Сергей Чапнин

Новости о пребывании десницы (правой руки) св. Иоанна Крестителя в России поражают своими цифрами: в Екатеринбурге святыне поклонилось более 80 тысяч человек, в Чебоксарах около 100 тысяч, в Москве — 300 тысяч, в Саратове – 300 тысяч, в том числе и мусульмане. Администрация Ставрополя продлила работу общественного транспорта в ночь на 29 июня для удобства паломников, желающих поклониться деснице Иоанна Крестителя. Приведенные цифры выглядят почти фантастически, даже если учитывать некоторую погрешность таких подсчетов. Кажется, перед нами неожиданно открывается «другая Россия». Та, которая не попадает в выпуски новостей на ТВ. Та, которую не хотят замечать, рассуждая о будущем. И, тем не менее, в этой «другой России» сегодня, как оказалось, живут миллионы верующих людей – православных и мусульман.

Конечно, дело не только в цифрах. Просто эти цифры заставляют серьезно задуматься: может, мы что-то упустили, что не видим в современной России? Почему вдруг люди сегодня идут к мощам? Почему их так много? В наших СМИ эти вопросы не ставятся, но без них не понять смысл происходящего. Это ведь не экзотика, это огромный пласт нашей современной жизни.

Действительно, что мы видим: религиозный фундаментализм, мракобесие, невежество или искреннюю веру? Я далек от мысли, что все можно легко разделить на черное и белое. Среди сотен тысяч пришедших к мощам, наверное, были те, кто, отчаявшись, искал исцеления «любой ценой». Наверное, были и те, кто шел из любопытства. Каждого не спросишь… Но если просто задуматься, что меня, что каждого из нас может заставить провести в очереди 6 или 10 долгих часов или даже поехать в другой город, ответ не может быть легкомысленным. Думаю, чувства большинства можно выразить в нескольких словах – благоговение перед великой святыней. Ведь если задуматься, это удивительно и страшно – мы поклоняемся святому, который вот этой самой рукой крестил в Иордане Самого Спасителя.

С точки зрения современной культуры, благоговение – это почти невозможное переживание. Как человек может испытывать благоговение, как в нем может сохраниться чувство священного, если современная массовая культура – вся цинизм, насмешка, суррогат? Кажется, что сложные чувства давно вытесняются примитивными, вместо духовности у нас душевность, эмоции, невроз. Но нет, в Москве в очереди к мощам можно было встретить и студентов престижных вузов, и молодых менеджеров, и старших школьников. Такие из любопытства точно не пойдут – не в их жизненном ритме стоять в очереди из любопытства по 6 часов. Не смутное «религиозное чувство», а вера дает этим людям силы. В этом тайна «другой России». Судя по всему, не такие уж могущественные современные коммуникационные системы, если из информационного поля выпадают миллионы людей и вот так негромко, молчаливо свидетельствуют о своих ценностях. Конечно, это далеко не единственная форма свидетельства о своей вере, но именно она оказалась на виду. Есть робкая надежда, что и иные грани жизни «другой России» со временем увидят наши зоркие СМИ.

Второй вопрос – почему так много людей, – не имеет особого значения. Он, по сути дела, технический. Могло бы быть и значительно больше. По подсчетам начальника УВД Челябинска Игоря Иванова, к мощам прикладывались от 1000 до 1200 человек в час. Это значит, что человек проводил у мощей 2-3 секунды, не больше. Но, зная это, люди шли и были рады этому краткому прикосновению к святыне. Задержись мощи хотя бы на 2-3 дня в каждом городе, общий счет шел бы на миллионы.

04 июля 2006
Источник: Полит.ру

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.