Лития на могиле безбожника

На протяжении многих лет православные безуспешно призывают убрать тело Ленина с Красной Площади, предав его земле. Одновременно необходимо ликвидировать некрополь у Кремлевской стены, где захоронены более 150-ти выдающихся деятелей советской власти. Здесь лежат и старые большевики – Клара Цеткин, Инесса Арманд, Вацлав Воровский, Фрунзе и Орджоникидзе и примкнувший к ним Джон Рид. Семья Ленина – Надежда Крупская, Мария Ульянова; любимец Сталина Сергей Киров, «всесоюзный староста» Калинин, главный чекист Дзержинский, Яков Свердлов, Иосиф Сталин и Войков.

Прах идеолога воинствующего атеизма, главного безбожника Советского Союза Емельяна Ярославского тоже захоронен в кремлевской стене. Читая этот бесконечный список, куда включены и позднесоветские партийные функционеры, и маршалы, и романтические герои советской власти – летчики Чкалов и Гагарин, писатель Максим Горький, ученые Келдыш и Королев, узнаешь топонимы наших осовеченных городов. Оставшееся в центре столицы под стенами древнего Кремля, изувеченного советской властью, место оформившегося коммунистического культа – Кремлевский некрополь – один из главных символов чудовищного разрыва национального самосознания и провалов в исторической памяти.

Однако этот факт мало кого заботит, кроме православной общественности. Голубые ели у Мавзолея стерегут гроб с телом вождя, спустя 20 лет после краха основанного им государства.

Недавно очередная группа православных активистов во главе с журналистом Алексеем Реутским в очередной раз решила предпринять попытку привлечь внимание общества к этой проблеме, а заодно попробовать переосмыслить ее духовно. Великим постом они взяли на себя молитвенное делание – каждое воскресение проходить крестным ходом вокруг Кремля и молиться о благополучии России и ее народа. Однако когда этот маленький крестный ход равнялся с Мавзолеем, препятствие к этому благополучию становилось все более очевидным.

Как пишет сам Алексей Реутский на сайте журнала «Нескучный сад» «может ли это благополучие наступить, если в головах и сердцах людей по прежнему существует смута? Гражданская война не закончена, примирения с прошлым не наступило. Церковь прославила царя – мученика, объединились две ветви Русской Православной Церкви, осталось сделать последнее – похоронить тело вождя, зачинщика гражданской войны. Иначе в головах и душах людей по-прежнему будет раздрай». Поняв, что они находятся на единственном кладбище в России, где никогда не звучали слова молитвы, Алексей с другом решили это исправить. И отслужить литию у Мавзолея мирянским чином.

Допустимо ли петь «Со святыми упокой» над могилами Владимира Ленина и Емельяна Ярославского? Можно ли молиться церковно за тех, кто не только отрицал Бога, но и был повинен в массовых гонениях на верующих разных конфессий? Надо ли спрашивать у потомков похороненных, не против ли они, если над могилами их предков будут молиться? Об этом «Правмир» спросил у протоиерея Александра Ильяшенко и протоиерея Димитрия Смирнова:

Протоиерей Александр Ильяшенко:

Зачем безбожнику заупокойная служба?

Когда Ленин умер – это было в январе – ему сделали могилу в мерзлой земле и там похоронили. А когда весной все начало таять, оказалось, что место выбрали неудачно: рядом были торговые ряды, и был устроен, простите, нужник. Все это потекло и завоняло, а когда святейший патриарх Тихон проезжал мимо, он сказал: «По мощам и елей».

Это отношение великого святого мученика, страдальца, который претерпел страшные унижения именно от власти, установленной Лениным, очень значительно.

Более того, это человек, который своей целью поставил борьбу и уничтожение Церкви, воинственный безбожник, убежденный атеист, поэтому служить какие-то заупокойные службы над его могилой – просто пренебрегать его волей. Он поставил себя так. Зачем нужно в память о человеке, который считал себя безбожником, служить какие-то заупокойные службы, если при жизни ему это было категорически не нужно?

Я считаю, что это недомыслие. Более того, когда такие духовные действия верующие люди предпринимают, они должны спросить благословения у священноначалия. Они могли бы обратиться в Патриархию, написать на имя Святейшего прошение с просьбой совершить такое богослужение. Я думаю, что они получили бы отказ. Потому что, на мой взгляд, это невозможно, так как является нарушением воли самого Ленина.

Люди, которые действительно являются церковными людьми, безусловно просили бы благословение на совершение такого духовного действия. А раз они не просят, значит они не глубоко церковные люди. Я могу пожелать им укрепления веры и воцерковления в своей жизни.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Кощунство, достойное сожаления

Это такое безумие, которое обычно кончается тем, что люди начинают жалеть сатану, со всеми вытекающими отсюда последствиями – Ганнушкина, больница Алексеева и прочие замечательные и нужные заведения.

Ну, а пока это выглядит как некое кощунство. Ничего, кроме сожаления это не вызывает. Как те люди не понимают, что они творят, так и эти. Когда я был в детском саду, среди детей ходила такая фраза: “На больных не обижаются”.

Так я к этому и отношусь. Как к болезненным явлениям разрушенного религиозного сознания.

Читайте также:

Десталинизация, деленинизация — христианизация

Отпевать ли Ленина?

Одной ногой в могиле

Как били Ленина

Ленин навсегда?

Кого анафематствовал Патриарх Тихон, или верить ли обещаниям коммунистов?

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
К 60-летию ХХ съезда КПСС: Хрущев разоблачил культ личности, но не сталинизм

А стоило ли разоблачать культ личности? В чем отличия антикоммунистических преобразований в Китае от наших НЭПа…

Путин о захоронении Ленина: Не нужно предпринимать шаги, которые могут разделить общество

Президент также пояснил, что именно он имел ввиду, когда говорил про бомбу, заложенную Лениным под здание…

10 статей о Ленине

Ленин не был членом Церкви. Он вообще не был христианином. И совсем не по неведению, а…