученика и его выбору дальнейшей специальности;

– четко детерминированная цепочка prerequisits (досл.: предпосылка, предварительное условие) для каждой последующей ступени обучения, позволяющая спланировать процесс подготовки и обеспечить получение высшего образования в зависимости от реально вложенного труда, а не от везения-невезения на экзаменах и т.п.;

–   высокий уровень школьного образования, дающий требуемый уровень подготовки без привлечения репетиторов.

Принцип организации учебного процесса сильно отличается от привычного нам, на что с непривычки часто ропщут родители-иммигранты. Считается, что основная задача начальной школы не столько дать знания, сколько выработать у детей привычку к систематическим занятиям, к самостоятельной и командной работе, регулярному выполнению домашних заданий. При этом  обучение в начальной школе строится по методу комплексному, когда программы по разным дисциплинам согласовываются таким образом, чтобы дать детям максимально объемное представление о взаимосвязи самых различных явлений и событий.

photo-franklin-school-quebec-roots-copyright-monique-dykstra-2009_5

Приведу такой пример. Допустим, темой недели является празднование Дня Благодарения. В рамках этой темы дети не только узнают историю праздника, но и массу смежной информации. День Благодарения это праздник первых европейских поселенцев в Северной Америке. Стало быть, есть повод поговорить о том, из каких стран эти люди прибыли, в какую историческую эпоху. Что в это время происходило в их странах, какие важные события? Какие известные ученые, деятели культуры, военачальники жили в этих странах в ту эпоху?  Какие были взаимоотношения между странами? Какие литературные, музыкальные, живописные произведения создавались? Что из себя представляли морские путешествия? Как вообще была открыта Америка? В чем была важность установления морского пути в Индию и Китай?

Соответственно, все дисциплины недели – математика, история, география, литература – отталкиваются от одной и той же темы и помогают детям лучше понять изучаемый материал.

В средней школе обучение идет уже с очень высокой нагрузкой, при этом в высокорейтинговые школы существует система тестового отбора. Но как говорят сами педагоги, для них важны не столько знания, накопленные претендентами в начальной школе, сколько гибкость мышления, способность решать нестандартные задачи, и личная мотивированность учиться в данной конкретной школе. Так что из двух равных кандидатов предпочтут зачислить того, который расскажет, как и почему он сам выбрал именно эту школу, а не того, который скажет, что его мама с папой сюда привели, потому что им эта школа нравится. Возраст кандидатов, кстати, 11 лет (зачисление в среднюю школу идет в середине шестого класса начальной школы).

Гибкость системы обеспечивается тем, что по базовым дисциплинам существует широкий спектр учебных программ разного уровня сложности. В двух младших классах средней школы (аналог отечественных 7 и 8-го) детям дают возможность “попробовать” все учебные и внешкольные дисциплины, чтобы помочь выявить их тип – гуманитарный или технический. Учебная программа включает фиксированное количество часов по базовым дисциплинам, плюс каждую четверть ребенок должен обязательно брать один – два дополнительных курса из так называемых “обогащающих” дисциплин – музыка, театр, живопись, фото-дело, кулинария, командные виды спорта, предмет на расширение общей эрудиции.

Планируешь на годы - посади семена. Планируешь на десятилетия - посади дерево. Планируешь на всю жизнь - учи детей.

Планируешь на годы - посади семена. Планируешь на десятилетия - посади дерево. Планируешь на всю жизнь - учи детей.

Успехи оцениваются не только учителем по данному предмету, но и начальником курса и школьным консультантом по профориентации. В течение третьего класса, если ребенок сам пока не определился, у него есть возможность попробовать еще дополнительные дисциплины. В то же самое время, с каждым ребенком отдельно работает специалист по профориентации, чтобы на основании накопленной информации и личных склонностей помочь ребенку выбрать то направление, к которому у него есть от природы наибольшие склонности.

В четвертом классе уже можно выбрать базовые дисциплины того уровня, которые соответствуют будущей специальности. Естественно, в 14 – 15 лет говорить об однозначной ориентации еще рано, но понять, гуманитарий ребенок или технарь, уже можно.

Соответственно, гуманитариям достаточно в старших классах математики минимального уровня сложности, зато для них существует продвинутый блок социо-гуманитарных наук. В свою очередь, естественникам в принципе достаточно математики среднего или продвинутого уровня. А господа будущие инженеры (как мой старший сын) предпочитают самый высокий уровень, super-advanced level. У них доля математики-физики-химии в расписании очень велика, а части дисциплин гуманитарного блока нет вообще.

У каждой учебной дисциплины есть свой код, плюс существуют жестко детерминированные цепочки, какая программа является prerequisite для какого учебного курса.  В целом учебный процесс состоит из четырех этапов:

–         начальная школа (классы с первого по шестой, по желанию можно отдать ребенка в школу совсем рано – в нулевой класс или даже «пред-нулевой», фактически являющийся детским садом при школе);

–         средняя школа (классы с первого по пятый);

–         колледж-техникум (двух- или трехгодичная программа):

–         университет.

Два первых этапа являются обязательными, третий – очень желательным, четвертый – факультативный. Однако поступить в университет, минуя техникум, нельзя, поскольку иначе из prerequisite цепочки выпадут очень важные звенья.

Для ясности приведу пример. Допустим, для поступления на инженерную специальность в университет требуется, чтобы абитуриент на последнем курсе техникума учился по программе A586. Чтобы взять эту программу, на предыдущем курсе необходимо брать А486 (коды условные).  Техникум у нас обычно двухгодичный. Стало быть, чтобы начинать техникум с программы А486, среднюю школу нужно закончить по программе А386 (продвинутый уровень) или А386Х (супер-продвинутый уровень). Это означает, что в четвертом классе средней школы математика должна быть с кодом А286 или А286Х. Гуманитарий же в 4 классе берет программу с кодом В286 или С286.

Теперь предположим, что ребенок в школе выбрал одно направление, соответственно, выстроил учебный план определенным образом, а с возрастом решил учиться в университете по совсем другой специальности. В этом случае он может в вечерней школе для взрослых или в колледже добрать необходимые prerequisits. При здешней системе образования это не составляет проблемы.

Во всех школах провинции программы с одинаковым кодом преподаются на абсолютно одинаковом уровне, поэтому по уровню знаний никакой разницы между учениками нет. В конце каждого учебного года проводятся типовые экзамены, опять-таки единые по всей провинции. Для поступления в колледж и в университет требуется только наличие всех prerequisits и определенный уровень успеваемости по итогам предыдущего учебного года (запись обычно производится на последнем году обучения). Ну и последний класс нужно все-таки закончить без переэкзаменовок.

photo-franklin-school-quebec-roots-copyright-monique-dykstra-2009_7

Отдельного внимания заслуживает воспитание социальной ответственности и милосердия, также обеспечиваемое канадской школьной образовательной системой.

Средняя школа патронирует малообеспеченные семьи своего квартала (затрудняюсь сказать, сколько их конкретно, но школа, в которой учатся мои дети, патронирует как минимум несколько десятков). Каждый год к Рождеству и Пасхе школа организует сбор продуктов, игрушек и предметов первой необходимости, плюс сбор финансовой помощи. Собственно говоря, так делают на абсолютно любом предприятии, но поскольку речь мы сейчас ведем об образовании, я ограничусь описанием только школы.

Вот такие коробки ставятся в вестибюле за полтора месяца до праздника. Все желающие могут туда анонимно положить свои дары. Между классами проводится соревнование, кто соберет больше средств, и победители торжественно награждаются.
Очень важно, что средства берутся не из родительского кармана, а ребятам дают самим заработать, продавая, например, чай, кофе, шоколад, календари. Для этого нужно самому ходить из дома в дом, из квартиры в квартиру, объяснять, на какой благотворительный проект идут средства.

Перед праздником школьники сами, под руководством учителя, упаковывают подарочные корзины и разносят их по домам нуждающихся.

В младшей школе, правда, к помощи родителей в формировании благотворительных фондов все-таки прибегают. Ежегодно проводится диктант в пользу бедствующих детей Африки. Для этого сначала дети с родителями договариваются, какую сумму каждый взрослый готов выделить за каждое правильно написанное слово. Причем в этот формуляр-обязательство могут вписаться все желающие – родители, другие родственники, соседи. Дело ребенка – уговорить как можно больше знакомых ему взрослых.

По итогам диктанта школа рассылает семьям результаты, после чего взрослые дают обещанную сумму. Звучит забавно, а на деле суммы получаются очень большие. Предположим, муж, отец и я пообещали ребенку по десять центов за слово. Полностью правильно написанный диктант из ста слов – это уже тридцать долларов только с одной нашей семьи. Двадцать пять человек в классе, двадцать классов в школе… Сколько школ в городе, я не знаю. Зато знаю, что многие подписываются на гораздо большие суммы, чем по десять центов за слово. А у детей считается делом чести написать диктант как можно лучше.

В выпускном классе нашей средней школы проводится еще такое мероприятие, в котором участвовал наш младший сын. Дети-добровольцы едут на пасхальные каникулы в Доминиканскую республику, в ее беднейший район. Там они работают, в частности, на тростниковых плантациях, и еще в разных местах. Все заработанные ими суммы идут на оплату учебы доминиканских ребят в тамошних университетах. Кроме того, дети отвезли туда огромный груз медикаментов, одежды, предметов гигиены, потому что страна в буквальном смысле слова нищая, и помощь требуется постоянно.

photo-franklin-school-quebec-roots-copyright-monique-dykstra-2009_81

photo-franklin-school-quebec-roots-copyright-monique-dykstra-2009_2Подобные трудовые десанты организуются во многих не только канадских, но и американских школах, и зарабатываемые при этом суммы получаются достаточно большими. Частично оплачиваем эту поездку мы – родители, а частично сами дети, зарабатывая на нее средства.
(Сайт Доминиканского проекта на французском языке: http://www.tiersmonde.net/)

Назову еще несколько проектов, которые курируют сами старшеклассники:

– круглогодичный сбор средств на лечение больных детей (операция Enfant Soleil) – студенческие спектакли, лотереи, аукцион цветов;

– кампания в поддержку “узников совести” в рамках сотрудничества с Международной Аминистией;

– экологический проект, направленный на экономию природных ресурсов (экономия воды, электричества, протесты против вырубки лесов…).

Я перечислила только малую часть проектов. Возраст детей, участвующих в подобной благотворительной деятельности, от 5 до 17 лет. И только в Доминикану по понятным причинам пускают лишь старшеклассников.

Таким образом, квебекская система образования формирует не просто эрудита и интеллектуала, но и социально ответственную личность, человека, готового оказать деятельную поддержку ближнему.

Фотографии: http://studioiris.ca/blog/?p=170

Читайте также:

Как нужно менять современную школу?

Проблема среднего и высшего образования: разрыв, а не единство

Священник Илия Шугаев: Научить ребенка добывать информацию, а не пичкать ею

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Для сохранения образования школьной программы недостаточно — президент

По его словам, для школьников нужны проекты в театре, кино, на телевидении, музейных площадках и т.д.

Минобрнауки: «Православная культура» не будет обязательной в школе

Ольга Васильева напомнила, что факультативность предмета предполагает согласие родителей и школы

Курс по религиозным культурам должен быть адекватно представлен в школе

Новость о том, что в российских школах предлагается ввести курс по “Основам православной культуры”, расширив уже…