Матушка Георгия (Каледа): жизнь Церковью

|

11 июня 2010 года московские приходы облетела весть о том, что на 89-м году жизни закончила свой земной путь монахиня Георгия (в миру – Лидия Владимировна Каледа), вдова приснопамятного протоиерея Глеба Каледы.

Последняя совместная фотография отца Глеба и матушки Лидии

Монашеский постриг и мирная кончина венчали долгий и трудный земной путь, отмеченный скорбями, заботами и утратами, но исполненный радостью веры и молитвы, освященный действием Божественного Промысла. Эта дорога был очень ясной и прямой, как путь через многомятежное «море Чермное». Такой же прямой и самоотверженной была сама Матушка. И все что мне известно об этом человеке, говорит о том, что всю свою сознательную жизнь она знала, куда и зачем идет, и поэтому старалась идти прямо, сокращая расстояние.

Монахиня Георгия

Я буду называть ее в этом очерке Матушкой, поскольку так многие духовные чада отца Глеба Каледы называли Лидию Владимировну в течение последних двадцати лет. И честно говоря, не успев привыкнуть к монашескому имени, я продолжал так именовать уже после пострига монахиню Георгию.

Для нас, молодых людей, пришедших в церковь в начале девяностых, Матушка была одним из свидетелей веры, переживших огненные испытания двадцатого века. Постепенно в ее коротких репликах и воспоминаниях нам открывались масштабы этой большой жизни, возникало ощущение чуда и невольное благоговение перед непобедимой Божественной Любовью и несокрушенной человеческой верностью.

Лидия Амбарцумова в молодости

Матушка не просто принадлежала к Церкви, а жила Церковью. Ей довелось стать свидетелем гонений, закрытия и уничтожения храмов, пережить арест и гибель своего отца и многих близких людей.

С 1972 года она вместе со своим мужем в течение 18 лет участвовала в тайных богослужениях в храме, устроенном в их простой московской квартире.

Она увидела и славу Церкви – открытие и строительство новых храмов и монастырей, прославление святых новомучеников и исповедников, причисление к лику святых своего отца.

Может быть, поэтому Матушка так любила чтение из паремии в Великую Субботу, где прославляется Бог, «коня и всадника» ввергший «в море» – разве она сама не была свидетелем подобного чуда?

После кончины супруга в служении Матушки начался новый этап. Именно тогда мы узнали, насколько богато было ее сердце, готовое вместить так много таких разных духовных чад Батюшки, поддержать и утешить. Особо нужно вспомнить ее переписку с теми заключенными, которых крестил и наставлял о. Глеб. Сотни писем, десятки адресатов, помощь, посылки… Последняя передача одному из заключенных была отправлена Матушкой всего за семь дней до кончины!

Она не могла и не пыталась заменить Батюшку, но как хранительница памяти и соработница его духовного делания, Матушка постаралась вместе со своими детьми сделать все, для того чтобы память об о. Глебе и его духовное наследие стали доступны миллионам читателей и слушателей по всему миру. Она стала заниматься разборкой домашнего архива, подготовкой рукописей о. Глеба к изданию и написанием своих воспоминаний.

Глеб и Лидия Каледы

Еще одной гранью служения матушки стало духовное окормление и дружеское участие в жизни многих ее сверстниц – в наши дни уже весьма пожилых дам. Мне довелось быть свидетелем того, как много сил и времени (иногда разговоры по телефону продолжались часами) Матушка уделяла племяннице своего духовника прот. Александра Толгского – ныне уже почившей Надежде Николаевне Толскогой, пытаясь вырвать человека из круга одиночества и уныния.

В начале мая 1994 года Лидия Владимировна узнала, что ее отец был расстрелян на полигоне НКВД в Бутове. А в 2000 г. о. Владимир был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских. Это стало большим утешением для Матушки. С того времени день мученической кончины отца – 5 ноября – она встречала в Бутово, особо переживая его духовную близость.

Судьба Бутовского прихода неотделима от жизни Матушки. С 1995 г. она деятельно помогала своим сыновьям Сергею и Кириллу в строительстве деревянного храма у погребальных рвов на месте массовых расстрелов. Позднее, когда Кирилл Глебович принял священный сан и стал настоятелем храма Новомучеников и исповедников Российских, Лидия Владимировна часто приезжала и подолгу жила в Бутово.

храм Новомучеников и исповедников Российских в Бутово

Она являлась тем связующим звеном, через которое сотрудники и прихожане храма соединялись с поколениями исповедников веры. Она несла нам свой опыт, выстраданный в эпоху гонений, то редкое в наши дни духовное благородство, которому не научишься из книг. Оно было очевидно, в том числе, и в том редком уважении к свободе нравственного выбора других людей, которое каждый раз проявляла Матушка.

Она сама имела твердые проверенные ориентиры, знала что хорошо и что плохо, но когда дело касалось другого человека, Лидия Владимировна была очень тактична. Она не осуждала, не спорила, если просили ее совета, ссылалась на свой опыт или опыт близких ей по духу людей, иногда, когда была не согласна, говорила просто «Не понимаю, как можно делать такое». Практически ни разу мне не доводилось слышать от нее абстрактно-назидательных поучений. Не менее редким в наши дни казалось ее восприятие Церкви как единого целого. Она не выделяла «партий» внутри духовенства и не делила приходы и людей на своих и чужих.

Матушка очень почитала новомучеников и исповедников и почти ежедневно вычитывала службы святым. С некоторыми из них она была знакома лично или через своих родителей. Ее воспоминания – это редкое по силе личное свидетельство.

Вся жизнь Матушки подчинялась богослужебному кругу. Многие годы она пела на клиросе в храме Новомучеников в Бутове. Обладая редкой литургической грамотностью, она многие песнопения пела наизусть и была прекрасным уставщиком. Когда возникали у регента недоумения в проведении службы, она смиренно отвечала: «Я точно не помню, но кажется, вот так…».

В 2000 году, за месяц до канонизации отца, матушка Лидия похоронила своего старшего сына Сергея и невестку Анну, погибших в автокатастрофе. Это была очень тяжелая утрата.

С конца 2003 года матушка Лидия часто проживала в Зачатьевском женском монастыре, настоятельницей которого являлась ее дочь – игумения Иулиания. Казалось, жизнь вошла в спокойное русло. Но оказалось, что Матушка способна взять еще одну высоту. 5 декабря 2008 года, по духовному совету схиигумена Илия, духовника Свято-Введенской Оптиной пустыни, и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, в день его блаженной кончины, наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий постриг ее в монашество с именем Георгии, в честь ее духовного наставника старца Георгия (Лаврова).

11 июня 2010 года монахиня Георгия мирно отошла ко Господу, причастившись накануне Святых Христовых Таин и пособоровавшись. Отпевание проходило 13 июня в освященном в честь ее отца Владимирском приделе храма Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре. Собралось много людей (приблизительно человек 250-300). Пришли насельницы обители, родственники, близкие, духовные чада о. Глеба, прихожане храмов Москвы.

Отпевание по строгому монашеском чину возглавил духовник обители и московского духовенства протоиерей Николай Важнов в сослужении протоиереев Владимира Воробьева, Александра Салтыкова, Георгия Полозова, Александра Ильяшенко и сонма духовенства (12 священников и три диакона). В том числе сослужили двое сыновей Матушки – протоиереи Иоанн и Кирилл. Дочь игуменья Иулиания и сын Василий читали псалтырь и молитвы. Домашняя церковь провожала одного из своих устроителей в Церковь Небесную.

Матушку Георгию похоронили, по ее просьбе, на Ваганьковском кладбище в ту самую могилу, где в 1923 г. была погребена ее мама. Она рассказывала в своих воспоминаниях, что с этим местом связаны были ее первые детские переживания вечных истин. Здесь она поняла когда-то, что все люди смертны, сюда она приходила вместе с отцом, в последний раз в 1937 г., чтобы обратиться к Тому, Кто победил смерть.

Лидия Владимировна всегда была бодра духом, полна радости о Господе и благодарения Ему. Она жила Пасхой. Я как-то обратил внимание на то, что годовой круг Матушки вращался вокруг Светлого Дня. «А там уже и Пасха скоро», – частенько повторяла она, строя планы на ближайшее и не столь близкое будущее.

С ожиданием Пасхи была связана одна из чудесных историй ее жизни. Еще в юности друг семьи Андрей Утешев сказал Лидии Амбарцумовой, что в далеком (тогда невероятно далеком) будущем в 2010 (!) году память св. мученицы Лидии будет выпадать на понедельник Светлой седмицы. Матушка ждала этого соединения праздников многие годы, и особенно в последнее время, надеясь дотянуть до заветного дня. И этот день настал.

С редким благодушием перенося болезни и скорби, она, особенно в последние годы жизни, смотрела на происходящее, как иногда казалось, поверх земных реалий, устремляясь взором куда-то вверх. Туда, где она теперь, как мы надеемся и верим, обрела «полноту Жизни во Христе», где смерти нет, где вечная Пасха!

Матушка Георгия (Лидия Владимировна Каледа). Воспоминания

Последние воспоминания матушки Георгии (Лидии Владимировны Каледы-Амбарцумовой)

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Отец Павел Адельгейм. Бодрствуйте. Радуйтесь.

Памяти священника, которого считали несгибаемым оловянным солдатом

Храм в Бутырке: поддержка святых вместо обвинения

Когда-то протоиерей Глеб Каледа служил здесь перед одеяльцами, натянутыми на деревянные рамки

Протоиерей Андрей Кордочкин: Испанцы похожи на нас, у них все доводится до крайности

О Бродском на проповеди и православной общине в центре католического Мадрида

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: