Про ленивых детей

|
Психолог и психотерапевт Анастасия Бондарук – о том, как бороться с детской ленью и о типичных родительских ошибках в этой борьбе.

Как часто при общении с окружающими можно услышать: «Он такой ленивый. Не знаю, как это преодолеть, как заставить. И сам от этого страдает».

Предполагается, что лень – желание человека жить припеваючи и ничего не делать при этом. Т.е. это одновременно и уверенность, что обо мне-то должны позаботиться и одновременно желание не брать ответственность самому ни за себя, ни за других.

Читаем у Е.Попова в «Нравственном богословии»: «Ленивый медлит и выжидает, не сделают ли за него другие то дело, которое на нем лежит, а усердный… и по необходимости иной раз выполняет его дело; потому что иные дела в хозяйстве не терпят отлагательства. Таким образом, первый недобросовестно обременяет последнего». Это лень низводящая своего хозяина до состояния младенца, о котором все должны позаботиться.

И часто когда родители жалуются на бездеятельность своих детей, можно услышать: «Мой Петенька – такой ленивец», «А я прошу ее: Любочка, ну сделай хоть что-нибудь». Говорится это нежным, почти умоляющим тоном. Обычно я задаю, странный, на первый взгляд, вопрос: «Простите, а о ком вы сейчас говорите?»

– Как о ком – о своем ребенке.

– Но ему уже 13. Вам кажется, что он все еще Петенька? И его нужно умолять?

– Ой и правда, когда я говорю «Петенька», я вспоминаю фотку, где ему 4 годика.

Да что там 13. Иногда смотришь, человеку 44, а он все еще «… унчик» и «… енька» и детское выражение лица.

Кто-то скажет, что так выражается любовь. Лингвистически суффиксы ведь не только ласкательные, но и уменьшительные. Ж.Лакан писал, что язык говорит нами. Мы склонны склеивать означающее и означаемое. И если человека на протяжении жизни называть «… енька», то мы посылаем ему скрытое сообщение: «Ты – мой любимый малыш», а значит: «Я люблю тебя маленьким. Только пожалуйста не расти».

Фото: hdwallwide.com

Фото: hdwallwide.com

Неудивительно, что ребенок ничего не делает. Когда родитель сможет изменить свое отношение и скрытую обратную связь, начнет меняться и ребенок. И тогда можно говорить с ним о том, что: «Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в Евангелии понуждение не только не отвергается, но и одобряется». (Амвросий Оптинский). Если отношение не изменится, то родитель будет одной рукой созидать, призывая к трудолюбию, другой – разрушать.

Но у бездеятельности бывают и другие причины. Пишу с согласия всех героев истории…

Обратилась мама с очень обычным запросом: «Ребёнок ленивый, что делать?» Действительно, день ребёнка выглядел, как будто девочка очень ленива. Хотелось побольше поспать, не было желания делать уроки самой, отсутствовало желание следить за гардеробом. Все это несла на себе мама. И если мама, например, не успевала что-то почистить, починить, то девочка так и шла в школу.

Хотя ребёнок-то очень способный. И приготовить что-то сама могла, и спортом получалось заниматься, но не было в этом постоянства и при этом периоды бездеятельности.

Сама девочка также объясняла все свои трудности ленью. Иногда такие мыслительные вердикты закрывают попытки человека понять себя. «Почему у меня так, что со мной?» «А, все понятно. Я ленивый. Надо себя побольше подгонять». Все, поиск причины прекратился и подгоняния заканчиваются разочарованием.

Так вот важно уметь поставить под сомнения умозрительные заключения. Так ли это? И на 40 минуте беседы, когда глубже коснулись состояния ребенка, девочка расплакалась и рассказала примерно следующее: «Я себя ненавижу. Мне все в себе не нравится». На следующей встрече признания в ненависти к себе продолжались. Конечно, эпитет «ленивая» только усугублял эту проблему.

Не надо сводить все к низкой самооценке… Такая аутоагрессия лишает ребёнка возможности управлять собой и своей жизнью. Здесь вопросов много. И один из них: почему всю свою агрессию ребенок направляет на себя, причем в скрытой форме? А это формула депрессивного характера. Поэтому важно не спешить давать ребёнку оценки, не поняв его глубинного состояния. Не будем поспешны в понимании детей. Этим можно разорвать последнюю надежду ребенка на то, что его услышат.

Фото: boldsky.com

Фото: boldsky.com

Итого:

1. Задайтесь вопросами: «Каков мой вклад в то, что ребенок ленивый?», «Какую систему отношений создаю я?», «Когда я разговариваю с ребенком, привлекаю к работе, я веду себя с ним соответственно его возрасту?»

2. «Правильно ли я выставил диагноз? Это лень или мой ребенок разочарован в себе, в жизни, во мне?» И тогда стоит не критиковать, а попытаться поговорить. «Расскажи, что с тобой? Какое у тебя настроение?»

Конечно, мы не рассмотрели все возможные причины «ленивого состояния». Это может быть и исчерпанность ресурса, т.е. необходимость долго и много отдыхать, и человек отказывается от основных обязанностей. При этом не понимая, что он исчерпался.

И лень как сопротивление, не всегда осознанное. И как проблемы с витальностью. Т.е. следуя мысли Ж.Лакана, можно сказать: «Главное, не понять слишком быстро». Учимся выдерживать непонимание, только так можно что-то действительно глубоко понять. А не довольствоваться поверхностными заключениями.

А как понять? Никодим Святогорец рекомендует: «…кто хочет познать немощность свою из самой действительной своей жизни, тот пусть не говорит много дней, но хоть один день понаблюдает свои помыслы, слова и дела: о чем думал, что говорил и делал».

Читайте также:

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Я точно знаю, каким должен быть МОЙ ребенок

Как, приучая ребенка к порядку, не впасть в тотальный контроль и не навредить?

Как приучать и как не приучать к самостоятельности – советы Екатерины Бурмистровой

Понимание, где дать самостоятельность – тонкое родительское искусство

Как научить детей не сдаваться?

А заодно и научиться этому самому

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!