Правила поста – личный опыт за четверть века

|
Начинающие поститься люди обычно обращаются за советами к священникам. А что, если спросить поднаторевших в постах мирян? Своим опытом делится Владимир Берхин.

О том, как правильно поститься и как поститься неправильно, написано уже столько мегабайт текста разной степени полезности, что кажется странным что-то еще добавлять.

Владимир Берхин. Фото Анны Гальпериной

Владимир Берхин. Фото Анны Гальпериной

Собственно, как связаны Бог и странные процедуры Поста, я сказал когда-то тут.

А это текст о практике – короткий список того, что я успел понять на эту тему. Это личный опыт, не общеобязательный, следовать ему стоит только в том случае, если вы не нашли ничего лучше и уже отчаялись найти.

На этом сайте можно найти десятки куда более проверенных советов. Просто главный редактор считает, что и мое мнение будет не вредным для читателей.

Итак, что я понял о практике поста за 25 лет церковной жизни:

1. В общих правилах ценно только то, что они – общие. Постясь по уставу древнего монастыря, я пытаюсь дотянуться до опыта тех, кто этот устав писал, и надо спросить себя, насколько успешно у меня это получается, а не насколько меню формально соответствует правилам.

Постясь, «как учил духовник N», – я ищу того, что знал и понимал духовник N, и эффективность измеряется только моим вхождением в его опыт. Больше никакой ценности в «традиционных» правилах самих по себе нет, будь они хоть стотысячелетней давности.

2. Чем меньше людей вокруг знают о том, что вы поститесь, тем лучше. Вероятнее всего, если вы будете честно молчать, этого вообще почти никто не заметит.

Нам заповедано поститься в тайне (Мф., 6; 17-18) – уверяю, что это не просто так, для тренировки воли. Иоанн Лествичник вообще считал борьбу с излишней болтовней одной из главных составляющих поста как такового.

3. Традиция просить прощения перед постом – она не только для радости (хотя это почти всегда очень счастливый вечер). Это диагностический момент: входя в пост, хорошо бы понять: а к кому у нас есть претензии и кого мы не можем простить? Где проблема, которую хорошо бы начать решать?

4. Всякое человеческое действие имеет цель. Потратьте хотя бы несколько часов на размышления – а зачем вам пост? Не вообще, а именно вот в эти 7 недель – чего вы хотите добиться? Что было бы разумно для этого сделать?

Если у вас есть духовно опытный человек, которому вы доверяете и который хорошо вас знает, – посоветуйтесь с ним, для чего вам вообще всё это надо. Он же может выступить честной внешней контролирующей инстанцией – насколько ваш пост успешен.

5. Пищевые правила без изменения иных частей жизни – бессмысленны, а то и вредны. Без изменения молитвенной жизни, без работы над отношениями с людьми, без хотя бы попыток что-то улучшить в своем поведении пищевые запреты становятся либо бесцельным самомучительством (села Маша на диету, и не стало жизни близким Маши), либо демонстрацией своей религиозности.

Пост – явление комплексное, оно должно затрагивать все сферы жизни.

6. Пост касается всех сторон жизни. Пост – это, конечно, не диета, но пост – и не тренинг личностного роста, не сеанс психотерапии, не упражнение для мозга и не интенсив по терпению длинных богослужений.

Пост – это когда человек поставил себе религиозную цель и религиозными же методами старается ее достичь, прилагая целенаправленные усилия. Из этих усилий в идеале слагается система работы с собой, которая позволяет поставленных целей достигать. Всё вместе это называется словом «покаяние».

7. Поститься не может быть легко. Для себя я сформулировал это так, что поститься должно быть трудно, но не сложно.

Я не дорос до того, чтобы искать хитровывернутые духовные проблемы – они у меня вполне элементарны и для преодоления их не нужно много думать – надо немного поработать.

8. Что касается помощи ближним, то постом стоит сделать нечто в этом отношении лично для вас необычное.

9. И последнее, по мне так вполне очевидное. Я опытным путем убедился, что храмовое богослужение для Поста – совершенно неотъемлемая часть.

Прекрасно и полезно молиться дома. Но Великий пост – всё-таки дело церковное, а не личное. И проводить его вне собрания верных – значит, лишать себя и очень важной поддержки, и каких-то результатов, которых иначе не достигнешь.


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Что означают слова «Я нарушил пост»?

Пост – время свободы от страданий, в которые мы превратили свою жизнь

Счастливые постов не наблюдают

Постовые правила и каноны не абсолютны – считает архимандрит Савва (Мажуко)