Любовь английского фотографа к деревянным храмам Русского Севера (ФОТО)

Коммунизм, коллективизм, плесень, личинки и периодические разграбления не смогли полностью уничтожить великолепные русские деревянные церкви, но банальное пренебрежение может довершить начатое. Их осталось всего несколько сотен, и эти чудеса национальной архитектуры разбросаны по огромной территории самой большой страны в мире.

Чуть более десяти лет назад британский архитектурный фотограф, Ричард Дейвис, решил запечатлеть эти хрупкие поэтические шедевры. В результате появилась книга об аскетичной заброшенной красоте — «Деревянные храмы: путешествуя по русскому северу». В ней Дейвис рассказал, как они вместе с писательницей Матильдой Моретон проехали сотни миль, чтобы отыскать уцелевшие экземпляры из тысяч церквей с куполами-маковками, построенных со времен Крещения Руси князем Владимиром в 988 г.

Пермогорье, Архангельская область. Георгиевский храм (1665 г.)

Пермогорье, Архангельская область. Георгиевский храм (1665)

— Почему русские храмы?

— Когда я был еще ребенком, мама как-то принесла запись скрипичного концерта Мендельсона в исполнении Яши Хейфеца. А с другой стороны был концерт Прокофьева. Мои друзья «тащились» от Rolling Stones, а я — от Прокофьева.

— Но проект с русскими храмами начался спустя несколько десятилетий.

— Однажды на выставке открыток я увидел открытки с изображениями русских церквей. Мне стало любопытно, сохранились ли хоть какие-нибудь из них. Я хотел проехать по этим деревням, и тогда друзья познакомили меня с Александром Поповым, профессором атмосферной физики, и он согласился повозить меня по этим местам.

— Но как вы искали деревянные храмы, ведь у вас не было ни путеводителя, ни списка?

— Мы объехали весьма небольшую часть России, и все равно это оказалась огромная территория. Когда мы отправились в первую поездку, у нас ушло два дня на то, чтобы добраться до места назначения. Мы изъездили ту местность вдоль и поперек, провели там около недели и нашли шесть или семь церквей, каждую отмечали галочкой.

— Дорога была тяжелой?

— В первые годы мы проехали сотни километров по проселочным дорогам. Ты едешь много часов поряд, но не устаешь. Кругом леса, дремучие леса, каких я никогда раньше не видел.

— Наверное, погодные условия создавали сложности для съемки?

— Я много фотографировал в Архангельской области. Когда я находил церковь, то снимал вне зависимости от погоды. В какой-то момент я осмелел настолько, что начал ездить зимой, когда температура падала настолько, что, казалось, еще немножко, и ты замерзнешь насмерть. Приходилось следить, чтобы пальцы не примерзли к фотоаппарату.

Местные жители сильно удивлялись при виде Фольксвагена с иностранцами, которые искали полуразрушенные церкви?

— В последнее время люди стали восстанавливать некоторые из них. А когда я был там в первый раз, они никому не были нужны. История — штука непростая. На обложке книги — церковь в Подпорожье. Когда я приехал туда с Алексом впервые, мы спросили у одного парня из местных, есть ли у кого-то ключ от церкви. Нам ответили, что ключа нет. На следующий год я вернулся туда с Матильдой, и тот же человек снова сказал нам, что ключа нет. Пока Матильда с ним разговаривала, он вдруг встал на стул на кухне, пошарил на шкафу и достал жестянку, в которой лежал ключ.

— Когда вы говорите о непростой истории, вы имеете в виду конкретно Сталина, фашистов, распад Советского Союза?

— Все вместе. Некоторые церкви реставрировали во времена того или иного режима. Некоторые перевозили. На фасаде многих храмов до сих пор висят таблички о том, что здание находится под охраной государства, хотя ни о какой охране речь давно не идет. Если что и сохранилось, то исключительно благодаря местному населению. Зачастую же из этих церквей забирали даже иконы и делали из них поилки для лошадей, полы или просто пускали на дрова.

— Почему деревянные церкви так быстро разрушаются?

— Потому что они построены из цельных бревен. Если внутрь попадает вода, они начинают гнить. Единственный способ их спасти — полностью разобрать и заменить сгнившие бревна новыми. Однажды мне прислали фотографии разобранной церкви — бревна просто оставили гнить, а деньги на ее реставрацию куда-то исчезли.

— Если говорить о деньгах, деревянные церкви обречены?

— Одной из идей, стоявших за нашим проектом, было рассказать людям об исчезающей красоте, пока не поздно. Возможно, вмешается какой-нибудь олигарх, возможно, — государство. Например, стоимость реставрации практически всех церквей, упомянутых в книге, сопоставима со стоимостью центрального нападающего Челси.

Перевод статьи из New York Times Ольги Антоновой специально для “Православие и мир”

Фотогалерея с сайта Ричарда Дейвиса

Пермогорье, Архангельская область. Георгиевский храм (1665 г.)

Пермогорье, Архангельская область. Георгиевский храм (1665)

Погост Самино, Архангельская область. Илиинский храм (1692 -1702)

Погост Самино, Архангельская область. Илиинский храм (1692 -1702)

Кижи, Карелия. Преображенский храм (1714)

Кижи, Карелия. Преображенский храм (1714)

Коккоила, Карелия. Варваринская часовня (ранее XVIII в.)

Коккоила, Карелия. Варваринская часовня (ранее XVIII в.)

Космозеро, Карелия. Храм прп. Александра Свирского (1769)

Космозеро, Карелия. Храм прп. Александра Свирского (1769)

Усть-Яндома, Карелия. Георгиевская часовня (XVII-XVIII в.)

Усть-Яндома, Карелия. Георгиевская часовня (XVII-XVIII в.)

Усть-Яндома, Карелия. Георгиевская часовня (XVII-XVIII в.)

Усть-Яндома, Карелия. Георгиевская часовня (XVII-XVIII в.)

Лядины, Архангельская область. Покровский храм (1761)

Лядины, Архангельская область. Власиевский Покровский храм (1761)

Ошевенское, Архангельская область. Богоявленский храм (1787)

Ошевенское, Архангельская область. Богоявленский храм (1787)

Заячье, Архангельская область, Никольский храм (XVII-XVIII в.)

Заячье, Архангельская область, Никольский храм (XVII-XVIII в.)

Ракулы, Архангельская область, Воскресенский храм (1766)

Ракулы, Архангельская область, Воскресенский храм (1766)

Турчасово, Архангельская область. Преображенский храм (1781)

Турчасово, Архангельская область. Преображенский храм (1781)

Варзуга, Мурманская область. Успенский храм (1674)

Варзуга, Мурманская область. Успенский храм (1674)

Ухтома

Ухтома

Кондопога, Карелия. Успенский храм (1774)

Кондопога, Карелия. Успенский храм (1774)

Кондопога, Карелия, церковь Успения (1774)

Кондопога, Карелия, церковь Успения (1774)

Лядины, Архангельская область (1761)

Лядины, Архангельская область (1761)

Ратонаволок, Архангельская область, храм свт Николая (1727)

Ратонаволок, Архангельская область, храм свт Николая (1727)

Ратонаволок, Архангельская область, храм св. апостолов Петра и Павла (1722)

Ратонаволок, Архангельская область, храм св. апостолов Петра и Павла (1722)

Подпорожье, Арангельская область, храм св Владимира (1757)

Подпорожье, Арангельская область, храм св Владимира (1757)

Подпорожье, Арангельская область, храм св Владимира (1757)

Подпорожье, Арангельская область, храм св Владимира (1757)

Предтеча, Вологодская область, храм Иоанна Крестителя (1776)

Предтеча, Вологодская область, храм Иоанна Крестителя (1776)

Гай Требей
20 февраля 2013

Перевод Ольги Антоновой

Читайте также:

Фома на Свири (+фото)

Преображенская церковь повисла в воздухе

 

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
120 километров для паломника (фото)

Не духовный туризм, а преодоление крестного пути

Медовый Cпас глазами пользователей Инстаграма (фото, видео)

Праздничные богослужения, крестный ход и мед с деревенской пасеки

Трое в алтаре, не считая фотографа

Люди Русской Церкви в столице Азербайджана

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!