Мечта построить монастырь

|

Источник: Нескучный сад №8(28)

Датчанин, мистер Йорген Ларсен Виг, решил в своем загородном замке устроить православный монастырь. Но осуществить мечту ему удалось только через 50 лет. Об этом был снят документальный фильм «Монастырь», который получил в этом году множество призов и наград, в том числе и на 29-м Московском кинофестивале. Мистер Виг умер за два года до премьеры и фильма о своем монастыре не увидел, но наладить монастырскую жизнь в замке с помощью шамординской монахини Амвросии (Гараевой) ему удалось. Более подробно об этом читайте в восьмом номере журнала «Нескучный сад», а сейчас предлагаем вам фоторепортаж нашего корреспондента Екатерины СТЕПАНОВОЙ из датского монастыря-замка в Хесбьерге

В 1880 году богатый датский книгоиздатель построил замок в своем имении Хесбьерг, чтобы устроить в нем родовое гнездо. Но после его смерти сыновья проиграли в карты большую часть земель, а потом в 1956 году выставили на продажу и сам замок. В послевоенные годы земля в Европе стоила недорого, а Дания и вовсе была бедной страной. Содержать замок, платить налоги за землю и постройки не всякому было под силу. Но покупатель нашелся, им стал библиотекарь датской королевской библиотеки Йорген Ларсен Виг. Говорят, что замок и сорок гектар земли он купил в кредит, который позже выплатил за 7 лет.

Замок в Хесбьерге

Йорген Виг родился в 1918 году в семье фермера. Всю жизнь он прожил в одиночестве. Был человеком очень образованным – окончил четыре европейских университета, говорил свободно на 15 языках и со словарем мог читать еще на 37. В студенческие годы, когда Виг учился в Сорбонне, он увидел, как устроены католические монастыри во Франции и обнаружил, что монашеская община – это самое живучее объединение людей, у которых нет друг ко другу материальных и иных претензий, но есть общая цель, ради которой они трудятся и живут вместе. Мистер Виг загорелся, ему очень захотелось устроить такой монастырь и в Дании.

Йорген Ларсен Виг

Йорген Виг был лютеранином, одно время даже пастором, правда успел только два раза повенчать и один раз покрестить, потом его с должности сняли. Хотя у лютеран не бывает монастырей, мистер Виг все-таки надеялся основать монашескую общину в Хесбьерге. Он взялся за это дело с большим энтузиазмом, только не смог найти в маленькой Дании желающих стать монахами.

Все это огорчило Вига, но идею устроить хоть какую-то общинную жизнь в замке он не бросил: открыл бесплатные подготовительные курсы для абитуриентов. Будущие студенты жили в замке, три часа в день трудились в поле, обеспечивая себе пропитание, а остальное время занимались с лучшими преподавателями, которых мистер Виг выписывал из разных университетов Европы. Успех был потрясающий. Практически все окончившие курсы в замке поступали в ВУЗы и получали высшее образование. Подобные курсы существовали в стране и раньше, но были очень дорогими. Курсы просуществовали около пятнадцати лет, потом в Дании сменилось правительство, подняли налоги и студенческая община больше не могла сама себя содержать. Курсы пришлось закрыть.

Вход в замок

За замком в Хесбьерге закрепилась научная слава, и Виг продолжал устраивать в нем конференции и семинары, вел переписку с учеными разных стран, собирал библиотеку, изучал богословие. Здесь надо сказать, что отец Йоргена Вига был фермером и очень переживал за сына, что тот бесконечно учится и не занимается делом. В Дании правительство очень благосклонно относится к желанию граждан получать образование. Поэтому учиться можно всю жизнь и за это еще будут платить внушительную стипендию. Нормой для датчан считается в середине жизни сменить свою профессию кардинально, например, бросить врачебную практику и, если есть способности, пойти учиться на авиаконструктора. Поэтому мистер Виг продолжал изучать языки и науки, а имение содержал на деньги, которые получал за аренду фермерских угодий, принадлежащих замку.

Дверь и ключ от замка

В 1974 году к Вигу пришли бродячие артисты и попросились пожить на его земле. Мистер Виг согласился. Ему хотелось, чтобы в замке жили люди. Артисты поселились в каменных хозяйственных постройках рядом с замком. К ним стали подтягиваться разные циркачи, музыканты и прочий хипповский сброд. Сами они считали себя людьми творческими. Жили в шалашах, пели песни. Мистер Виг на них смотрел сквозь пальцы – все-таки хоть какая-то община.

Йоргена Вига интересовала «мирная тема», то есть он боролся за разоружение, за «мир во всем мире», был почетным членом множества комиссий и фондов. В 70-х годах он уехал на одну из «мирных конференций» и остался на несколько лет путешествовать по Индии, где познакомился с Далай-ламой и до конца жизни с ним переписывался. Они несколько раз встречались, и, когда Далай-лама приезжал в Данию, он останавливался в замке у Вига. На время своего путешествия по Индии мистер Виг оставил замок наркологической клинике, чтобы тот не пустовал, и в нем временно устроили центр реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости. Через пару лет существования центра, жители окрестных деревень пришли в отчаяние от такого соседства. Нашли как-то в Индии Вига и просили срочно вернуться и закрыть центр. Толпы наркоманов и хиппи бродили в окрестных лесах и мешали жить местному населению. Центр закрыли, а мистер Виг уехал в Россию.

Парадный вход с лестницей на второй этаж

Дверь в библиотеку. После смерти мистера Вига она опечатана

Артисты на это время перебрались в замок. Там они устроили творческие мастерские, плели корзины, рисовали, лепили всякие безделушки. В замке они так же оборудовали хозяйственные помещения, прачечную, душ, а ночевать снова уходили в свои шалаши. Эти артисты тоже в большинстве своем были наркоманы, но вели себя потише и местные их не боялись.

Парадная трапезная

В Санкт-Петербурге мистер Виг прожил два года, посещал вольным слушателем духовную семинарию в Александро-Невской лавре, путешествовал по монастырям, жил на Валааме, ездил в Оптину, в Псково-Печерский монастырь. Из России он вернулся с твердым желанием устроить в своем замке именно православный монастырь, русский. Он начал переписку с Московской Патриархией, несколько раз приезжал, но его везде принимали за сумасшедшего. Наверное, здесь стоит описать внешний вид мистера Вига: ему было тогда уже около семидесяти лет, мылся Виг крайне редко, одевался в Красном кресте (где бесплатно одевают бездомных), одежду свою не стирал и не штопал – просто выбрасывал, когда она становилась негодной. Жил очень аскетично в одной из подвальных комнат замка. Не убирался у себя, а когда пройти внутрь становилось решительно невозможно, мистер Виг закрывал комнату на ключ и переходил жить в соседнюю. С собой ничего не брал, все наживал заново. Можно представить, что когда такой необычный персонаж заявлялся в канцелярию Патриархии и на чистом русском языке говорил, что он датчанин и у него есть замок, который он хотел бы передать для устройства в нем русского монастыря – никто серьезно его не воспринимал.

Одна из комнат жилого этажа

Все комнаты связаны друг с другом “потайными ходами” – полостями в стене где проложены коммуникации. Есть несколько тайных лестниц с одного этажа на другой. Справа на фотографии видно, как под обшивкой обнаружили один из таких ходов

Зеленая комната – гостиная

Камин в зеленой комнате

Он снова и снова ездил в Россию. Мечта о монастыре наконец приобрела конкретные очертания. Мистер Виг не собирался отступать. И ему удалось пробиться. В конце девяностых годов в замок приехали первые монахини из России, из монастыря Шамордино. Мечта осуществилась через пятьдесят лет.

Более подробно о том, как строились отношения между русскими монахинями и мистером Вигом можно прочитать в восьмом номере журнала «Нескучный сад» и посмотреть в фильме Перниллы Роуз «Монастырь» . Осталось добавить, что с появлением русских монахинь жизнь в замке изменилась. Артистов к их неудовольствию пришлось из замка выгнать, теперь они снова живут в своих шалашах неподалеку. Мистер Виг принял православие. В одном из залов замка устроили церковь во имя св.Царственных Страстотерпцев, починили кое-как отопление, разгребли пару комнат, залатали местами крышу и начали все вместе жить монастырем, по уставу.

На чердаке замка до сих пор можно найти множество интересных вещей: старинную мебель, сундуки, письма и книги… книг в замке полно. Во всех комнатах. На всех языках. Старинные и новые. Подшивки журналов и газет. Чего только нет! Например: “Учебник китайского на русском языке”


Остался ли доволен мистер Виг тем что получилось в замке? Хотел ли он именно такой монастырь или мечтал о чем-то другом? Никто не знает. Мистер Виг умер через пять лет в 2005 году, когда в возрасте близком к 90 годам поехал в Индию на очередную «мирную конференцию». Его тело привезли из Индии в закрытом гробу в Данию в Хесбьерг. В замке его отпели по православной традиции, потом родственники совершили лютеранское отпевание в кирхе, а в конце и вовсе тело кремировали, после чего похоронили на родовом кладбище Вигов. В православном крещении его имя Георгий.


В замке сейчас решаются вопросы наследства. Монастырская жизнь идет своим чередом. Хотя изредка появляются слухи, что чудак-Виг вовсе и не умер в Индии, а прислал “свой гроб”, чтобы потом со стороны посмотреть, как эти русские устроят в его замке монастырь…

Небольшой “читальный зал” есть даже на чердаке!

Хесбьерг – это довольно большой по датским масштабам лес (около ста гектар). Мистер Виг очень гордился, что ему удалось сохранить этот зеленый участок на карте Дании. Замок и прилегающая к нему деревня считаются архитектурным и историческим памятником страны. В национальном датском музее в Копенгагене Хесбьергу и интерьерам замка отдано несколько залов. Правда, после студентов, наркоманов и бродячих артистов от интерьеров мало что осталось: мебель, камины и лепнина

Площадь замка около 900 квадратных метров. В былые времены весь подвальный этаж был полностью отдан прислуге, без которой отапливать и содержать замок в порядке казалось невозможным. Теперь там живет одна монахиня Амвросия (Гараева), изредка к ней приезжают помощники

А дел в замке очень много! Поэтому современные паломники, которых мать Амвросия очень ждет в замке-монастыре, обеспечены полезной деятельностью в полной мере на все время проживания. Работа находится для каждого:

Можно стричь газон

Пропалывать клумбы

Шить занавески

Штопать что-нибудь, мыть окна, убираться

Колоть дрова

Ремонтировать крышу


А в перерывах можно и отдохнуть немного на крылечке



Никогда не отдыхает только одна мать Амвросия. Когда приезжают гости и трудники – она на всех готовит еду

Хотя иногда удается найти помощников – любителей печь пирожки

Но в основном все приходится делать самой

Полное суточное богослужебное правило мать Амвросия тоже вычитывает в храме сама…

..или находит желающих в этом поучаствовать

Так выглядит храм святых Царственных Страстотерпцев в Хесбьерге

Иконостас

А после вечернего правила – обязательный крестный ход вокруг замка


Артисты, которые тридцать лет назад поселились в непосредственной близости от замка, уже состарились. Нормального жилья у них нет, поэтому все они так и живут в своих шалашах и хибарках. В основном, эти люди безработные и существуют на пособие. Но выгнать их с этой земли по датским законам нельзя, хотя и прав на нее они не имеют никаких. Приходится уживаться и находить общий язык им с монастырем, матери Амвросии – с ними


Живут артисты коммуной. Все вопросы решают на общем совете, который собирается в единственном принадлежащем им каменном здании. Кстати самом старом здании в Хесбьерге. Оно было построено еще на 150 лет раньше чем замок

В последние годы мистер Виг пытался ходить на их собрания и даже ощущал себя равным членом коммуны. Однажды жители деревни решили купить общий трактор, тогда они обратились к Вигу: “У тебя здесь в деревне самая большая хата – так что ты плати за трактор половину, а остальное мы соберем сами”. Он согласился, а что было делать?

Одна из каменных построек в деревне

В этом вагончике жила во время съемок Пернилла Роуз – автор фильма “Монастырь”. Она приезжала сюда пять лет подряд, иногда на один день, иногда на несколько месяцев

Там же, между домиками и шалашами находится яблоневый сад, где никто не собирает яблоки: местные хипари – потому что не знают, что яблоки можно собирать и кушать (они их покупают в магазине), а мать Амвросия яблоки не собирает до Преображения

В лесу, недалеко от замка, растет много грибов. Как-то приходит одна монастырская трудница с пустой корзинкой и говорит с грустью: “Грибов что-то нет, кажется, местные просекли, что они съедобные…”

Каждый год, с тех пор как бродячие артисты поселились у мистера Вига, в середине августа они проводят фестиваль циркачей

Фестиваль продолжается три дня. Участники ночуют в палатках, а днем приходят на поляну

На поляне устроена сцена, где все желающие могут продемонстрировать свои таланты. Вечером выступают рок-группы. Этот фестиваль давно известен за пределами Дании. Посмотреть циркачей и акробатов приезжают несколько тысяч человек. Все это устраивается в непосредственной близости от монастыря. Буквально сто-двести метров от замка




Удивительно, что фестиваль проходит очень мирно и цивилизованно. Участники приезжают с детьми. Любой может попробовать себя в цирковом мастерстве

Но пришло время уезжать. Визы заканчиваются. Большинство паломников приедет в монастырь снова! Говорят, в этом году подобралась особенно хорошая компания.



Адрес монастыря: Closter, Hesbjergvej 50, Hesbjerg, 5491 Blommenslyst, DENMARK
Телефон в Дании: (45) 51 29 18 27
Электронный адрес монахини Амвросии: amvrosija@mail.ru

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: