Лиза не говорит, но общается

|
Если ребенок не говорит, это не значит, что он не сможет общаться и развиваться, специалисты умеют работать с такими детьми.
Лиза не говорит, но общается

Рассказывает руководитель центра «Вместе весело шагать» Ирина Скуратовская:

Ирина Скуратовская

«На развитие детей с множественными нарушениями влияет очень много факторов. Установить, в каком состоянии ребенок именно сейчас, бывает очень сложно. Это можно понять, например, по взгляду (иногда он «пустой», а иногда – совершенно осознанный), по тому, как ребенок реагирует. Специалист побуждает ребенка к какой-то деятельности и наблюдает за его реакцией, насколько ребенок активен, вовлечен, пытается ли он повторить действия преподавателя. И здесь не важно, получается или не получается у него выполнить какое-то действие, перед нами не стоит задача, чтобы получалось. Наша задача – вовлечь ребенка в деятельность».

Лиза родилась глубоко недоношенной, врачи сомневались в ее жизнеспособности. Сейчас Лизе 9 лет. У нее ДЦП и многочисленные нарушения, не только двигательные, но и ментальные, поэтому в развитии девочка отстает.

Лиза – своеобразный ребенок. Она не говорит, но понимает обращенную речь, вокализирует, то есть произносит звуки, отражающие рисунок слова. Когда нужно сказать «да», Лиза дает руку, а если «нет», то убирает ее. У нее есть чувство юмора, она любит посмеяться, понимает простые шутки. Любит советские мультики, но не играет в куклы. На вопрос о том, на какой возраст развита Лиза, ответить непросто: иногда она не может сделать то, что под силу и двухлетке, а иногда вполне справляется с заданиями для шестилетних.

Ходить, держась за мамину руку, Лиза начала только в 7 лет, но именно тогда у нее случился приступ эпилепсии, отбросивший девочку в развитии назад. Сейчас многие навыки приходится восстанавливать заново, этим занимаются специалисты в центре «Вместе весело шагать», Лиза ходит сюда с начала 2017 года.

На первых занятиях Лиза сразу же сбрасывала со стола все наглядные пособия и обучающие материалы. Сейчас она уже так не делает, а спокойно сидит за столом и занимается. Специалисты перешли к следующему этапу – учат ее алгоритму манипуляций с предметами. Педагог корректирует процесс и описывает его: «Лиза взяла красную деталь от пирамидки, а синий стаканчик положила на стол». Даже если ребенок понимает не все из того, что говорит преподаватель, это создает фон, фиксирует деятельность, служит, как подпорка. Ребенок может это использовать. После того, как ребенок понял, что с предметами можно выполнять разные манипуляции, у него появляется возможность проявлять собственную инициативу. На следующем этапе Лизе будут предлагать исследовать разные предметы, самостоятельно изучать их возможности.

Лиза не ходила в детский сад, единственным человеком, который интересовал ее на детской площадке, была мама. Но сейчас любимое занятие Лизы – смотреть на то, как в школе на переменах сверстники играют и бегают, сама она пока что играть и бегать с ними не может, передвигается на коляске. Лиза ходит в школу для детей с ОВЗ, где педагоги занимаются с ней индивидуально.

Мама Лизы, Алина, говорит, что не ждет от занятий в центре чудес, но радуется любому маленькому результату. Руки у Лизы сейчас двигаются свободнее, уменьшилась спастика, но прежде чем девочка научится есть самостоятельно, ей предстоит долгий путь. Первый шаг уже сделан – ложку Лиза держит. На занятиях ЛФК Лизу учат владению своим телом, с этим у нее после приступа эпилепсии не все хорошо. Девочка стала более активной, включается в работу, ей интересно. Выяснилось, что ей нравится музыка, когда кто-то поет, она тоже начинает вокализировать.

«Я рада, что мы нашли центр «Вместе весело шагать», где длительный курс реабилитации. Раньше в других местах были интенсивы по 2-3 недели, приходилось ездить на занятия каждый день, или выезжать куда-то в другой город, жить в незнакомом месте и заниматься – это очень тяжело для ребенка, организму нужно отдыхать. Занятия по нескольку раз в неделю в течение длительного времени приносят результат. Я, конечно, хочу, чтобы у Лизы появилась какая-то речь, но понимаю, что это – из области фантастики. Мы слишком поздно начали заниматься речью», – говорит мама Лизы.

Но отсутствие речи не значит, что человек не сможет общаться и выражать свои чувства, именно над этим работают с Лизой специалисты. В следующей публикации мы расскажем вам о мальчике, которого привели в центр «Вместе весело шагать» в более раннем возрасте, и о том, над чем работают специалисты, развивая речь у детей с РАС.

Тридцать детей нуждаются в помощи. Первые слова и первые шаги ждут их на долгом пути жизни, но это возможно только в условиях длительной реабилитации и социализации под наблюдением специалистов. У каждого из тридцати детей есть возможность достичь высоких результатов в развитии, но это возможно только с нашей с вами помощью. Мы с большим удовольствием будем делиться с вами успехами детей.

Темы дня
При чем здесь «Лего», а также как накормить большое семейство и сэкономить на репетиторах
В Москве должен появиться перинатальный хоспис - там будут помогать в таких случаях, какой был у…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: