Лжепророчества о Втором пришествии

Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», № 17, 1998
Лжепророчества о Втором пришествии

В течениях сектантства, сформировавшихся на фоне постоянного нагнетания эсхатологических страстей, всегда налицо стремление к предсказанию конкретных дат Второго пришествия. Как правило, для этой цели применяется формула “день за год”, возникшая в первом столетии по Р. Х. в среде раввинов, истолковывавших так периоды времени в 1290, 1335 и 2300 дней из книги пророка Даниила. Мы встречаем подобные способы расчета у аббата Иоахима Флорского (XII в.), известного своим эсхатологическим рвением. Пользуясь этим методом, он объяснял и 1260 дней, упомянутых в Откр 11:3; 12:6.

Время шло, и разные толкователи устанавливали длинную череду дат. Американский богослов Джонатан Эдвардс (1703–58) предрек открытие царства Христова в Америке в конце XIX–начале XX в.

Европейские политические катаклизмы начала XIX века породили новый всплеск предсказаний. Англичанин Джон А. Браун в начале 1800-х гг. напечатал объяснение 2300 дней из Дан 12, доказывая, что они закончатся в 1844 г. В 1831 г. отец адвентизма Миллер “позаим­ст­вовал” у него этот год, назначив явление Спасителя на 22 октября 1844 г.; после долгих колебаний он остановился на промежутке между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Его последователь Х. Эдсон скорректировал дату конца мира, перенеся ее на 1914 г., потом — на 1932–1933 гг. Последнее предсказание адвентистов назначало апокалипсис на 1995 год.

В 1832 г. представители харизматических толков духоборов, живших в Крыму, распродали имущество и целыми семьями двинулись в Закавказье — встречать на горе Арарат Христа. В 1864 г. кавказские молокане села Карабулах объявили о Втором пришествии. Закавказские духоборы ожидали конца мира 29 июня 1895 г., когда, по их мнению, с неба должен был явиться их вождь Петр Калмыков. В 1928 г. дух сказал одной представительнице евангельских христиан пятидесятников сионистов из деревни Романовка, что надо срочно ехать на Сион встречать Христа. Подобное случалось неоднократно в сектах хлыстов, скопцов, молокан, малевановцев.

По предположениям Свидетелей Иеговы, Второе пришествие будет совершаться при их деятельном участии. “И скоро произойдет «откровение сынов Божиих». В Армагеддоне братья Иисуса будут открыты людям в их небесной славе как те, кто уничтожит врагов Иеговы1. В учении “Сторожевой башни” существует несколько дат, связанных с этим предполагаемым событием 2. Они имеют свою предысторию, уходящую корнями в прошлое.

Уже упомянутый Джон А. Браун огласил дату: 1914 г., причем получил он ее так же, как впоследствии руководство Свидетелей Иеговы. Впервые Браун опубликовал свое истолкование “семи времен” из Дан 4 в 1823 г. Согласно его методу, эти “семь времен” превращаются в 2520 лет точно таким же образом, как в сегодняшних публикациях “Сторожевой башни”. Правда, Браун начал отсчет с 604 г. до Р. Х., поэтому “дни” заканчивались в 1917 г., когда “полная слава царства Израиля найдет свое совершенство”. Дальнейшая коррекция привела к исправлению этой даты. После того, как пророчество о 1844 г. не исполнилось, произошел раскол адвентистских групп движения Второго пришествия, большинство из которых установило новые даты возвращения Христа. Одна из таких групп сформировалась вокруг Н. Х. Барбора из города Рочестер (штат Нью-Йорк). Барбор изучил работы Брауна, принял большинство его толкований, но изменил начало отсчета 2520 дней на 606 г. до Р. Х., получив в результате 1914 г. (на самом деле он ошибся в расчетах, так как добавил только 2519 лет).

Для приверженцев движения Второго пришествия Барбор издавал журнал под названием “Полночный крик”, а затем “Вестник утра”. В июле 1878 г., то есть за год до выхода первого выпуска “Сторожевой башни”, редакция “Вестника утра” заявила, что “времена язычников” заканчиваются в 1914 г.

В это время помощником редактора упомянутого журнала движения Второго пришествия стал Ч. Т. Расселл, который позже в своей статье, помещенной в номере “Сторожевой башни” от 15.07.1906 г., не скрывал факт сотрудничества с Барбором, заимствование его хронологии, многое в которой, в свою очередь, было заимствовано у Джона А. Брауна.

Толкование “семи времен” и даты 1914 г., принятые Расселлом, были связаны с 1874 г., имевшем первостепенное значение в глазах Барбора и его приверженцев (до 1914 г. были еще десятки лет, а 1874 г. только что прошел). Они считали, что 1874 г. отмечал конец 6000 лет человеческой истории, и ожидали в этом году возвращения Христа. Иногда, впрочем, назначалась другая дата вхождения человечества в седьмое тысячелетие, “тысячелетие Царства Бога” — 1872 г.

По прошествии 1874 г. пришлось наметить еще одну дату — 1878 г. “Единственная цель этого действия отметить параллельную точку времени этой жатвы, когда Он в действительности должен принять царственное положение и власть. Эта дата приходится на весну 1878 года, то есть три с половиной года спустя после Своего Второго пришествия, в начале периода жатвы в 1874 году3. Когда названные сроки прошли, наступило очередное разочарование. В это время один из членов движения Второго пришествия Б. У. Кит обнаружил, что в одном из переводов Нового Завета — “Эмфатической диаглотте”, в стихах о возвращении Христа вместо слова coming ‘пришествие’, употреблялось слово presence ‘присутствие’. Кит подал Барбору идею о том, что Христос действительно вернулся в 1874 году, но невидимо, и что Он незримо “присутствует”, выполняя дело суда.

Понятие “невидимого присутствия” позволило адвентистам, связанным с Барбором, сказать, что, в конце концов, их “дата (1874 год) оказалась верной, но ожидания в связи с этой датой были неверными4. Это объяснение было принято и заимствовано Расселом. Позже он изменил дату на 1914 год: “…глаз человека не увидит Его во время Второго пришествия, и что Он не придет во плоти <…> Иисус Христос взошел на Царство в 1914 году по Р. Х., но невидимо для людей…5.

Учение о невидимом возвращении Господа на землю и о реализации Его воли в деятельности общества Сторожевой башни противоречит яснейшим указаниям Священного Писания, свидетельствующим о видимом Втором пришествии: “ибо, как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого <…> и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою” (sper gr strapѕ xrcetai p natolоn ka fanetai wj dusmоn, otwj stai parousa toа uѓoа toа nqrиpou <…> ka yontai tn uѓn toа nqrиpou p tоn nefelоn toа oranoа met dunmewj ka dxhj pollj, Мф 24:27,30). В настоящее время Свидетели Иеговы придерживаются приведенного выше мнения Рассела, что слово parousa обозначает здесь не ‘пришествие’, а ‘присутствие’. В Новом Завете это слово употребляется и в других местах, например, апостол Павел пишет: “Я рад прибытию Стефана” (carw dќ p t parousv Stefan,1 Кор 16:17). Слово parousa явно означает здесь именно, что Стефана был в другом месте и пришел к апостолу Павлу, а не незримо присутствовал с ним в духе. Parousa Господа нашего Иисуса Христа будет совершенно явной, ибо Он “придет таким же образом, как <…> видели Его восходящим на небо” (Деян 1:11).

Сегодня несколько миллионов Свидетелей верят и учат о том, что невидимое присутствие Христа началось в 1914 г. Однако в течение почти пятидесяти лет Общество Сторожевой башни, выступая в роли пророка, относило сие событие к 1874 г. 6.

В 1922 г. было принято решение о том, что Христос официально начал править Своим Царством в 1914 г., хотя до этого иеговисты десятилетиями учили, что это произошло в 1878 г.

Современная точка зрения Корпорации на начало воскрешения помазанных христиан, умерших со времен Христа до наших дней, указывает на дату 1918 г. Ранее утверждалось, что произошло это событие в 1881 г.

Со дня своего основания Сторожевая башня учила, что “жатва” будет идти с 1878 до 1914 г., а в 1914 г. будут разрушены все учреждения этого мира, созданные человеком. Сейчас это начало “жатвы” относят к 1919 г.

Падение “мировой империи лжерелигии”, “Вавилона великого”, первоначально назначалось на 1878 г., но по причине неисполнения было перенесено на 1914, а затем на 1918 г., впрочем с тем же результатом.

Итак, в старых выпусках “Сторожевой башни” начиная с 1879 г. видна убежденность членов общества в том, что в 1874 г. Христос начал Свое незримое присутствие, то есть вошел в правление Своим Царством. Ожидался скорый переход в небесную жизнь, после которого для людей исчезнет возможность стать частью “невесты Христовой”. Все смуты должны закончится к 1914 г., когда будут ликвидированы все человеческие системы правления, которые заменит Христово Правление: “…сроки жатвы еврейского и евангельского времен параллельны не только по своему началу, но и по продолжительности; жатва еврейского времени продолжалась все 40 лет <…> Наша жатва, начавшись в 1874 году, завершится вместе с концом «дня гнева» и концом «времен язычников»7. В дополнительной статье, озаглавленной “Долго ли, Господи?”, утверждалось: “…переход из естественного в духовное состояние настанет в первой половине или к осени текущего 1881 года <…> святые перейдут в духовное состояние и дверь в высокое призвание закроется к 1881 году8. Разумеется, ожидания “помазанных христиан”, принадлежащих к “классу невесты”, не осуществились. Несмотря на это, они продолжали считать, что Христос начал Свое совершенное правление в 1878 г.: “Действительное присутствие Господа как жениха и жнеца — октябрь 1874 года н. э. Власть и титул царя, принятые спустя 3,5 года — 1878 год н. э. Номинальный христианский дом отвергнут; очищение духовного храма. Полное разрушение номинального христианства, совершившееся через 37 лет после отвержения или через 40 лет после начала жатвы — 1914 год н. э.9. В 1911 г. Сторожевая башня все еще утверждала, что “Вавилон великий” пал в 1878 г., а его “полный конец” придет в октябре 1914 г. Однако закрытие небесной двери отсрочили: “…дверь в собрание небесных наследников еще не закрыта, она остается открытой на некоторое время для того <…> чтобы другие вошли принять свои венцы…10.

Конечная дата — 1914 г. — была теперь близка. От этого срока ожидали очень многого. В книге “Время близко”, выпущенной за 25 лет до 1914 г., выделены семь моментов:

В этой главе мы представим библейское доказательство, что окончание времен язычников, окончание их права на власть, наступит в 1914 году; и что кроме этого, эта дата будет границей правления несовершенных людей. И, заметьте, если это будет твердо основано на Священном Писании, тогда окажется:

1. Этот год будет началом Царства Божия, ибо Сам наш Господь учил молиться, говоря: «Да приидет Царствие Твое». Царство Божие в это время будет полностью всем управлять, твердо будет основано на земле.
2. На нашей земле правление возьмет в свои руки новый правитель земли <…> но на протяжении значительного времени до этой даты он низвергнет все земные правительства и учредит вместо них Свое праведное правление.
3. Некоторое время перед окончанием 1914 года последний член божественно-признанной церкви Христа, «царственного священства», «тела Христова» будет прославлен с главою Христом, ибо каждый член должен царствовать со Христом, будучи сонаследником Царствия.
4. От 1914 года и впредь Иерусалим не будет более попираем язычниками, но восстанет из праха унижения к чести, ибо времена язычников окончатся.
5. С этого времени прекратится ожесточение Израиля, ибо их ожесточение простирается до времени, «пока войдет полное число язычников».
6. Время великой скорби, которой не было с начала мира и не будет, достигнет своей кульминации во всемирном господстве анархии.
7. …будут сокрушены и разбросаны «все власти» (гражданские и церковные) — железо и глина11.

Подобные высказывания не были единичными. В книге “Приблизилось время”, вышедшей в 1889 г., мы читаем: “…в течение ближайших 26 лет все существующие правительства будут свергнуты и распадутся <…> В свете сильного библейского свидетельства о временах язычников, мы считаем установленной истиной то, что окончательное падение царств этого мира и полное установление Царства Божьего совершится к концу 1914 года н. э.12. В 1891 г. была издана книга Рассела “Да приидет Царствие Твое”, где на с. 153 сказано: “…к концу 1914 года полностью уйдет то, что Бог называет Вавилоном, а люди — христианским миром…13. В 1892 г., в выпуске от 15 января “Сторожевая башня” утверждала, что “дата завершения «брани» определенно указана в Писании как октябрь 1914 года14. Короткая статья из выпуска “Сторожевой башни” за июль 1894 г. показывает, что политическое положение того времени рассматривалось как явное доказательство того, что мир вот-вот должен войти в состояние агонии, причем утверждалось “что это Божьи сроки, а не наши <…> что 1914 год означает не начало, а конец времени бедствий15.

С приближением 1914 г. прогнозы становились все осторожнее. Если раньше Рассел настаивал, что буря бедствий и всеобщая анархия разразятся до наступления октября 1914 г., то в выпуске журнала за 1904 г. он писал: “Теперь мы полагаем, что анархическая кульминация великого времени бедствий, предшествующая тысячелетнему благословению, произойдет после октября 1914 года н. э. — мы считаем, что это произойдет очень скоро, — «в один час», «внезапно»16.

Далее последовали еще более осторожные высказывания. Если в 1894 г. Рассел утверждал, что приводимые даты были “Божьими сроками, а не нашими”, то за семь лет до наступления 1914 года он вдруг заявил, “что мы никогда не объявляли свои вычисления непогрешимо верными <…> мы всегда утверждали, что они основаны на вере17. Таким образом, получилось, что если кто-то выражал сомнения в связи с хронологией Общества, то ставилась под сомнение не эта хронология, а вера и отношения с Богом сомневающегося.

Рассел умер в 1916 г., оставив после себя пророчества о сроках, из которых не исполнилось ни одно, и тысячи сбитых с толку последователей. В книге “Свет — я”, изданной в 1930 г., сложившаяся ситуация описывалась следующим образом: “Весь Божий народ с радостным нетерпением ждал 1914 год. Когда он настал и прошел, последовало много разочарований, скорби и печали, и на Божий народ посыпалось множество упреков. Над ним насмехались священники и особенно их союзники, на него показывали с презрением, потому что так много говорилось о 1914 годе и о том, что должно было произойти, а эти «пророчества» не исполнились18. Такое положение дел унаследовал судья Резерфорд (в литературе эта фамилия часто не вполне корректным образом передается как Руттерфорд), избранный Президентом Общества в январе 1917 г. Перед ним стояли два варианта действий: признать ошибку или попытаться оправдать ложные предсказания предшественника. Судья выбрал второй путь.

Чтобы оживить слабеющее доверие читателей “Сторожевой башни”, Резерфорд в экстренном порядке организовал издание книги “Разга­данная тайна”, вышедшей в свет в 1917 г.

В книге были сделаны попытки передвинуть некоторые из ожидавшихся событий с 1914-го на 1918 г., при помощи параллели с разгромом еврейского восстания римлянами. 1918 и 1920 гг. были объявлены временем уничтожения церквей, которое начнется с России и распространится по всему миру. Весне 1918 г. приписывалось величайшее значение: “В 1918 году, когда Бог разом разрушит все церкви и миллионы членов церквей, все, кто избежит этого, придут к работам пастора Рассела, чтобы познать, что означает падение «христианства»19.

В 1920 г. “Разгаданная тайна” была переиздана с под­строчным примечанием, касающимся даты 1918 г.: “Исполнение этого пророчества начнется в России в 1918 г.20.

Грандиозные события должны были осуществиться, по мнению автора, и в 1920 г. К этому сроку гигантские революции, начавшиеся в 1918 г., достигнут кульминации, в результате чего всякое упорядоченное правительство исчезнет: “Даже республики исчезнут осенью 1920 года. Все царства земли погибнут, их поглотит анархия21. Впрочем, самому революционному движению, по мнению автора, также не повезет:“…оно будет полностью сокрушено, все целиком. Все его следы исчезнут в ярости мировой всепоглощающей анархии осенью 1920 года22.

Несмотря на эти грозные слова очередного пророчества и убежденность читателей, внимающих им, ничего даже близко похожего не произошло ни в этот год, ни предшествующие 1914 и 1918. “Всплеска бедствий” в христианском мире так и не случилось, правительства не были свергнуты, церкви не были разрушены.

В 1920 г. президент Общества Сторожевой башни опубликовал брошюру под названием “Миллионы живущих теперь не умрут вовек”. Эта броская фраза и по сей день используется организацией, но тогда она имела другой смысл, так как была привязана к новой дате — 1925 год. Подразумевалась, что многие миллионы из живущих в 1920 году доживут до 1925-го, когда “…прежний порядок, ветхий мир заканчивается и поэтому скоро погибнет, что наступает новый порядок, что 1925 год принесет воскресение достойных праведников древности и начало восстановления, представляется резонным заключить, что миллионы людей, живущих сейчас на земле, все еще будут на земле в 1925 году. Тогда, основываясь на обетованиях божественного слова, мы должны сделать твердый и неоспоримый вывод о том, что миллионы живущих теперь не увидят смерти вовек23.

Резерфорд, впрочем, не был изобретателем идеи о воскресении ветхозаветных праведников. Еще на 1915–1916 гг. его предшественник впервые напророчил воскресение патриархов Ветхого Завета. “Начало первой фазы Царствия в конце 1914 года, как мы понимаем, состоит в воскресении святых древности, — от Иоанна Крестителя до Авеля, Авраама, Исаака, Иакова и всех святых пророков24. Рассел был уверен, что “Бог не сделал ни одной ошибки и Его планы не изменяются25, но после его смерти Руттерфорд перенес “воскресение” на 1925 г.“Несомненно сатана верил, что тысячелетнее царство должно быть установлено в 1915 году <…> Но есть доказательство, что установление Царства в Палестине вероятно наступит в 1925 году, десять лет спустя, что мы однажды и вычислили.

Как и предыдущие, эти предсказания не сбылись, но несмотря на это заявления о точности хронологии, предлагаемой организацией, становились все более жесткими. Если ранее писалось, что 1914 г.“…будет началом Царства Божия”, то теперь появились заявления, что оно будет установлено на земле позже, правда “вскоре”и“на развалинах современных институтов власти26. Прославление “последнего члена призванной свыше Церкви Христа27 также уже не было приурочено к 1914 г. Все несбывшиеся предсказания замалчивались, но сомнений в датах не допускалось.

Во время второй половины президентства Резерфорда большинство прежних пророчеств, которые так яростно отстаивались в первой половине его пребывания у власти, были отвергнуты или передвинуты во времени.

Начало “последних дней” было перенесено с 1878 г. на 1914-й. Присутствие Христа также было смещено на 1914 г., а “официальное” начало Его управления Своим Царством — с 1878 г. на 1922-й. Начало воскресения было передвинуто с 1878 на 1918 г. В течение какого-то времени даже утверждалось, что 1914 г. на самом деле принес “конец мира” в том смысле, что Бог “официально” отменил право правления на земле мирских народов. Но от этого тезиса вскоре отказались, и “завершение системы вещей было отнесено в будущее.

После смерти Резерфорда в 1942 г., директивным решением Организации реконструируемая дата первого разрушения города Иерусалима была перенесена с 606 г. до Р. Х. на 607 г. до Р. Х. Нет никакого исторического свидетельства, ни одной научной теории, которые считали бы, что разрушение Иерусалима произошло на год раньше, чем это известно из истории. Руководство общества пошло в этом случае на прямую фальсификацию. Такое действие предпринято в связи с тем, что 2520 лет, отсчитанные с момента падения Иерусалима в 606 г., заканчиваются на самом деле в 1915 г., а не в 1914-м, как заявляла Организация в течение более 60 лет. Но стремление сохранить 1914 год как дату, значение которой подчеркивалось на страницах практически всех изданий Общества, требовало передвинуть дату разрушения Иерусалима на один год, что и было сделано в новых изданиях “Сторожевой башни”. При этом был обойден вопрос о наличии у руководителей организации элементарных арифметических знаний.

К середине 1940-х гг. было решено, что во время президентства Рассела и Резерфорда была неправильно рассчитана дата сотворения Адама. Поэтому конец шеститысячелетнего периода человеческой истории на самом деле приходится не на 1874 г., а на 1975-й. Эта идея широко распространяется с 1966 г. в связи с тем, что в период с 1960 по 1966 г. темпы роста организации значительно снизились. В этой ситуации Общество Сторожевой башни выпустило новую книгу и установило новый срок конца света. В своей работе “Жизнь Нескончаемая в Свободе Сынов Божиих” вице-президент Франц (1894–1992 гг.) пришел к выводу, что осень 1975 ознаменует начало седьмого периода человеческой истории. “Согласно достойной доверия библейской хронологии — 6000 лет, считая от сотворения человека, окончатся в 1975 году, и седьмой период — 1000 лет человеческой истории начнет свой отсчет осенью 1975 года28.

В том же 1966 г. в журнале “Пробудитесь!” была напечатана статья под названием “Как долго это еще будет продолжаться?” с подзаголовком “6000 лет завершаются в 1975-м”, где говорилось, что тысячелетие — это последние 1000 лет в 7000 лет дня отдыха Бога и “что «последние дни» начались в 1914 году и что физические факты наших дней, свидетельствующие об исполнении пророчества, отмечают последнее поколение этого беззаконного мира29. Эти “физические факты наших дней” появлялись в изданиях Общества постоянно. Публикации “Сторожевой башни” приводили утверждения известных людей или “экспертов” в любой сфере деятельности, любым образом упомянувших 1975 год. Например, высказывание бывшего госсекретаря США Дина Ачесона, сделанное в 1960 г.: “Я достаточно хорошо знаю, что происходит вокруг, чтобы уверить вас: через пятнадцать лет с сегодняшнего момента в этом мире будет слишком опасно жить30. Книга “Голод — 1975!”, написанная двумя экспертами по продовольствию, цитировалась постоянно: “К 1975 году мир столкнется с бедствием беспрецедентного масштаба. Голод, какого еще не было в истории, обрушится на неразвитые народы. К 1975 году гражданские выступления, анархия, военные диктатуры, безудержная инфляция, крушения транспорта и беспорядочные волнения станут повседневной реальностью для многих голодных народов31. Все эти заявления были направлены на поддержание у читателей совершенно определенных надежд и упований; впрочем, общество с самого зарождения возбуждало людские надежды на определенные даты, а потом эти даты проходили, а надежды не оправдывались.

“Сторожевая башня” от 15 августа 1968 г. даже высказалась о том, что не нужно слишком серьезно относится к словам Самого Христа: “Не время играть словами Иисуса о том, что «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36). Напротив, сейчас каждый должен хорошо знать, что конец настоящей системы вещей быстро идет к своему ужасному завершению. Не сомневайтесь, достаточно того, что Сам Отец знает «день и час»32. Здесь уже авторитет организации стоит выше авторитета Священного Писания.

Несколько прямых заявлений вышло из служебного отдела штаб-квартиры, который выпускает ежемесячную газету “Наше царственное служение”, предназначенную только для Свидетелей, а не для широкой публики. В марте 1968 г. эта газета призывала начать полновременное проповедническое служение (“пионерскую деятельность”): “Ввиду того, что осталось совсем немного времени, мы хотели бы делать это как можно чаще, так часто, как только могут позволить обстоятельства. Только подумайте, братья, осталось всего около девяноста месяцев до того, как завершатся шесть тысяч лет существования человека на земле33. В номере за май 1974 г. говорилось о том, насколько “мало осталось времени”: “Есть сообщения, что братья продают дома и собственность, планируя провести оставшиеся дни этой системы в пионерском служении. Несомненно, это чудесный способ использовать короткое время, оставшееся до конца этого развращенного мира34. Довольно много Свидетелей именно так и поступили. Некоторые бросили работу, продали дома, фермы и вместе с женами и детьми переехали служить туда, “где они были больше нужны”, рассчитывая, что оставшихся средств хватит до 1975 г. Другие (в том числе и пожилые люди) взяли свои деньги по страховке и по имевшимся у них ценным бумагам. Некоторые отложили хирургические операции в надежде, что с приходом нового тысячелетия нужды в них уже не будет.

Когда 1975 г. прошел, средства этих людей истощились, здоровье серьезно ухудшилось, и теперь им нужно было справляться с жестокой реальностью и начинать жизнь сначала. В прессе много говорилось о крахе ожиданий организации, связанных с 1975 г., достаточно было разговоров и в руководстве. Некоторые члены Руководящей корпорации заговорили о необходимости сделать какое-либо заявление, при­знающее, что организация ошиблась, но Мильтон Хеншель решил, что наиболее разумным будет просто об этом не упоминать, чтобы со временем этот скандальный случай забылся, как и другие. Реакция рядовых членов секты была естественной. Начался массовый отток членов общества, поэтому было сделано заявление, признающее, что организация несет ответственность за допущенную ошибку. Оно было напечатано в “Сторожевой башне” от 15 марта 1980 г., то есть через пять лет после самого события.

Для чего же сектантам нужны эти лжепророчества? Ведь существуют совершенно ясные слова Господа о сроках Второго пришествия: “О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один” (Мф 24:36). Несмотря на эти всем понятные строки, руководители сект снова и снова назначали конкретные даты, конечно корректируя при этом старые предсказания, которые не исполнились. И всегда находилось некоторое число людей, готовых им верить. Что же по этому поводу говорит Священное Писание? Бог сказал Моисею: “Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей” (Втор 18:22). Такого пророка в Ветхом Завете было повелено предавать смерти (см. Втор 18:20). В наш век, конечно, никто не рискнет побивать камнями за ложную дату конца света, тем более что рядовые члены различных сект сами стремятся к тому, чтобы оказаться обманутыми. Они постепенно принимают в свое сознание образ мыслей, используемый в организации, отдавая при этом обществу годы жизни, здоровье, и материальные средства. Поэтому оказавшись в конце концов перед возможностью полного разочарования в учении общества, они оказываются одновременно и перед возможностью краха всей своей жизни. В таком случае они готовы поверить любому малоправдоподобному аргументу, оправдывающему руководство секты, только бы сохранить свои иллюзии.

Notes:

  1. Сторожевая башня. 01.06.1992. N. Y. — P. 20. Д. Б. Евменов, 1998
  2. Эти даты подробно разобраны в книге бывшего члена Руководящей корпорации “Свидетелей Иеговы” Реймонда Френца “Кризис совести” (М., 1997), глл. 7, 8.
  3. Russell Ch. T. May your Kingdom come. Pennsylvania, 1891. — P. 234.
  4. Цит. по: Френц Р. Указ. соч. — С. 219..
  5. Russell Ch. T. New creature. Pennsylvania, 1899. — P. 454.
  6. Данные взяты из книги “Кризис совести” (с. 220, сноска 1). “Сторожевая башня” за 15.08.1974 г. упоминает об этом убеждении, но не указывает, что оно продолжало существовать после 1914 г.
  7. Цит. по: Френц Р. Указ. соч. — С. 221.
  8. Там же. — С. 224.
  9. Russell Ch. T. The Time is at Hand. Pennsylvania, 1889. — P. 239.
  10. Цит. по: Френц Р. Указ. соч. — С. 229.
  11. Russell Ch. T. The Time is at Hand. — P. 76–78.
  12. Там же. — P. 98, 99.
  13. Russell Ch. T. May your Kingdom come. — P. 153.
  14. Цит. по: Френц Р. Указ. соч. — С. 243.
  15. Там же. — С. 245.
  16. Там же. — С. 246.
  17. Там же. — С. 247.
  18. Russell Ch. T. Light I. N. Y., 1930. — P. 194.
  19. Russell Ch. T. The Finished Mystery. N. Y., 1917. — P. 258.
  20. Прайс Е. Б. Свидетели Иеговы. Калининград, 1994. — С. 37.
  21. Russell Ch. T. The Finished Mystery. — P. 258.
  22. Там же. — P. 542.
  23. Rutherford J. F. Millions now living will never die. N. Y., 1920. — P. 97.
  24. Russell Ch. T. Day of revenge. Pennsylvania, 1897. — P. 625.
  25. Там же. — P. 624.
  26. Цит. по: Френц Р. Указ. соч. — С. 235.
  27. Там же.
  28. Franz F. Life Everlasting in the Freedom of the Sons of God. N. Y. 1966. — P. 29.
  29. Пробудитесь! N. Y., 1966. — P. 19, 20.
  30. Цит. по: Френц Р. Указ. соч. — С. 264.
  31. Там же.
  32. Там же. — С. 268.
  33. Там же.
  34. Там же. — С. 269.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: