Марсель и Вифлеем

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 57, 2010
К 1575-летию со дня преставления святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина
Марсель и Вифлеем

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, почитаемый Русской Православной Церковью, по праву считается отцом западного монашества.

О жизни и трудах преподобного Иоанна Кассиана известно достаточно много1. Преподобный Иоанн родился во второй половине IV в. (ок. 360 г.). О месте его рождения нет точных сведений; им считается и Малая Скифия (совр. Добруджа, Румыния), и Галльская область Западной Римской империи (совр. Франция); встречаются даже упоминания о его восточном происхождении. О “скифском” происхождении преподобного Иоанна упоминает и Геннадий Марсельский, возможно его второе имя Кассиан связано как раз с местом рождения — обнаруженном в Малой Скифии районе, земли которого считались ещё со II–III вв. владением рода “кассиан”. Как явствует из его сочинений, преподобный Иоанн происходил из состоятельной христианской семьи и получил лучшее по тем временам домашнее образование, был знаком с греческой философией, хорошо владел латинским и греческим языками.

Имея хорошее светское образование, преподобный Иоанн, однако, не стремился достичь мирского благополучия, а обратился к подвижнической жизни монахов, молитвы и образ жизни которых, как он писал, имел возможность слышать и видеть ещё в детстве. Он стремился стать способным “чистым оком созерцать глубокие и сокровенные тайны, чего никак не доставит ; светская учёность, а одна чистота духа посредством просвещения Святого Духа”2. Жизнь Преподобного сложилась так, что он долгое время подвизался и на Востоке, и на Западе, став связующим звеном христиан Запада и Востока. Покорившее его духовное богатство Востока он перенёс в западную христианскую жизнь, представляя и утверждая там как деятельной монашеской жизнью, так и учёными трудами полный опыт аскетики и монашеских идеалов, выработанных подвижниками Египта и Палестины.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

В юности (ок 380 г.) преподобный Иоанн и его друг Герман отправились в Палестину. В Святой Земле они приняли монашество в Вифлеемском монастыре, расположенном недалеко от места рождения Спасителя. С той поры закрепилась глубокая дружба преподобного Иоанна с Германом, которого он называет “святым аввой”, говоря: с ним “у меня с самого начала монашеской жизни, с первых опытов духовного воинствования было нераздельное пребывание как в киновии, так и в пустыне, так что все для означения дружества и одинакового намерения нашего говорили, что в двух телах находятся один ум и одно сердце”4. В Вифлеемской киновии преподобный Иоанн получил первые наставления в подвижничестве. Проведя там два года, движимый стремлением к новым духовным знаниям преподобный Иоанн вместе с Германом по благословению настоятеля отправился в Египет. Посещая монастыри в верхнем и нижнем Египте, они собирали всё лучшее, что видели в монастырских постановлениях и в примерах жизни строгих подвижников. Встречаясь с просвещёнными и опытными старцами, в частности, с Моисеем и Пафнутием, запоминали и записывали их поучения о различных духовных предметах, их рассказы о многоразличном духовном опыте, старались усвоить себе высоту жизни египетских подвижников. Впоследствии этот приобретённый опыт и знания послужили материалом для сочинений преподобного Иоанна о монашестве. Проведя в “обозрении египетских монастырей” семь лет, духовные странники, исполняя обещание возвратиться в обитель, где они приняли монашество, вернулись в Вифлеем. Но там они пробыли недолго и вскоре опять отправились в Египет. На этот раз они прожили в пустыне около трёх лет. В это время в среде египетского и палестинского монашества возникли раздоры и смуты, вызванные оригенистскими спорами. Тишина и уединение монашеской жизни были нарушены; преподобные Иоанн и Герман, как и многие другие египетские монахи, покинули Египет.

В 400 г. они отправляются в Константинополь. Главной их целью было увидеть и услышать знаменитого учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста, возглавлявшего тогда Константинопольскую кафедру. В Константинополе преподобный Иоанн стал учеником Святителя, который вскоре (ок. 404 г.) возвёл его в сан диакона, а преподобного Германа, как старшего возрастом, во пресвитера. По достоинству Преподобные были приняты в Константинополе и преданными святителю Иоанну служителями Церкви. Во время второй ссылки Святителя преподобный Иоанн Кассиан вместе с Германом был направлен константинопольским клиром во главе посольства в Рим к папе Иннокентию I с ходатайством о защите святителя Иоанна. Миссия эта не увенчалась успехом; более того, опала распространилась и на друзей Святителя. После завершения посольства преподобный Иоанн Кассиан в Константинополь уже не вернулся.

Пробыв некоторое время в Риме, где он сблизился с будущим папой Львом Великим, преподобный Иоанн прибыл в Южную Галлию. Там он был посвящён папой в сан пресвитера города Массилии (Марселя). В Марселе, следуя своему стремлению к устроению монашеской жизни в соответствии с высоко ценимыми им образцами восточной православной аскетики, он основал две обители — мужскую (святого Виктора) и женскую (Христа Спасителя) — устроенные по правилам палестинских и египетских общежительных монастырей, но смягчённым при этом в соответствии с более суровыми условиями Запада. Здесь проявилась характерная для преподобного Иоанна черта следовать “царским путём”, избегая крайностей и фанатизма. В своём сочинении “О правилах общежительных монастырей”, которое он написал по просьбе аптского епископа Кастора, собиравшегося устроить у себя в епархии общежительный монастырь по образцу восточных и преимущественно египетских, Преподобный писал: “Лучше тех монастырей, которые с начала апостольской проповеди основаны святыми и духовными отцами, не может быть никакое новое братство на западе в стране Галлии ; Если замечу, что какие-нибудь правила египетских монастырей будут здесь неисполнимы ; то, сколько возможно, заменю их правилами монастырей палестинских или месопотамских, потому что если правила будут соразмерны с силами, то их можно будет исполнять без труда и с неравными способностями”5. По слову профессора К. Е. Скурата, говоря о личном подвиге во имя спасения, преподобный Иоанн предостерегает — он не для всех одинаков. Если одному хорошо отшельничество, то другому “оно не только бесплодно, но и гибельно”. Другому киновия может быть святым избранием, а иному и её нельзя рекомендовать. Что одному трудно и даже невозможно, для другого — естественная привычка. Поэтому “каждому из нас, — пишет преподобный Иоанн, — надобно наперёд тщательно узнавать меру своих сил и по этой мере браться за науку, какая нравится, ибо хотя все науки полезны, однако ж не могут быть все удобны для всех”6.

Сочинение “О правилах…”, посвящённое внешней и внутренней сторонам монашеской жизни, состоит из 12 книг. Первые четыре, — об устройстве “внешнего жития” монахов: о правилах поступления в монастырь, о внешнем виде и одежде монахов (кн. 1), об общих молитвах ночью и днём (кн. 2 и 3), об обетах, о послушании по уверенности, что старец ничего ненужного не прикажет, о покаянии и др. (кн. 4), с примерами из жизни египетских, палестинских и сирийских монахов. В остальных книгах Преподобный рассуждает “о происхождении восьми главных пороков и о том, как можно, по учению Отцов, искоренить сии пороки”7, посвящая описанию каждого из них отдельную книгу: о чревоугодии (кн. 5), о блудной страсти (кн. 6), о корыстолюбии (кн. 7), о гневе (кн. 8), о печали (кн. 9), об унынии, или тоске сердца (кн. 10), о тщеславии (кн. 11) и о гордости (кн. 12), которую называл самой лютой страстью, “свирепее всех предыдущих”8. Вскоре преподобный Иоанн написал “Собеседования”, в основе которых лежат достоверные свидетельства, воспоминания и записи его духовных бесед со знаменитыми египетскими подвижниками — аввами Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. Всего Собеседований 24, они посвящены современникам преподобного Иоанна — монахам, настоятелям монастырей, епископам — и касаются внутренней жизни монаха: о целях монашеской жизни, о молитве, о покровительстве Божием, о деятельной и созерцательной жизни, о последствиях грехопадения и пр. Оба этих сочинения сыграли огромную роль в знакомстве западного монашества с опытом восточной христианской аскетики и в становлении западной монашеской традиции. Они были высоко оценены современниками преподобного Иоанна и последующими христианскими авторами. Епископ Евхерий Лионский составил краткое извлечение из “Собеседований” и “Правил” — так называемый “Устав Кассиана”; преподобный Бенедикт Нурсийский (основатель ордена бенедектинцев, †543) использует их в своём “Уставе” и предписывает монахам ежедневное чтение “Собеседований” в своём монастыре; изречения из “Правил” вошли в сборник “Изречений” египетских Отцов (Apophtegmata). Последнее сочинение преподобного Иоанна “О воплощении Христа. Против Нестория” (в 7 книгах) написано по просьбе римского архидиакона Льва, впоследствии папы Льва Великого (†461). Это одно из первых сочинений против несторианства, появившихся на Западе. Изложенные в нём в полемике с Несторием христологические взгляды преподобного Иоанна оказали заметное влияние на развитие христологии на Западе, в том числе и христологии святителя Льва Великого.

Преподобный Иоанн мирно отошёл ко Господу в 435 году. Он похоронен в Марселе, в церкви святого Виктора в основанном им монастыре. Его мощи покоятся в серебряной раке, присланной папой Урбаном V, ранее бывшим аббатом этого монастыря. На раке надписание Sancti Cassiani ‘святого Кассиана’. Святым почитал Преподобного и папа Григорий Великий. На Западе память Преподобного отмечается местно в Марселе 23 июля. Православная Церковь празднует память преподобного Иоанна Кассиана 29 февраля/13 марта.

Труды преподобного Иоанна Кассиана вошли в классический фонд христианской духовной литературы. Основанные им монастыри служили на Западе примерами устройства общежительной монашеской жизни. Принадлежа неразделённой Церкви и прожив большую часть жизни на Западе, Преподобный навсегда остался верен высоким христианским идеалам православного Востока, к духовному богатству которого приобщился в молодые годы. Но и сейчас, через пятнадцать веков, происходит такое же обращение к Православию христиан Запада (со скорбью приходится говорить о христианах иных конфессий). Можно назвать в этой связи имена наших современников: Ярослав Ян Пеликан, американский патролог и историк христианства, бывший лютеранский пастор; архимандрит Плакида (Дезей), доцент патрологии Свято-Сергиевского богословского института в Париже, бывший ранее настоятелем католического монастыря; протоиерей Пётр Планк, богослов, историк древней Церкви, настоятель прихода Благовещения Пресвятой Богородицы г. Вюрцбурга (Германия), бывший католический священник, доктор теологии; К. Фелми, известнейший немецкий богослов, специалист по православной литургике, бывший лютеранский священник. Будучи, как и преподобный Иоанн Кассиан, прекрасно образованными людьми своего времени, они приняли Православие, ещё раз подтвердив тем самым единство истинной науки и истинной веры. Заметим, что все они были людьми глубоко верующими; вера была их жизненным призванием. Неравнодушие к истине привело их к поискам истоков веры, заставило обратиться к наследию Отцов, в том числе и тех, современником которых был преподобный Иоанн Кассиан. И, наверное, не будет чрезмерно дерзким предположение о том, что именно он может предстательствовать за них перед Престолом Божиим.

1См., напр.: Малков Ю. Сотериология преподобного Иоанна Кассиана Римлянина // Альфа и Омега. 1999. № 4(22); Фокин А. Преподобный Иоанн Кассиан // Альфа и Омега. 2003. № 3(37).

2Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Репр. СТСЛ. 1993. С. 492.

3Современная икона работы иконописца А. Столярова (Германия). Редакция благодарит автора за разрешение на публикацию. — Ред.

4Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. С. 167.

5Там же. С. 8.

6Там же. С. 612.

7Там же. С. 8.

8Там же. С. 143.

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале
Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: