«Лодка» – опыт саморефлексии и возвращение к реальности

|
Исследовательская служба «Среда» выпустила первый номер обозрения «Лодка». Первыми впечатлениями о нем делятся ученые, журналисты, преподаватели.

«Лодка», которую есть смысл поберечь

Алексей Лидов, академик РАХ, директор Научного центра восточнохристианской культуры, зав. отделом Института мировой культуры МГУ:

Алексей Лидов

Алексей Лидов

«Лодка» кажется удачным названием. Для меня в нем заключен образ Спасения и главной лодки в истории человечества – Ноева ковчега. Мы все плывем в одной лодке под названием Россия: и верующие, и неверующие, и христиане, и иноверцы. Да и православные люди, которые едины в своей вере, смотрят на многое по-разному – и в политике, и в экономике, и в социальной жизни.

И нам всем имеет смысл поберечь нашу лодку.

Своей важной задачей издание считает отражение событий в религиозной жизни России и мира. Если «Лодке» удастся стать зеркалом, которое без искажений отражает происходящее в религиозной жизни, это будет большим достижением. Потому что такого зеркала пока нет.

Зеркала, которые сегодня отражают православную жизнь, на мой взгляд, по преимуществу кривые или кривоватые.

Официальные рассказывают, как у нас всё замечательно, как мы движемся от победы к победе. И иногда эти рассказы сильно напоминают пропаганду, которую многие из нас помнят с детства. В ней звучало, как советский народ каждым своим шагом приближался к победе светлого будущего.

Есть и другое зеркало, которое вызывает в памяти образы из «комнаты смеха». Это зеркало социальных сетей и доморощенных критиков православия, которые часто не имеют никакого представления о предмете, а просто испытывают злобу и раздражение практически на всё, что происходит в непонятной им среде.

В этой ситуации чрезвычайно важно наличие прямого и объективного зеркала, отражающего реальность. Оно бы позволило понять, что происходит в нашей православной жизни. Особенно это важно потому, что у нас нет ответов на самые существенные и простые вопросы.

Например, мне очень давно хочется узнать, сколько человек в России по воскресеньям ходят в храм или хотя бы бывают в храмах на Пасху. То есть, какой процент населения России можно назвать воцерковленными православными. Так же важен ответ на простой вопрос: как много людей в своих домах держат иконы не для украшения интерьеров или в качестве оберегов, а для ежедневной молитвы.

Подобных вопросов очень много и ответить на них необходимо, дабы понять, что сейчас происходит в Русской Православной Церкви. Например, сколько людей уходят из Церкви и почему? А мы видим, что такой процесс имеет место, особенно среди образованных людей.

Мы, на мой взгляд, вступили в полосу очень серьезного кризиса, о котором надо говорить максимально объективно и вдумчиво с фактами в руках. Болезнь лозунгами не вылечишь.

Но пока такого разговора, к сожалению, не получается, поскольку он вступает в конфликт с идеологическими стереотипами. И мне думается, что если издание «Лодка» найдет силы быть мужественным и независимым, не боящимся говорить иногда горькую правду, то это будет во многих смыслах полезное издание. Ведь оно будет ставить перед нами зеркало, глядя в которое мы сможем понять, кто же мы такие и куда мы идем?

Особенно важно, что издание ориентировано не на узкую академическую среду, а на широкую аудиторию думающих людей, в первую очередь – православных, которые хотят понимать, что происходит в нашей Церкви и вообще в современной духовной жизни. Мы заслужили такое издание, и хочется верить, что «Лодке» не помешают плыть избранным курсом.

Хороший опыт саморефлексии

Александр Агаджанян

Александр Агаджанян

Александр Агаджанян, доктор исторических наук, профессор Центра изучения религии при Российском государственном гуманитарном университете:

На мой взгляд, «Лодка» – живой, яркий, интересный журнал, представляющий некоторый срез как академических, так и публичных дискуссий о религии и о религиоведении.

Тема номера – «Кто и зачем изучает церковную жизнь» – хороший опыт саморефлексии тех, кто изучает религию. Впрочем, странно, что Круглый стол во второй половине выпуска дает анонимные реплики.

Кроме того, речь идет, конечно, о внутрироссийских рефлексиях – в очень слабой мере всё это отражает мировой опыт (кроме нескольких небольших реплик), и даже оставляет молчащими коллег из постсоветских стран, в том числе Украины, включение которых было бы и естественным, и интересным. В будущем хотелось бы видеть и другие религии, особенно ислам, что сейчас важно.

И последнее: поражает тот факт, что в Межконфессиональном календаре «Вероисповедания России» (см. в конце выпуска) 25 декабря – обычный, ничем не отмеченный будний день.

Внимание к нюансам

Константин Антонов

Константин Антонов

Константин Антонов, доктор философских наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

Надо сказать, что я не могу быть совершенно объективным в данном случае, потому что я всё-таки что-то написал для сборника. Но тем не менее замечу: нам надо всячески приветствовать такое начинание, поскольку эта попытка собрать мнения экспертов по актуальным вопросам религиозной, церковной жизни представляется очень важной.

Так же и представленные в сборнике попытки собственного анализа заслуживают всяческого внимания и поддержки, потому что там видна тенденция обратить внимание на такие нюансы, на которые в социологических исследованиях обычно внимания не обращают.

Еще один важный плюс – работа рассчитана на широкий круг людей: и на специалистов, и на неподготовленного или недостаточно подготовленного, но интересующегося читателя, перед которым возникает некоторая панорама мнений, проблем, вопросов.

Но, при всём при этом, мне видится несколько проблем. Во-первых, некоторая пестрота и чрезмерная краткость материалов. Она связана с расчетом на широкую аудиторию, и потому много картинок, схем. С одной стороны, вроде бы хорошо и привлекает внимание. Но, с другой стороны, это немного уводит от сути, можно сказать – «рябит в глазах».

Второй момент, который бы я отметил – это некоторое избыточное акцентирование церковной тематики, даже не столько в содержании, сколько в форме: отсылки к житиям святых и так далее, что, как кажется, не придает аналитике дополнительного смысла. Читателя нецерковного это может несколько отпугивать. А читателя церковного может несколько дезориентировать относительно содержания.

И еще один момент по поводу того, что нуждается в дальнейшей доработке – подбор экспертов, особенно иностранных. Не всегда понятно, по какому принципу они подобраны. Иногда то, что они говорят, явным образом нуждается в комментарии. Не очень ясна грань, скажем, между социологами и религиоведами.

Например, у человека спрашивают: «Что вы посоветуете почитать по религии вообще», имея в виду, вероятно, именно аналитическую литературу, а человек отвечает: «Читайте Святых Отцов». Конечно, Святых Отцов надо читать, но является ли это чтением, вводящим в религиоведческую проблематику, не очень ясно.

Работа, которая возвращает людей к реальности

Елена Зелинская

Елена Зелинская

Елена Зелинская, вице-президент «МедиаСоюза»:

Служба «Среда» уже много лет исследует одно из самых малоизученных информационных пространств.

В основном, когда касаются религиозной проблематики, затрагивают лишь «верю, хочу верить, чтобы было так». А «Среда» всё-таки дает нам реальную картину, настолько, насколько это возможно.

Такие исследования – борьба с мифотворчеством в любой области сейчас очень полезны: мифы застилают глаза, забивают уши и особенно мозг. И поэтому нет ничего нужнее, чем работа, которая возвращает людей к реальности.

Второе, что мне понравилось – очень широкий разброс мнений экспертов, которые отстают друг от друга на 180 градусов. Например, знаменитый профессор Андрей Зубов и не менее знаменитый протоиерей Димитрий Смирнов не просто высказывают различные точки зрения, они демонстрируют две совершенно разные мировоззренческие позиции. И практически каждая из ныне существующих позиций представлена экспертом, который уже имеет и имя, и наработанный багаж публикаций и высказываний. Так что к этим мнениям прислушиваться интересно.

Ну и третье, что хочется отметить – это сам дизайн. «Лодка» в этом смысле интересно сделана. И взгляду не скучно, он всё время двигается, и использованы самые разные способы удержания внимания читателя.

Без страха субъективности

ндрей Золотов

Андрей Золотов

Андрей Золотов, журналист:

Сборник «Лодка» только вышел, и я не успел подробно в него вчитаться, поэтому рассказываю впечатление после первого просмотра.

Это издание, которое хочется внимательно изучить и иметь у себя, поскольку «Лодка» – попытка серьезного взгляда экспертного сообщества в области религии на самого себя. Попытка посмотреть в зеркало и одновременно – попытка посмотреть вокруг, после чего – сделать своего рода каталог того, что и кто у нас есть в изучении религиозной жизни.

Если бы добавить в сборник адреса и телефоны, чего, честно говоря, мне немного не хватало, то получился бы еще и хороший справочник.

В то же время это справочник, у которого есть человеческий голос. Здесь реальные люди говорят и о себе, и о своих коллегах, и о тех проблемах, которые стоят перед такой сложной дисциплиной, как религиоведение. Тот факт, что сборник посвящен памяти рано ушедшей социолога Юлии Синелиной, добавляет специализированному, казалось бы, изданию человеческого звучания.

В итоге получился портрет современного российского религиоведения, представители которого по-разному смотрят на конкретные вопросы и проблемы. А также здесь дается и некоторый обзор ситуации с этими вопросами в мире.

Интересно, что эксперты на одни и те же вопросы отвечают часто просто противоположными мнениями. Например, на вопрос, растет ли интерес к изучению религии в мире, одни говорят, что падает, а другие говорят, что, наоборот, растет. И это показывает, насколько сложен для объективного взгляда процесс исследования религии. В нем очень много субъективности, которой этот сборник не страшится. Именно поэтому здесь есть имена и лица отвечающих. Главный вывод, который напрашивается после чтения сборника – настоящий запрос на научное познание религии как «извне», так и «изнутри» в России еще только формируется.

Интересны своеобразные виньетки, которые добавляют полноты в общую картину. Например, мне была очень интересна статья о 10 запросах по религиозной тематике в «Яндексе» и «Гугле». Это показательные моменты.

Ничего лишнего

Сергей Худиев, публицист, богослов:

Выпуск сборника «Лодка» исследовательской службы «Среда» – очень обнадеживающий знак. Очень важно, когда религиоведением и социологией религии занимаются изнутри, верующие, церковные люди, когда взгляд на социальную динамику, связанную с Церковью и, шире, религиозной жизнью общества связан с христианским восприятием мира.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

С одной стороны, конечно, наука объективна, и ее результаты не должны зависеть от личных убеждений исследователя; но с другой – задачи, которые он перед собой ставит, вопросы, которые он задает, угол зрения на реальность могут зависеть от того, что ему нужно.

Социолог, привлеченный коммерческой компанией, будет интересоваться возможностью продвижения того или иного продукта, политиком – политическими настроениями людей, для христиан важно понять состояние умов и сердец в отношении веры и Церкви.

Это необходимо во многих отношениях, прежде всего для миссионерской и апологетической работы.

Хочется отметить очень удобное для восприятия оформление и верстку выпуска – информация подана максимально доступно и наглядно. Интересен и ее подбор – в выпуске нет ничего, что мне бы показалось лишним или неважным.

Например, «Снижает или повышает религиозность высшее образование?» – догадывался, что снижение религиозности среди образованных людей – характерно американский феномен, который не проявляется в других странах, но очень интересно (и важно для меня как для апологета) было увидеть подтверждение.

С большим интересом буду ждать следующих выпусков сборника – и горячо желаю сотрудникам «Среды» развивать этот успех.

Новая «Лодка» и древняя традиция

Михаил Тарусин, руководитель отдела социальных исследований Института общественного проектирования:

Михаил Тарусин

Михаил Тарусин

Новый сборник службы «Среда» оставляет очень благоприятное впечатление. Он является логичным научно-популярным информационным продолжением усилий службы по разговору на столь важную для всех нас тему. Название также представляется удачным, тем более что оно отсылает читателя к древним христианским традициям.

Сам сборник интересен, разнообразен по тематике и подаче материала, глубине и смысловому ряду. Конечно, всегда можно найти повод для критики, но сегодня мне хочется отметить только несомненную удачу творческого и научного поиска издателей сборника.

Вместе с тем хочется обратить внимание на следующие возможности будущего развития этого издания. Разговор о религии крайне важен для человека и общества, и потому вечен.

С этой точки зрения у издания, при его несомненном качестве, всегда будет свой читатель. Но хотелось бы, чтобы авторами «Лодки» была поставлена конкретная сверхзадача, придающая цели сборника стратегический смысл.

Такой сверхзадачей может быть разговор в двух направлениях – научном и методологическом. Научная сверхзадача должна исследовать сегодняшнее национальное состояние российского общества.

Вопрос должен стоять предельно конкретно – находимся ли мы в состоянии общего национального кризиса или нет?

Если кризис есть, то где его истоки, как этот кризис развивался, какова роль советского периода нашей истории в его развитии, роль новейшего времени в истории кризиса – если он, конечно, вообще есть.

Я лично убежден, что мы сегодня оказались в глубокой яме общенационального кризиса, причем оказались в ней еще в конце позапрошлого века. Нравственные причины кризиса лежат в отпадении русского человека от Бога, но есть и иные внешние причины, говорить о которых сегодня необходимо. Как необходимо говорить о реальной роли советского периода в разрушении русской цивилизации, о губительном периоде либерализации недавнего прошлого и об отсутствии национальной цели дня сегодняшнего. Много о чем нужно говорить, и страницы «Лодки» много выиграли бы от такого разговора.

Также хорошо было бы поговорить о системном кризисе в самой социологии, о давнем засилье в ней голого прагматизма и отсутствии в ней человека, которого давно заменили безликие социальные группы. Возвращение социологии человека как Божьей твари, с душой, которая во многом определяет личность человека и его поступки, есть разговор о сущности социологии как науки, ее будущего и ее актуальности для понимания общественного и личностного нравственного развития.

В заключение позвольте выразить свою благодарность коллективу службы «Среда» за их нужную и важную работу, пожелать дальнейших успехов и поздравить с наступающим Рождеством и Новым годом!

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Перед зеркалом

Исследовательская служба «Среда» выпустила первый номер обозрения «Лодка»

Три миллиона записей о Пасхе в соцсетях, или Где они, «люди в красном»?

О Пасхе в соцсетях, яйцах в шляпках и о том, куда хорошо бы было направить новый…

Страстная седмица в соцсетях: первым делом – о рецептах, лишь потом – о Боге

Кто, как часто и какими словами пишет о празднике Пасхе в социальных сетях

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: